В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тренировочного процесса учетом психодинамических характеристик студенток, занимающихся волейболом. Проведен анализ индивидуальных особенностей когнитивных стилей и реакции выбора студенток, занимающихся волейболом. Предложен вариант повышения уровня технико-тактической подготовки с учетом этих особенностей студенток.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, волейбол, студенты, когнитивный стиль, реакция выбора.
Актуальность проблемы индивидуализации подготовки спортсменов в настоящее время обусловлена высоким уровнем подготовленности команд и весьма высокой подготовленностью занимающихся. Следствием этого является все более возрастающая плотность спортивных результатов, а значит и возрастание спортивной конкуренции [1 с. 29]. Необходимо учитывать, что достижение высоких спортивных результатов в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах зависит от соответствующего уровня технической, тактической, физической и психологической подготовки спортсмена [6 с. 8]. Следовательно, одной из сложных задач в тренировочном процессе является выбор нужного направления. В то же время задача усложняется тем, что студенческий спорт характеризуется рядом особенностей: сравнительно малый стаж занятий спортсменов, различный уровень подготовленности и мотивации к занятиям в спортивной секции [5].
Двигательные действия волейболистов построены на множестве молниеносных стартов и ускорений, большого количества прыжков, взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования как к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта [3 с. 87]. Считается, что учет индивидуальных, в том числе психодинамических характеристик спортсменов, позволит оптимизировать спортивную подготовку, обеспечить повышение технико-тактического мастерства [2 с. 229].
Из теории когнитивного темпа Дж. Кагана следует, что существуют индивидуальные различия в «когнитивном темпе» (скорости принятия решения). Люди с импульсивным стилем быстро принимают решение, а люди с рефлективным стилем — медленно. Импульсивный и рефлексивный стили связаны с этапами выбора гипотез и обоснования решения. На первый план в теории когнитивного темпа вышли динамические характеристики интеллектуальной деятельности. При этом детерминанты индивидуальных различий в скорости принятия решений Дж. Каган связывал с особенностями мотивационно-аффективной сферы личности: в случае ориентации на быстрый успех личность обнаруживает склонность к импульсивному стилю, в случае тревоги относительно возможности сделать ошибку — склонность к рефлективному стилю [7]. Вследствие этого предполагается, что учет когнитивного стиля и скорости реакции выбора поможет повысить эффективность технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом.
Таким образом, целью исследования является анализ когнитивного стиля и особенностей реакции выбора студенток, занимающихся волейболом, и выявление возможности оптимизации технико-тактической подготовки на основе полученных данных.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 девушек 18–20 лет — студенток Череповецкого государственного университета. Девушкам заранее был объяснен характер обследования, а также получено их информированное согласие. Применяемые тесты: теория когнитивного темпа Дж. Кагана и определение скорости реакции выбора.
Методы тестирования. Карточки для теста Дж. Кагана (2 тренировочных и 12 основных листов с изображением картинок), зрительно-моторные пробы (тест «Реакция выбора»).
Результаты исследования и их обсуждения. Учет психодинамических особенностей спортсменов является неотъемлемой частью индивидуального подхода в организации тренировочного процесса. Мы рассматриваем скорость выбора ответа по двум характеристикам, которые вместе позволят судить о психодинамических особенностях студенток. Что позволит оптимизировать технико-тактическую подготовку, с помощью выбора определенного амплуа для студенток, занимающихся волейболом. Ниже (таблица 1) представлены результаты данного исследования:
Таблица 1
Анализ психодинамических характеристик
Инициалы спортсмена |
Реакция выбор, с |
Медиана времени первого ответа |
Общее число ошибок |
Импульсивность/ рефлективность |
Быстрая/ средняя/ медленная реакция выбора |
П.А. |
0,400 |
10,205 |
18 |
Импульсивная |
Средняя |
З.Е. |
0,422 |
19,39 |
10 |
Рефлективная |
Медленная |
С.В. |
0,359 |
14,72 |
22 |
Быстрая |
|
Т. Е. |
0,380 |
9,515 |
4 |
Быстрая/ Средняя |
|
Н.С. |
0,390 |
8,415 |
17 |
Импульсивная |
Средняя |
К.П. |
0,427 |
12,14 |
18 |
Медленная |
|
С.М. |
0,402 |
14,715 |
10 |
Рефлективная |
Средняя |
С.Д. |
0,404 |
13,4 |
15 |
Средняя |
|
О.В. |
0,365 |
6,58 |
15 |
Импульсивная |
Быстрая |
Т.А. |
0,349 |
6,9 |
19 |
Импульсивная |
Быстрая |
С.Е. |
0,413 |
9,475 |
16 |
Импульсивная |
Средняя/ Медленная |
П.Е. |
0,456 |
16,185 |
9 |
Рефлективная |
Медленная |
Ж.И. |
0,371 |
11,35 |
20 |
Импульсивная |
Быстрая |
С.А. |
0,353 |
23,22 |
6 |
Рефлективная |
Быстрая |
Г.С. |
0,442 |
17,605 |
15 |
Медленная |
|
П.Я. |
0,399 |
14,56 |
11 |
Рефлективная |
Средняя |
М.Д. |
0,427 |
10,295 |
16 |
Импульсивная |
Медленная |
А.О. |
0,392 |
8,51 |
22 |
Импульсивная |
Средняя |
И.А. |
0,367 |
11,875 |
12 |
Рефлективная |
Быстрая |
М.Е. |
0,437 |
27,59 |
0 |
Рефлективная |
Медленная |
Из таблицы 1 следует, что по данным теста Дж. Кагана девушки разделены на импульсивных и рефлективных примерно на равное количество человек — 8 и 7 соответственно. Имеется также группа из 5 человек, которая относится к смешанному типу. По данным теста на скорость реакции выбора девушки поделены на 3 группы с быстрой, средней и медленной реакцией выбора.
