Использование славянской системы «Здрава» для здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 3203 раза

Библиографическое описание:

Олейник, А. А. Использование славянской системы «Здрава» для здорового образа жизни / А. А. Олейник, О. В. Шакирова, И. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69376/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы рассматривают возможность использования славянской оздоровительной системы Здрава в контексте здорового образа жизни, самосовершенствования организма как комплекса уникальных психофизических упражнений, призванных закалить тело и разум человека, укрепить его дух, всесторонне гармонизировать жизненные процессы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, славянская гимнастика, система Здрава.

Славянская гимнастика (Здрава) — это энергогармонизирующая оздоровительная система психофизических упражнений. Она является профилактическим, лечебным и оздоровительным разделом славянских боевых практик и уходит корнями в глубокую древность. Данная оздоровительная система помогает решать вопросы самосовершенствования, так как ее непременными требованиями являются самореализация, самозакаливание и гармонизация всей деятельности человека. Содержание этой гимнастики многосторонне — это физические упражнения, методы дыхания и психотерапии, а также особый процесс сознательной деятельности, направленной на развитие и укрепление тела и психики человека. В качестве объекта Славянской гимнастики выступает собственно тело человека, ориентируясь на состояние которого, можно путем сознательной саморегуляции физической и психической деятельности исправлять соответствующие нарушения [1,2]. Практики, подобные Здраве, существуют у многих народов. Наибольшей известностью пользуются китайский цигун и индийская хатха-йога, являющиеся весьма эффективными системами оздоровления. В арсенале классической лечебной физической культуры (ЛФК) также накоплен немалый опыт лечения и профилактики многих заболеваний. При этом традиционные методы ЛФК, в основном, используют механический подход к упражнениям. В Славянской гимнастике придается большое значение сочетанию расслабления, движения, дыхания и работы сознания в рамках одного упражнения, что оказывает непосредственное положительное влияние на центральную и вегетативную нервную систему [4]. Этот процесс приводит к стабилизации деятельности всего организма. Таким образом, Здрава позволяет более эффективно, чем ЛФК, влиять на систему гомеостаза, оказывая значительный терапевтический эффект. Благодаря идеомоторному компоненту, эту гимнастику можно рассматривать как метод динамической психотерапии.

У Славянской гимнастики и восточных оздоровительных систем много общего. Однако известно, что между европейцами и азиатами имеются существенные различия, как по антропометрическим характеристикам, так и по образу мышления. Из-за своей специфики китайская система цигун плохо подходит для европейцев. Славянская гимнастика была создана древними славянами, поэтому она и сейчас актуальна и эффективна для людей европеоидной расы, имея значительные преимущества перед цигун и другими оздоровительными системами Востока.

Система Славянской гимнастики технически проста и доступна. Для занятий не требуется начальная физическая подготовка. Заниматься можно в любом возрасте, при любом состоянии здоровья, противопоказаний нет. Ключевая особенность Славянской гимнастики заключается в том, что в рамках одного упражнения сочетается движение, дыхание и расслабление. Это приводит к формированию гомеостатического равновесия организма, оказывает значительный укрепляющий эффект [3]. На выполнение упражнений необходимо не более 10–15 минут в день, не требуется оборудованных залов или тренажёрных комплексов. Для практического понимания упражнений, мы приведём некоторые из них, являющиеся базовыми. В Здраве тело разминается сверху вниз, начиная с рук. Такой подход позволяет очень мягко включить все тело, избежать стресса и ненужных напряжений.

  1. Упражнение «Приступим!»

Вспомните, как перед важным делом некоторые люди ударяют рука об руку с веселым, задорным «Ха». Нужно вспомнить состояние, когда с таким хлопком словно говоришь себе «Поехали!», это придаёт правильный настрой и задаёт хороший темп.

  1. Упражнение «Растираем руки»

Растирать можно как пальцами, так и основанием ладони. Можно растирать одну руку с помощью ребра другой ладони, можно представлять, что руки растираются песком или солью, или мылом с водой. Выполнять в течение одной-двух минут.

  1. Упражнение «Мнем руки».

Здесь можно вспомнить ощущения, когда месишь тесто или глину. Стараемся промять каждую мышцу, каждый сустав на ладонях и запястьях.

  1. Упражнение «Греемся на морозе»

Крепко зажмите сложенные ладони между колен, слегка присядьте и активно растирайте ладони. Руки держите прямыми, не сгибайте в локтях, растирание выполняйте за счёт движения плеч и спины. Сильно сжимайте ладони коленями, при этом можно подниматься и опускаться на носках. Выполнять 3 раза по 10–15 секунд. Упражнение «Греемся на морозе» разогревает руки, активизирует сердечную систему, тренирует выносливость.

