В статье рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных мероприятий при проведении специальных операций, мероприятий при чрезвычайных обстоятельствах и при ликвидации их последствий.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-розыскное обеспечение, органы внутренних дел, специальная операция, специальное мероприятие, территориальные органы МВД России, особые условия, последствия, усовершенствование, специальные операции, чрезвычайные обстоятельства.
The article deals with organizational and legal aspects of operational search support for the activities of territorial agencies of the Ministry of internal Affairs of Russia in emergency circumstances. The main attention is paid to the problematic issues of organizing operational search activities during special operations, events in emergency circumstances and in the elimination of their consequences.
Keywords: operational-search activity, operational-search support, internal Affairs agencies, special operation, special event, territorial agencies of the Ministry of internal Affairs of Russia, special conditions, consequences, improvement, special operations, emergency circumstances.
Бесспорно, без осуществления оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) невозможно выполнение оперативно-служебных задач, стоящих перед органами внутренних дел (далее — ОВД) при действиях в условиях чрезвычайных обстоятельств.
ОВД должны эффективно функционировать во время любых чрезвычайных обстоятельств, которые приводят или могут вызвать осложнение обстановки на территории оперативного обслуживания, и требуют использования особых методов для их разрешения.
Практика показывает, что успешно решать задачи по оперативно-розыскному обеспечению (далее — ОРО) на стадии зарождения, протекания, ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств можно только путем использования всех имеющихся форм и методов ОРД. Однако в необычных, чрезвычайных обстоятельствах, в действиях группировки сил и средств нередко отсутствуют оперативность и скоординированность. Возникают ошибки в расстановке сил, связи между ними и обмене оперативными данными. Ввиду неправильного анализа оперативно-розыскной информации, руководителями допускаются неточности в оценке оперативной обстановки, ее динамики и угрозы, а решения не соответствуют сложившимся условиям. Указанные факторы негативно сказываются на проводимых мероприятиях, и зачастую способствуют еще более значительному ухудшению ситуации.
Многостороннее обеспечение действий группировки сил и средств в особых условиях — приоритетная задача органа оперативного управления (далее — ООУ). Результативность проводимых мероприятий во многом зависит от профессиональной и морально-психологической готовности личного состава, его достаточности и материально-технической обеспеченности.
Суть ОРО состоит во всестороннем применении сил и средств оперативных подразделений с целью поиска информации, представляющей оперативный интерес, для выработки необходимых решений, установления подозреваемых лиц, документирования их преступной деятельности. И в то же время, установление подозреваемых лиц к задачам ОРО при подготовке и проведении мероприятий группировки сил и средств не относится, так как задачами ОРД являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации [1].
Необходимость ОРО вызвана тем, что в экстремальных условиях, при использовании специальных оперативно-розыскных методов, нелегко выявлять процессы, происходящие в латентной форме, среди различных групп граждан. Оптимально организованное ОРО служит для подготовки планов специальных мероприятий, их изменения и дополнения, маневра силами и средствами, т. е. генерации верных решений с учетом оперативной обстановки.
В связи с этим определяющим звеном ОРО выступает его информационная составляющая. При этом, как указывает Д. М. Берова, собранная при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) информация уже к началу официального расследования обеспечивает эффективное использование данных ориентирующего характера и возможность ввода в уголовно-процессуальную деятельность надлежащим образом оформленных результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве источников доказательств [2].
На сегодняшний день, к приоритетным задачам ОРО деятельности группировки сил и средств при мероприятиях, операциях в особых условиях относятся: мониторинг обстановки вблизи объектов оперативного обслуживания; совершенствование деятельности оперативных подразделений по получению и использованию оперативно-значимой информации; разработка экстремистски настроенных групп; слежение за опасными и важными объектами, которые могут попасть под воздействие криминалитета, и оценка уровня опасности для общества объектов, потенциально угрожающих возможным появлением чрезвычайных ситуаций; прогноз последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших или прогнозируемых; осуществление давления на лидеров и членов криминальных структур для ослабления их влияния посредством реализации негласных мероприятий; применение специальной техники в период проведения ОРМ; предупреждение рецидивной преступности и оперативное сопровождения расследуемых преступлений, проведение мероприятий по розыску и задержанию активных участников преступной деятельности; охрана жизни и здоровья очевидцев, а также сотрудников группировки сил и средств, привлекаемых при осуществлении оперативных мероприятий и др.
