В статье авторы рассматривают вопросы методики обучения плаванию незрячих и слабовидящих.
Ключевые слова: плавание, лица с нарушениями зрения, особенности методики обучения
Плавание является уникальным видом физических упражнений и спорта, широко применяющимися в системе оздоровления и реабилитации человека и в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями занимает особое место.
При разработке методических подходов АФК следует учитывать наиболее типичные двигательные расстройства и деформации, свойственные всем категориям инвалидности:
− слабость «мышечного корсета» и нарушения осанки, деформация стопы и позвоночника;
− гипокинезия, вынужденное снижение двигательной активности;
− как следствие гипокинезии пониженный уровень развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости и др.;
− нарушение координации движений, быстроты реакции, дифференцировки усилий, вестибулярного равновесия и устойчивости, расслабления и напряжения, ритма, темпа, что значительно снижает качество движения;
− возрастные показатели физического развития инвалидов (длина и масса тела, окружность грудной клетки) в среднем на два года отстают от аналогичных показателей здоровых детей [1].
Опорные положения методики обучения инвалидов представляют основные принципы тифлопедагогики: дифференцированного подхода, компенсаторной направленности и коррекционной направленности занятий.
Принято изучать технику плавания по частям в постепенно усложняющихся условиях — сначала на суше, потом в воде; сначала стоя на дне — затем в скольжении; сначала с поддержкой — затем в плавании, дает возможность инвалиду овладеть навыком плавания. Адекватные способы управления поведением, объяснения заданий, команды, сигналы, поощрения и коррекция являются основой успешного обучения движениям [2].
Если при обучении детей игровой метод — это аксиома, то при работе с инвалидами это обязательно вдвойне. Простейшие игры с элементами соревнования, имитацией движений животных, птиц, рыб проговариванием вслух и др. являются основным учебным материалом на первых и последующих уроках плавания при условии, что упражнение, ставшее элементом игры, должно быть предварительно освоено всей группой.
Повседневное постоянство порядка и условий проведения занятий, поведения инструктора и его требований значительно упрощают организацию учебного процесса и повышают успешность обучения.
Занятия по обучению плаванию желательно проводить в форме группового урока при наличии мелкого бассейна. Группа учеников комплектуется от 2–3-х до 7–8 человек одной категории инвалидности. Практикуются варианты, когда в учебную группу здоровых детей подключаются два-три инвалида. Во всех случаях на первых уроках желательно пребывание инструктора в воде. Однако преобладающей формой обучения остается индивидуальный метод, когда инструктор или его помощники, волонтеры, родители находятся в воде и оказывает непосредственную помощь обучаемому.
Для обеспечения ориентации и безопасности незрячих и слабовидящих в качестве ориентиров направления движения следует использовать звуковые маяки. Такая полоса ориентации шириной не менее 1,2 м создается по всему периметру ванн бассейнов. Предусматривается обходная дорожка (с поручнями высотой не менее 1м) по периметру ванн бассейнов шириной не менее: для открытых бассейнов — 2,5 м, для закрытых бассейнов — 2 м. Ширина дорожки со стороны стартовых тумбочек и выходов из раздевалок должна быть не менее 3,5 м.
Для спуска в воду в мелкой части ванны бассейна следует устраивать лестницу со стационарными поручнями шириной не менее 0,9 м, ширина ступенек должна быть не менее 0,3 м и высота — не более 0,14 м.
Для успешного проведения занятий со слепыми и плохо видящими необходимо: провести инструктаж помощников, обозначив их роль и функции в каждом конкретном случае; ознакомить учеников с условными сигналами; ознакомить и научить пользоваться тактильными ориентирами: бортик бассейна, дорожка, лестница, доска, длина и глубина бассейна; объяснять задания нужно громко, с хорошей артикуляцией, образными сравнениями, знакомыми понятиями.
При обучении движениям широко применяется «контактный» метод, особенно в случае, если ученик не понял упражнения со слов преподавателя или составил о нем неправильное представление. Контактный показ бывает пассивным и активным. При пассивном показе преподаватель, взяв руки ученика, выполняет движения вместе с ним. При активном методе ученик осязает положение частей тела сопровождающего или преподавателя при выполнении им какого-либо движения, что позволяет создать правильное представление о положении тела и направлении движения. Эффективным средством тактильного обучения является пластиковая кукла-модель с движущимися суставами, которая помогает преподавателю в объяснении ученикам положениям тела, рук, ног и их движений.
