Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 01.05.2020

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Домалевская, Л. В. Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора / Л. В. Домалевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 420-424. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69394/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тренировочного процесса учетом психодинамических характеристик студенток, занимающихся волейболом. Проведен анализ индивидуальных особенностей когнитивных стилей и реакции выбора студенток, занимающихся волейболом. Предложен вариант повышения уровня технико-тактической подготовки с учетом этих особенностей студенток.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, волейбол, студенты, когнитивный стиль, реакция выбора.

Актуальность проблемы индивидуализации подготовки спортсменов в настоящее время обусловлена высоким уровнем подготовленности команд и весьма высокой подготовленностью занимающихся. Следствием этого является все более возрастающая плотность спортивных результатов, а значит и возрастание спортивной конкуренции [1 с. 29]. Необходимо учитывать, что достижение высоких спортивных результатов в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах зависит от соответствующего уровня технической, тактической, физической и психологической подготовки спортсмена [6 с. 8]. Следовательно, одной из сложных задач в тренировочном процессе является выбор нужного направления. В то же время задача усложняется тем, что студенческий спорт характеризуется рядом особенностей: сравнительно малый стаж занятий спортсменов, различный уровень подготовленности и мотивации к занятиям в спортивной секции [5].

Двигательные действия волейболистов построены на множестве молниеносных стартов и ускорений, большого количества прыжков, взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования как к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта [3 с. 87]. Считается, что учет индивидуальных, в том числе психодинамических характеристик спортсменов, позволит оптимизировать спортивную подготовку, обеспечить повышение технико-тактического мастерства [2 с. 229].

Из теории когнитивного темпа Дж. Кагана следует, что существуют индивидуальные различия в «когнитивном темпе» (скорости принятия решения). Люди с импульсивным стилем быстро принимают решение, а люди с рефлективным стилем — медленно. Импульсивный и рефлексивный стили связаны с этапами выбора гипотез и обоснования решения. На первый план в теории когнитивного темпа вышли динамические характеристики интеллектуальной деятельности. При этом детерминанты индивидуальных различий в скорости принятия решений Дж. Каган связывал с особенностями мотивационно-аффективной сферы личности: в случае ориентации на быстрый успех личность обнаруживает склонность к импульсивному стилю, в случае тревоги относительно возможности сделать ошибку — склонность к рефлективному стилю [7]. Вследствие этого предполагается, что учет когнитивного стиля и скорости реакции выбора поможет повысить эффективность технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом.

Таким образом, целью исследования является анализ когнитивного стиля и особенностей реакции выбора студенток, занимающихся волейболом, и выявление возможности оптимизации технико-тактической подготовки на основе полученных данных.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 девушек 18–20 лет — студенток Череповецкого государственного университета. Девушкам заранее был объяснен характер обследования, а также получено их информированное согласие. Применяемые тесты: теория когнитивного темпа Дж. Кагана и определение скорости реакции выбора.

Методы тестирования. Карточки для теста Дж. Кагана (2 тренировочных и 12 основных листов с изображением картинок), зрительно-моторные пробы (тест «Реакция выбора»).

Результаты исследования и их обсуждения. Учет психодинамических особенностей спортсменов является неотъемлемой частью индивидуального подхода в организации тренировочного процесса. Мы рассматриваем скорость выбора ответа по двум характеристикам, которые вместе позволят судить о психодинамических особенностях студенток. Что позволит оптимизировать технико-тактическую подготовку, с помощью выбора определенного амплуа для студенток, занимающихся волейболом. Ниже (таблица 1) представлены результаты данного исследования:

Таблица 1

Анализ психодинамических характеристик

Инициалы спортсмена

Реакция выбор, с

Медиана времени первого ответа

Общее число ошибок

Импульсивность/

рефлективность

Быстрая/

средняя/

медленная

реакция выбора

П.А.

0,400

10,205

18

Импульсивная

Средняя

З.Е.

