Законодательство Российской Федерации в области земельного и гражданского права, в частности, недвижимости, достаточно обширно. Существование единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) позволяет государству контролировать данные обо всех объектах недвижимости и земли, относящихся к территории государства. В процессе объединения сведений были выявлены определенные проблемы при регистрации земель, например, неверно определённые границы или ошибки при оформлении документации, что привело к необходимости классифицировать участки в зависимости от их статуса, в результате чего принято различать следующие виды статуса земельного участка: временный, аннулированный, ранее учтённый, учтённый и архивный.
Земельные участки, признанные ранее учтёнными, представляют наибольший интерес для исследования в силу существующих проблем их статуса: неопределенность положения, проблема межевания, спорность земли (неопределённость принадлежности).
Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит термина «статус земельного участка», из чего следует наличие различных проблем в сфере правового регулирования, связанных с использованием этого понятия: «земельный статус», «статус земли», «статус земельного надела», а также непосредственно вопросы, связанные с регулированием видов статусов земельных участков. Установим следующие характеристики статуса земельного участка — целевое назначение, форма разрешенного использования (ст. 7 ЗК РФ) и разрешенный способ владения (или правовой режим земель) [1].
Следует утверждать, что статус земельного участка «ранее учтённый» свидетельствует о том, что в отношении него в ЕГРН отсутствуют данные о характеристиках данного участка, указывающие на его границы и размер. Объясняется это тем, что со временем способы проведения землеустроительных и кадастровых работ изменились, при этом соответствующие работы на ранее учтённых участках проведены не были.
Изучение ранее учтённых земельных участков по определению (уточнению) границ данных участков, по внесению сведений о них в ЕГРН позволило вывести следующее: законодательство и какие-либо нормативные правовые акты, в частности, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не содержат соответствующих формулировок о требованиях к собственникам провести указанные работы [2]. Рассматриваемая ситуация является результатом процессов, происходящих в 1990-ые годы, а именно приватизация, в результате которой граждане получали свидетельства о праве собственности, в которых, как правило, обозначение земельных участков было весьма условным, буквально в виде «квадрата», «прямоугольника», без обозначения конкретных размеров (например, приблизительно 5 или 10 соток).
Государство постепенно пытается исправить сложившуюся ситуацию, внося изменения в законодательство, в соответствии с которыми идёт процесс установления фактического размера земельных участков и организация их учёта в соответствующем реестре. Учитывая значительное количество собственников, особенно собственников земельных участков в садоводствах и дачных кооперативах, в силу объективных и субъективных причин не завершивших приведение документов в соответствие с современными требованиями, государство даёт время на выполнение всех необходимых процедур, оставаясь при этом на позиции признания права собственности, возникшего ещё до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [3].
Вплоть до внесения изменений в Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевание не являлось обязательной процедурой, проведение которой было связано исключительно с желанием собственника [4]. Вместе с тем, названные изменения в законодательстве закрепили требование об осуществлении межевого процесса до конца 2017 года, однако и после данного срока это возможно в том случае, если не предвидится срочных сделок с земельным участком в ближайшие годы или таковые полностью исключены. В настоящее время по-прежнему сложно утверждать о полноценном закреплении требований о проведении межевания.
Рассмотрение каждого аспекта проблем правового регулирования земельных участков со статусом «ранее учтённый», несомненно, представляет большой исследовательский интерес, что, однако, не позволяет изучить данную тему в полной мере без взаимодействия с другими отраслями. Деятельность со стороны государственных органов, разъяснения для граждан, указания для выполняющих распорядительные функции органов и другие действия со стороны государства позволят со временем исправить выявленные проблемы с ЕГРН, упорядочив существующую систему и приведя её к единому знаменателю.
Литература:
- Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 № 818/14 по делу № А46–1384/2010 // Вестник ВАС РФ, 2014, № 10.
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, № 156, 17.07.2015.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 145, 30.07.1997.
- Федеральный закон от 22.12.2014 № 447-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 296, 26.12.2014.