Во всех случаях преподаватель направляет внимание ученика на ощущения, возникающие в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий. Для лучшего запоминания упражнения применяют многократное повторение отдельных элементов, опираясь на слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения.
На этапе освоения с водой, в первую очередь, необходимо сформировать навык пространственной ориентировки в воде (вход и выход из воды, контроль глубины воды, расстояния от бортика до бортика и др). С этой целью применяют дополнительные ориентиры — звуковые, осязательные, обонятельные. Для того чтобы незрячему определить направление движения, используют ориентиры — бортик бассейна, лестница, разделительная дорожка.
При объяснении упражнений на согласование движений руками и ногами с дыханием необходимо ориентировать движения по отношению к собственному телу ученика. Все предметы и движения в пространстве незрячие ученики воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (справа — слева, впереди — сзади, вверху — внизу и т. д.). В качестве ориентиров они часто используют размеры своего тела, длину шага, руки, локтя и кисти, что также нужно использовать при объяснении движений. Эффективно использование метода мышечно-двигательного чувства — преподаватель обращает внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий. Например, при правильном выполнении гребка в кроле на груди ученик должен почувствовать напряжение мышц спины («растянись, как пружина»), давление воды на кисть («загребай песок»), в конце гребка — «сбрось воду с ладони».
При обучении плаванию слепых и слабовидящих применяются традиционные вспомогательные средства: плавательные доски, плавательные лопатки, колобашки, трубки, резиновые ласты, свистки, спасательные круги, шесты, нарукавники, спасательные жилеты. Свисток используют для привлечения внимания к началу выполнения упражнения или остановки для исправления ошибок. В процессе обучения применяется шест для касания, который помимо сопровождающего, находящегося в воде, обеспечивает безопасность ученика и предотвращает его травмирование о бортик бассейна. Шест используется в качестве сигнального средства при выполнении упражнений, так как в силу плохой акустики в бассейне словесные команды ученик просто не слышит.
В ходе обучения слепых применяют фланелеграф (магнитная доска, обтянутая черной фланелью, на которой в качестве иллюстрационного материала размещают трафареты с объемно-барельефными изображениями положений тела пловца в различные моменты выполнения плавательных движений), что позволяет ученикам понять технику плавания различными способами.
Для слепых и слабовидящих, занимающихся плаванием, разработаны тренажерные устройства «Поводырь Шипенко» (рис. 1) и плавательное техническое устройство Кузмичева (парное) для безопасного выполнения поворотов (рис. 2).
Рис. 1. Тренажерное устройство «поводырь Шипенко» [4, с.51]: 1 — стартовая тумбочка, 2 — электромотор, 3 — ведущий шкив, 4 — ведомые шкивы, 5 — запасной электромотор, 6 — трос, 7 — индивидуальный трос
Использование тренажерного устройства «Поводырь Шипенко» при минимальном стеснении движений даёт возможность ученику выполнять практически полный арсенал подводящих и подготовительных плавательных упражнений:
− позволяет предотвратить столкновения с другими учениками и исключает возможность получения травм в ходе контакта с бортами бассейна и разделительными дорожками;
− для инвалидов по зрению, не обладающих стабильным плавательным навыком и испытывающих страх перед водной средой, сводит к минимуму скованность движений, избавляет от чувства страха и неуверенности;
− помогает снизить сопротивление воды, позволяет преодолевать дистанцию в облегченных условиях;
− устройство предполагает одновременное «протягивание» до 5–6 учеников, что упрощает учебно-тренировочный процесс и позволяет задействовать всю группу занимающихся;
− подходит для различных нозологических групп населения (например, лиц, с ампутацией конечностей, с последствиями детского церебрального паралича, имеющих нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата и др.;
− обладает возможностью регулировать скорость движений пловца.
Плавательное техническое устройство Кузмичёва (ПТУК) позволяет освоить повороты. Во время преодоления дистанции, как только ученик коснётся рукой створки ПТУК, он должен незамедлительно выполнить поворот во избежание столкновения с бортом бассейна. Конструкция же во время выполнения поворота уходит под воду, образуя «открытые двери».