0,422

19,39

10

Рефлективная

Медленная

С.В.

0,359

14,72

22

Быстрая

Т. Е.

0,380

9,515

4

Быстрая/

Средняя

Н.С.

0,390

8,415

17

Импульсивная

Средняя

К.П.

0,427

12,14

18

Медленная

С.М.

0,402

14,715

10

Рефлективная

Средняя

С.Д.

0,404

13,4

15

Средняя

О.В.

0,365

6,58

15

Импульсивная

Быстрая

Т.А.

0,349

6,9

19

Импульсивная

Быстрая

С.Е.

0,413

9,475

16

Импульсивная

Средняя/

Медленная

П.Е.

0,456

16,185

9

Рефлективная

Медленная

Ж.И.

0,371

11,35

20

Импульсивная

Быстрая

С.А.

0,353

23,22

6

Рефлективная

Быстрая

Г.С.

0,442

17,605

15

Медленная

П.Я.

0,399

14,56

11

Рефлективная

Средняя

М.Д.

0,427

10,295

16

Импульсивная

Медленная

А.О.

0,392

8,51

22

Импульсивная

Средняя

И.А.

0,367

11,875

12

Рефлективная

Быстрая

М.Е.

0,437

27,59

0

Рефлективная

Медленная

Из таблицы 1 следует, что по данным теста Дж. Кагана девушки разделены на импульсивных и рефлективных примерно на равное количество человек — 8 и 7 соответственно. Имеется также группа из 5 человек, которая относится к смешанному типу. По данным теста на скорость реакции выбора девушки поделены на 3 группы с быстрой, средней и медленной реакцией выбора.

На основе полученных данных можно определить спортивную пригодность и наиболее подходящее амплуа в команде, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности технико-тактической подготовки студенток. Ниже предлагается вариант выбора амплуа с учетом исследуемых особенностей студенток, занимающихся волейболом.

Амплуа связующего игрока. С данной функцией лучше всего может справиться спортсмен, допускающий малое количество ошибок и обладающий достаточно быстрой реакцией выбора. Следовательно, на основе данного исследования — рефлективный или, желательно, смешанная группа (по тесту Дж.Кагана) с быстрой реакцией выбора.

Амплуа нападающего первого темпа. Спортсмен должен очень быстро действовать в условиях быстрой смены игровых ситуаций. Поэтому при выборе игрока приоритетом будет быстрая реакция выбора. На эту роль подойдет импульсивный-быстрый.

Амплуа нападающего второго темпа. Должен быть ответственный игрок, способный выдавать стабильный результат и проявлять спокойствие в напряженных ситуациях. Следовательно, лучшим вариантом для данной роли будет игрок, допускающий малое количество ошибок, это необязательно должен быть занимающийся, отличающийся быстрой реакцией выбора, поэтому с данной функцией может справиться рефлективный с медленной/средней реакцией выбора.

Амплуа диагонального нападающего. Должен быть спортсмен, который хорошо ориентируется в изменяющихся обстоятельствах, способен быстро принимать решение, но отличающийся стабильными результатами. Поэтому с этой задачей может справиться спортсмен быстрый с малым количеством ошибок, то есть относящийся к рефлективной или смешанной группе и обладающий быстрой реакцией выбора.

Амплуа либеро. Главное при выборе либеро должно быть то, что допускается малое количество ошибок, так как от приема в дальнейшем зависит нападение. Поэтому необходимо тщательно подойти к выбору игрока для данной роли, и определиться с конкретным выбором непосредственно после проведения тренировочного процесса. Однако возможно проявить себя смогут игроки, относящихся к рефлективной группе.

Выводы, Результаты исследования показывают, что среди студенток можно выявить девушек с различным проявлением изучаемых признаков. Эти признаки конституционально обусловлены, следовательно, у них узкая норма реакции. Эти показатели можно улучшить, но т. к. реакция выбора связана с выбором из ряда возможных двигательных ответов нужного в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки, студентка с быстрой реакцией выбора будет иметь преимущество перед сверстницей из другой типологической группы. Эту тенденцию необходимо учитывать потому, что от времени реакции во многом зависит реализация запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, возможность мгновенно выбрать из них наиболее выгодные [4 с. 152].