  1. Упражнение «Вытягиваем пальцы»

Ухватитесь за основание пальца одной руки сжатой пятерней другой, тяните за палец, чтобы он выскользнул «из ловушки» за 5–6 секунд. При этом кожа пальцев должна покраснеть и набухнуть от прилившей крови. Усилить эффект от упражнения можно, добавив легкие вибрирующие движения руками. Делаем для всех пальцев.

  1. Упражнение «Разбалтываем гвозди»

Начиная с основания большого пальца, каждый сустав сначала сдавливаем, затем легонько проминаем, после чего «разбалтываем», вытягивая и дергая за палец, вращая по кругу по 4–6 секунд.

  1. Упражнение «Стряхиваем усталость»

Опускаем руки вдоль тела и, помогая плечами и локтями, начинаем трясти и вращать ладонями вдоль вертикальной оси, расслабляя мышцы.

  1. Упражнение «Колибри»

Расслабьте ладони, пальцы, запястья и начните трясти ладонями максимально быстро, имитируя невидимые взгляду движения крыльев птички колибри. Ладонь и пальцы должны двигаться так быстро и расслабленно, чтобы раздавались легкие хлопки.

  1. Упражнение «Натянутые ладошки»

Потянуть на себя ладони тыльной стороной к запястью, растопырив при этом пальцы. Удерживая ощущение натянутых пальцев и напряженных мышц, начинаем медленно двигать руками. Если помогать себе всем телом, то получается движение, похожее на танец.

  1. Упражнение «Солнышко руками»

Вращаем руки в плечах, при этом синхронно подпрыгивая. Руки вверх — подпрыгнули, руки вниз — приземлились.

  1. Упражнение «Сжимаем кулаки»

Быстрыми движениями 20–30 раз сжимаем и разжимаем кулаки, стараясь полностью раскрыть ладонь, выровнять пальцы и сильно сжать кулак.

  1. Упражнение «Жилка»

Вытяните ладони вперёд, при этом полностью растяните пальцы, приведя суставы и мышцы рук в максимальный тонус.

  1. Упражнение «Листочек»

Представьте, что ваши руки — это листья на деревьях после дождя, когда с них стекают капельки воды. Поднимая руки на уровень груди и, опуская их вниз, расслабьте пальцы, ладони и запястья, слегка потрясите руками.

После выполнения упражнений руки должны быть теплыми, в пальцах может ощущаться вибрация, легкое покалывание. В рамках системы Здрава необходимо рассматривать не только занятия физическими упражнениями, но и питание, правильный сон, режим дня и т. д. [5]. Режим сна является одной из важнейших основ здорового образа жизни. Необходимо учитывать, что в разное время суток сон имеет различную ценность для восстановления организма. Обязательным условием поддержания здоровья являются утренние прогулки на свежем воздухе. Организму требуется натуральное питание, поэтому рекомендуется употреблять следующие продукты:

– рыба, свежие овощи: капуста, огурцы, свекла, помидоры, хрен, перец болгарский;

– свежие орехи: кедровый, грецкий, фундук, бразильский, кешью, миндаль;

– натуральные растительные масла первого холодного отжима: кедровое, миндальное, грецкого ореха, оливковое, кокосовое, горчичное;

– натуральные лимонады, морсы, свежевыжатые соки;

– мёд, свежие фрукты (яблоки, бананы, виноград, сливы, персики, ананасы, апельсины, мандарины, лимоны) и ягоды (черника, малина, клубника, облепиха, вишня, черешня, клюква, калина, брусника, рябина);

– специи, лук, чеснок, мёд с лимонным соком.