При этом, основное направление работы оперативных аппаратов в ходе ОРО сосредоточено на анализе и оценке оперативной обстановки на территории обслуживания и расположенных на ней объектов, с помощью которых возможно спрогнозировать появление угрозы, а в случае наступления события, явления — гарантировать эффективность в управлении силами и средствами для нормализации обстановки и недопущения рецидивного возникновения чрезвычайных обстоятельств независимо от места (район, объект и т. п.).
При совершенном преступном деянии в условиях чрезвычайных обстоятельств первоначальные оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить незамедлительно. Это связано, прежде всего, со стремительностью изменения оперативной обстановки и проблематичностью обстановки, ситуации, в которых они осуществляются и, зачастую, недостатком или неточностью информации о преступлении, лице, его совершившим, и т. п. Вместе с тем, результативность ОРО связана с тем, насколько своевременно и грамотно будет осуществлена работа с конфидентами, а также взаимообмен данными между подразделениями и службами ОВД, иными правоохранительными органами.
Важно учитывать такие обстоятельства, как: изменчивость обстановки, сохранность следов на месте преступления с течением времени; противодействие раскрытию преступления со стороны преступников путем уничтожения следов, сокрытия и/или реализации имущества, добытого преступным путем и смены мест своего проживания; возможная неточность и путанность показаний потерпевших, свидетелей и очевидцев при повторных опросах, что тем самым влечет утерю обстоятельств, имеющих важное значение. Следовательно, качественность и достоверность данных на стадии реализации во многом зависит от того, насколько меньше времени будет затрачено с момента получения информации о преступлении до осуществления первоначальных ОРМ.
Зачастую информация, полученная в период чрезвычайных обстоятельств, представляющая оперативный интерес и требующая оперативной проверки в рамках соответствующего дела, бывает утерянной. Период чрезвычайных обстоятельств может быть использован лицами с преступными намерениями для подготовки и совершения преступлений, информация о данных фактах может быть скрыта или утрачена в информационном потоке. Именно этим и объясняется необходимость незамедлительного осуществления первоначальных ОРМ на месте произошедших событий, связанных с преступлениями общекриминального характера.
Подводя итог, выделим три группы основных задач ОРО:
- Предупредительные, в части получения информации о криминальных проявлениях с целью их пресечения на этапе возникновения (похищение оставленного имущества, материальных и культурных ценностей, перепродажа или спекуляция жизненно необходимыми товарами, попытки мародерства, создание паники, намеренное распространение ложных сведений и т. д.);
- Противодействующие — при выполнении задач в рамках оперативно-служебной деятельности (предотвращение и пресечение попыток совершения преступлений; установление всех активных участников; документирование действий и задержание подозреваемых лиц; уточнение настроений в обществе и в отдельных группах жителей, прогнозирование реакции населения на предпринимаемые действия правоохранительными органами и самими правонарушителями);
- Завершительные — при ликвидации последствий, приведении оперативной обстановки к нормальному состоянию (выявление и раскрытие преступлений, установление местонахождения и изъятие похищенного имущества, установление свидетелей и иных лиц, обнаружение вещественных доказательств и др.).
Помимо этого, на всех этапах, начиная с угрозы возникновения и завершения ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств ОРО деятельности территориальных органов МВД России присущ специальный (особый), целевой по назначению и ограниченный по времени характер. В связи с этим, главными формами ОРД в указанных условиях представляются: добывание, обобщение, изучение и взаимообмен информацией, представляющей оперативный интерес; осуществление совместных ОРМ с другими органами правопорядка, а также тактических учений и сборов по отработке координации и согласованности действий оперативными аппаратами [3].
Литература:
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 10.10.2019).
- Берова Д. М. Правовое обеспечение использования результатов оперативно-розыскной деятельности: проблемы и решения // Общество и право, 2013. № 3 (45). — С. 204–208. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-ispolzovaniya-rezultatov-operativno-rozysknoy-deyatelnosti-problemy-i-resheniya/ (дата обращения: 11.10.2019).
- Буткевич С. А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2015. № 4 (30). — С. 185–190. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/operativno-rozysknoe-obespechenie-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-v-osobyh-usloviyah-problemy-teorii-i-praktiki/ (дата обращения: 11.10.2019).