Таким образом, по результатам проведения анализа психодинамических характеристик студенток, занимающихся волейболом, можно заключить, что применение типоспецифического подхода к построению тренировочного процесса будет способствовать повышению эффективности технико-тактической подготовки.

Литература:

  1. Германов, Г. Н. Программно-целевое построение тренировочных заданий в микроциклах соревновательной подготовки юных бегуний на 400 метров / Г. Н. Германов, Е. Г. Германова // Культура физическая и здоровье. 2005. — № 4 [6]. — С. 29–33.
  2. Горская И. Ю., Кондаков А. М. Необходимость учета морфотипологических различий в процессе физической и технико-тактической подготовки самбистов // Омский научный вестник. — 2012. — № 4(111). — С. 229–233.
  3. Комендантов, Г. А., Шпичко, А. М., Бородин, И. В. Тестовый контроль уровня развития скоростно-силовых качеств волейболистов на этапе начальной подготовки / Г. А. Комендантов, А. М. Шпичко, И. В. Бородин // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16. — № 2. С. 87–94.
  4. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.
  5. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4887 (дата обращения 26.04.2020).
  6. Психофизиологическая характеристика спортсменов различных видов спорта в соревновательном периоде /Е. А. Дычко, В. В. Флегонтова, В. И. Шейко, Д. Н. Борулько, К. Б. Романюк, В. А. Пономарев, Ю. А. Попков, И. Н. Мельник// Здоровье для всех. — 2012. — № 2. — С.8–12.
  7. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. J. of Abnorm. Psychology. 1966. V.71. P. 17–24.
Основные термины (генерируются автоматически): быстрая реакция выбора, технико-тактическая подготовка, тренировочный процесс, реакция выбора, волейбол, когнитивный стиль, когнитивный темп, импульсивный стиль, рефлективный стиль, студенческий спорт.


Ключевые слова

студенты, волейбол, технико-тактическая подготовка, когнитивный стиль, реакция выбора

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Особенности лечебной физкультуры. Методика составления программ по физкультуре с оздоровительной, рекреационной направленностью

Статья посвящена рассмотрению особенностей лечебной физкультуры (ЛФК) и методике составления программ физической активности с оздоровительной и рекреационной направленностью. В статье анализируются подходы различных авторов к трактовке понятия ЛФК, т...

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Влияние метода динамических усилий на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов с разными типами телосложения

В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей у студенток-волейболисток под воздействием динамического метода с учетом типа телосложения девушек. Анализируются исходные показатели уровня развития скоростно-силовых способ...

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Похожие статьи

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Особенности лечебной физкультуры. Методика составления программ по физкультуре с оздоровительной, рекреационной направленностью

Статья посвящена рассмотрению особенностей лечебной физкультуры (ЛФК) и методике составления программ физической активности с оздоровительной и рекреационной направленностью. В статье анализируются подходы различных авторов к трактовке понятия ЛФК, т...

Обучение в вузе как важный этап в формировании ключевых компетенций будущих специалистов средствами физической культуры

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием мотивации к занятиям физической культуры у будущих специалистов. Также описаны потребности преобразований и реформ, связанных с моделями мотивации у обучающихся.

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Влияние метода динамических усилий на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов с разными типами телосложения

В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей у студенток-волейболисток под воздействием динамического метода с учетом типа телосложения девушек. Анализируются исходные показатели уровня развития скоростно-силовых способ...

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Рекреация и спорт

В представленной работе рассмотрена взаимосвязь физической рекреации с элементами спорта с физическим и интеллектуальным самочувствием человека. Цель исследования — определение влияния физической рекреации с элементами спортивной деятельности на проц...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Задать вопрос