На основе полученных данных можно определить спортивную пригодность и наиболее подходящее амплуа в команде, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности технико-тактической подготовки студенток. Ниже предлагается вариант выбора амплуа с учетом исследуемых особенностей студенток, занимающихся волейболом.
Амплуа связующего игрока. С данной функцией лучше всего может справиться спортсмен, допускающий малое количество ошибок и обладающий достаточно быстрой реакцией выбора. Следовательно, на основе данного исследования — рефлективный или, желательно, смешанная группа (по тесту Дж.Кагана) с быстрой реакцией выбора.
Амплуа нападающего первого темпа. Спортсмен должен очень быстро действовать в условиях быстрой смены игровых ситуаций. Поэтому при выборе игрока приоритетом будет быстрая реакция выбора. На эту роль подойдет импульсивный-быстрый.
Амплуа нападающего второго темпа. Должен быть ответственный игрок, способный выдавать стабильный результат и проявлять спокойствие в напряженных ситуациях. Следовательно, лучшим вариантом для данной роли будет игрок, допускающий малое количество ошибок, это необязательно должен быть занимающийся, отличающийся быстрой реакцией выбора, поэтому с данной функцией может справиться рефлективный с медленной/средней реакцией выбора.
Амплуа диагонального нападающего. Должен быть спортсмен, который хорошо ориентируется в изменяющихся обстоятельствах, способен быстро принимать решение, но отличающийся стабильными результатами. Поэтому с этой задачей может справиться спортсмен быстрый с малым количеством ошибок, то есть относящийся к рефлективной или смешанной группе и обладающий быстрой реакцией выбора.
Амплуа либеро. Главное при выборе либеро должно быть то, что допускается малое количество ошибок, так как от приема в дальнейшем зависит нападение. Поэтому необходимо тщательно подойти к выбору игрока для данной роли, и определиться с конкретным выбором непосредственно после проведения тренировочного процесса. Однако возможно проявить себя смогут игроки, относящихся к рефлективной группе.
Выводы, Результаты исследования показывают, что среди студенток можно выявить девушек с различным проявлением изучаемых признаков. Эти признаки конституционально обусловлены, следовательно, у них узкая норма реакции. Эти показатели можно улучшить, но т. к. реакция выбора связана с выбором из ряда возможных двигательных ответов нужного в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки, студентка с быстрой реакцией выбора будет иметь преимущество перед сверстницей из другой типологической группы. Эту тенденцию необходимо учитывать потому, что от времени реакции во многом зависит реализация запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, возможность мгновенно выбрать из них наиболее выгодные [4 с. 152].
Таким образом, по результатам проведения анализа психодинамических характеристик студенток, занимающихся волейболом, можно заключить, что применение типоспецифического подхода к построению тренировочного процесса будет способствовать повышению эффективности технико-тактической подготовки.
Литература:
- Германов, Г. Н. Программно-целевое построение тренировочных заданий в микроциклах соревновательной подготовки юных бегуний на 400 метров / Г. Н. Германов, Е. Г. Германова // Культура физическая и здоровье. 2005. — № 4 [6]. — С. 29–33.
- Горская И. Ю., Кондаков А. М. Необходимость учета морфотипологических различий в процессе физической и технико-тактической подготовки самбистов // Омский научный вестник. — 2012. — № 4(111). — С. 229–233.
- Комендантов, Г. А., Шпичко, А. М., Бородин, И. В. Тестовый контроль уровня развития скоростно-силовых качеств волейболистов на этапе начальной подготовки / Г. А. Комендантов, А. М. Шпичко, И. В. Бородин // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16. — № 2. С. 87–94.
- Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.
- Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4887 (дата обращения 26.04.2020).
- Психофизиологическая характеристика спортсменов различных видов спорта в соревновательном периоде /Е. А. Дычко, В. В. Флегонтова, В. И. Шейко, Д. Н. Борулько, К. Б. Романюк, В. А. Пономарев, Ю. А. Попков, И. Н. Мельник// Здоровье для всех. — 2012. — № 2. — С.8–12.
- Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. J. of Abnorm. Psychology. 1966. V.71. P. 17–24.