Ключевые слова: интуитивный метод; методы прогнозирования; метод; эксперт; промышленное предприятие.
В условиях нынешних рыночных отношений большинству предприятий и организаций различных отраслей промышленности приходится выбирать сферы деятельности и пути своего дальнейшего развития. Ориентируясь на интересы и требования потребителей, на конкуренцию рынка и изменения в политике государства, предприятия пытаются разрабатывать стратегии своего развития, рассчитанные как на долгосрочную, так и ближайшую перспективы. Ясно, что чем точнее будут определены будущие результаты развития, намечены цели, разработаны механизмы и способы их достижения, тем точнее осуществляется текущее руководство, тем эффективнее решаются проблемы. Поэтому на промышленных предприятиях при разработке стратегических и текущих планов и возрастает необходимость практического овладения методами определения перспектив своего развития, то есть методами экономического прогнозирования.
Прогнозирование — это предвидение (предсказание), которое предполагает состояние или описание возможных, или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего.
Существует множество методов прогнозирования для достижения поставленной задачи, но хотелось бы остановиться и разобрать «интуитивный», или же «эвристический», поскольку суть этого метода заключается в построении осмысленной процедуры интуитивно-логического анализа [1]. Метод интуитивного прогнозирования удобно применять, когда объект прогнозирования слишком прост, либо настолько сложен, что учесть множество факторов аналитическим способом практически невозможно. Интуитивный метод также позволяет получить прогноз состояния объекта на будущее в независимости от наличия информации о его прошлом. Основной базой начальной информации является человек, то есть эксперт.
Неполная информация об объекте, который подлежит исследованию, множество вариантов решения, нецелесообразность формализованного представления причинно-следственных связей — именно эти условия раскрывают важное значение интуитивного в области прогнозирования.
При использовании данного метода прогнозирования, существует типовые этапы разработки и решения задач [4]:
– организация процедуры экспертного опроса;
– создание группы экспертов;
– проведение экспертного опроса;
– переработка результатов опроса;
– выявление оптимального варианта.
Для наилучшего решения проблемы, важно провести анализ экспертами с количественной оценкой, суждением и обработкой полученных результатов. Окончательное мнение экспертов является решением проблемы.
Процедура прогнозирования состоит из 4 основных групп:
- Руководитель группы;
- Организационная группа;
- Эксперты;
- Группа обработки данных.
Руководитель группы, это квалифицированный специалист в области планирования и прогнозирования, ориентирующийся в первую очередь проблемной области. Разрабатывает план опроса и руководит «организационной группой». Организационная группа состоит из 2–3 специалистов. Они разрабатывают вопросы экспертам и анализируют данные после «группы обработки данных».
Эксперты состоят из 20–100 специалистов и занимаются вынесением идей и предложений по решению проблемы, оценивают сроки выполнение событий. Группа обработки данных занимается обработкой результатов с помощью ЭВМ, полученных от экспертов.
В зависимости от сложности задачи, количество участников может достигать до 150 человек. В свою очередь интуитивный метод прогнозирования делится на метод индивидуальный экспертных оценок и метод коллективных экспертных оценок.
Метод индивидуальных экспертных оценок заключается в проведении интервью, аналитическом мышлении и написании сценария [2].
Интервью — установление контакта эксперта с собеседником, в формате «вопрос-ответ», после чего собеседник ставит перед экспертом вопросы благодаря которым эксперт дает заключения по каждому вопросу. Успех экспертной оценки зависит от способности эксперта давать быстрые, существенные и верные выводы.
Аналитический метод — длительная самостоятельная работа эксперта над анализируемым объектом, выводы, суждения эксперт регистрирует в докладной записке.
Написание сценариев — определение основной цели развития объекта прогноза, его удобно применять, как на микроуровне, так и на макроуровне. Метод сценариев — один из основных способов прогнозирования, результаты которого зависит от интеллекта, осведомленности и уровня знаний.
К преимуществам интуитивного метода прогнозирования относятся [3]:
– Не требуют сбора статических данных;
– Легко реализуемы;
– Применимы для прогнозирования трудно-формализуемых процессов;
– Доступность.
К недостаткам данного метода можно отнести:
– Ненадежность прогноза;
– Сложность создания группы экспертов;
– Сложность обработки;
– Высокая стоимость.
Таким образом, необходимо с концентрировать внимание на том, что перед современными промышленными предприятиями встает задача быстрой и безошибочной обработки данных. С возрастанием объема информации, возрастает скорость изменения, а значит ее устаревание, поэтому промышленным предприятиям необходимо оперативно улучшать методы обработки информации. Применение метода интуитивного прогнозирования дает современным промышленным предприятиям преимущество в гибкости и оперативности принятия управленческих решений.
Литература:
- Интуитивные методы прогнозирования [Электронный ресурс]: https://studme.org/91185/investirovanie/intuitivnye_metody_prognozirovaniya
- Интуитивные методы прогнозирования, их особенности, преимущества и недостатки [Электронный ресурс]: https://vunivere.ru/work46488
- Макроэкономическое планирование и прогнозирование/ И. М. Лебедева, А. Ю. Федорова// Санкт-Петербург 2016
- Методы прогнозирования [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/3_29494_intuitivnie-metodi-prognozirovaniya.html