Соль рекомендуется заменить специями, которые стимулируют обмен веществ, улучшают иммунитет, а также являются природными источниками витаминов. Специи обладают следующим оздоровительным воздействием. Асафетида — ароматическая смола корней растения Ferula asafetida, по вкусу напоминает чеснок. Используется для лечения мигрени, полиартрита, радикулита, остеохондроза, восстанавливает гормональные функции надпочечников, половых желез, успокаивает нервную систему. Гвоздика обладает согревающим действием, эффективна при простуде и кашле, а гвоздичное эфирное масло является обезболивающим средством. Горчица черная успокаивает нервную систему при стрессах, нормализует гормональные функции надпочечников, половых желез, рекомендуется атеросклерозе, ишемической болезни сердца, полиартрите, остеохондрозе, простудных заболеваниях. Имбирь применяется для лечения кожных и аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, нарушения мозгового кровообращения. Восстанавливает иммунитет, активизирует пищеварение, нормализует деятельность щитовидной железы. Семена Калинджи, имеющие форму слезинки, улучшают деятельность мозга, способствуют пищеварению, обладают мочегонным действием, активизируют нервную систему, повышают остроту зрения, обладают антидепрессивным действием. Кардамон освежает ротовую полость, стимулирует пищеварение, нормализует кровоток, снижает избыточную активность щитовидной железы, обладает отхаркивающим и спазмолитическим действием. Листья Карри используют при энтероколите, гепатите, холецистите, воспалительных процессах мочеполовой системы, пневмонии, полиартритах, остеохондрозе, ангине, фурункулезе и других бактериальных инфекциях. Семена Кориандра являются стимулятором иммунной системы, используются при лечении онкологических заболеваний, депрессивных состояний. Куркума обладает лечебным действием при полиартритах, остеохондрозе, нарушениях иммунной системы, заболеваниях почек и печени, язвенной болезни, сахарном диабете. Порошок Манго улучшает настроение, оказывает положительный эффект при снижении слуха, активизирует работу кишечника, улучшает кровообращение, нормализует обмен кальция в организме. Мускатный орех стимулирует пищеварение, рекомендуется при хронических ринитах, мастопатии, стафилококковой инфекции, туберкулезе. Перец чили нормализует активность нервной ткани головного мозга, активизирует пищеварение, повышает секрецию желудочного сока, улучшает работу печени. Оказывает лечебное действие при доброкачественных опухолях, бронхиальной астме, аллергических заболеваниях, эпилепсии и атеросклерозе. Перец красный обладает согревающим эффектом, способствует удалению токсинов из кишечника, но при длительном использовании может спровоцировать кровотечение. Семена Тмина индийского способствуют пищеварению, придают бодрость, стимулируют нервную систему, обладают мочегонным действием. Фенхель по вкусу напоминает анис, улучшает пищеварение, стимулирует выработку грудного молока у кормящих матерей, улучшает зрение, снижает артериальное давление, обладает отхаркивающим действием. Шамбала относится к семейству бобовых, стимулирует пищеварение и работу сердца, используется для лечения заболеваний суставов и позвоночника. Шафран оказывает положительное влияние на кровообращение, женскую половую сферу, обмен веществ, функцию селезенки и печени, способствует регенерации тканей.

Таким образом, Здрава — комплекс уникальных психофизических упражнений, призванных закалить тело и разум человека, укрепить его дух, и всесторонне гармонизировать его жизнь. При регулярных занятиях Здравой происходит гармонизация органов и систем организма: восстанавливается нервная система, повышается общий тонус, улучшаются кровообращение, мыслительные способности, память.

Литература:

  1. Будилов С. А. Инструкция по эксплуатации человеческого тела. — Одесса: Алфей, 2006. — 73 с.
  2. Будилов С. А. Новое тело, новые органы, новые клетки. — Кострома: Алфей, 2010. — 72 с.
  3. Гнатюк В. С., Мамаев О. И. Воинская Жива руссов. Здрава Юнака. — М.: Центрполиграф, 2018. — 143 с.
  4. Мешалкин В. Э., Баранцевич Е. Р. Славянская гимнастика. Свод Здравы Перуна. — СПБ.: Питер, 2009. — 160 с.
  5. Юргель Н. В., Корнеев А. Е. Древнерусская здрава. — М.: У Никитских ворот, 2018. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Славянская гимнастика, упражнение, рука, нервная система, палец, ладонь, здоровый образ жизни, пищеварение, бронхиальная астма, иммунная система.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, славянская гимнастика, система Здрава

Похожие статьи

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка

В данной статье представлена программа работы по здоровьесбережению, основанная на развитии здоровья в комплексе (физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, социальное здоровье), а также даны примеры упражнений, которые можно и...

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)

В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Значимость здорового образа жизни в современных тенденциях физического воспитания

Данная статья анализирует значимость здорового образа жизни в современных тенденциях физического воспитания. В ней подчеркивается растущая проблема сидячего образа жизни в современном обществе и его негативное влияние на здоровье и физическую форму. ...

Фитнес-прорыв

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Похожие статьи

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка

В данной статье представлена программа работы по здоровьесбережению, основанная на развитии здоровья в комплексе (физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, социальное здоровье), а также даны примеры упражнений, которые можно и...

Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение ...

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)

В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Ма...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Значимость здорового образа жизни в современных тенденциях физического воспитания

Данная статья анализирует значимость здорового образа жизни в современных тенденциях физического воспитания. В ней подчеркивается растущая проблема сидячего образа жизни в современном обществе и его негативное влияние на здоровье и физическую форму. ...

Фитнес-прорыв

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Задать вопрос