Рис. 2. Плавательное техническое устройство Кузмичёва ПТУК (парное) [4, с.52]: 1 — поворотный щит, 2 — разделительные дорожки, 3 — винтовые крепления с пружинным элементом, 4 — силиконовые влагоустойчивые лопатки
Для успешной организации обучения плаванию необходимо создать условия для безопасного и комфортного передвижения слепых и слабовидящих в пределах ванны бассейна.
Поскольку в бассейнах имеется повышенный шумовой фон, слуховое восприятие информации частично затруднено, следовательно, инвалиды по зрению нуждаются в техническом устройстве, надежно ограждающем их от возможного столкновения с людьми и встречными предметами при передвижении, и предупреждающем об опасности при изменении рельефа на пути.
Авторы Шипенко А. А. и Кузмичев А. В. предлагают усовершенствованную «канатную дорогу для слепых», не требующую особых материальных затрат, но эффективную для самостоятельного передвижения и облегчения пространственной ориентации по следующим маршрутам:
− холл/гардероб — раздевалка;
− раздевалка — туалет;
− раздевалка — душевая;
− душевая — ванна бассейна.
«Канатная дорога» использует принцип различия тактильных ощущений, вызываемых контактом с характерным видом поверхности того или иного материала; когда различные виды материалов ведут к различным пунктам назначения.
Оборудование «канатной дороги» позволяет слепому самостоятельно (без сопровождения сотрудников бассейна, волонтеров, преподавателей) безопасно дойти до места занятий, вернуться в душ, посетить туалетную комнату.
Упражнения для освоения с водой выполняются на мелкой части бассейна или у бортика, держась за него руками. Передвижения по дну бассейна выполняются в паре с сопровождающим, который держит ученика за одну или обе руки. При выполнении упражнений, связанных с погружением под воду («Поплавок», «Медуза», «Звездочка»), необходимо строго контролировать время погружения и задержки дыхания (не более 10 секунд). При освоении упражнения «Звездочка на спине» сопровождающий поддерживает ученика, подставив свою ладонь под его затылок. При перевороте на грудь из положения на спине сопровождающий помогает встать на дно после выполнения упражнения. При изучении упражнения «Стрела» необходима поддержка ученика за руки или за пояс, помощь при вставании на дно.
При работе с незрячими эффективно проговаривание вслух каждого действия. Этот прием стимулирует запоминание последовательности выполняемых движений. При резкой смене положения тела (при поворотах, вращениях, переходе из горизонтального положения в вертикальное) возможна потеря ориентации в пространстве, поэтому важна поддержка и помощь сопровождающего.
При освоении незрячими техники плавания кролем на груди и на спине преподаватель руководит действиями ученика посредством команд: «чаще работай ногами», «не сгибай ноги в коленях», «выпрями руки», «стой» и др. Наряду со звуковыми ориентирами используются осязательные (касание тела рукой, теннисным мячом, прикрепленным веревкой к трости). Сопровождающий идет рядом, подсказывая направление и исправляя ошибки («чаще темп», «раз-два-три», «оттяни носки», «не сгибай колени»), при приближении к бортику касанием ученика рукой определяет момент остановки.
При обучении лиц с нарушениями зрения эффективно использование контактного метода. Преподаватель демонстрирует движение рукой, обращая внимание на траекторию движения руки, правильное положение кисти и локтя во время гребка, полном выпрямлении руки в конце гребка. Ученик с помощью осязания (активный «контактный» метод) осваивает технику движения рукой в кроле на груди. При пассивном показе ученик получает информацию о правильном приложении сил во время гребка — медленное начало и ускорение в конце гребка.
При изучении согласования дыхания с движениями руками преподаватель четко и громко осуществляет подсчет (варианты дыхания — на 2 гребка: «гребок правой — вдох, пронос — выдох»; на 3 гребка: «вдох под правую руку — раз-два-три — вдох под левую руку»; на 4 гребка: «вдох вправо — раз-два-три-четыре — вдох»). Возможен вариант подсчета, при котором внимание акцентируется на продолжительности выдоха в воду — на 2 гребка: «вдох — выдох»; на 3 гребка: «выдох — выдох — вдох». Это нужно для того, чтобы во время выполнения гребков руками пловец не задерживал дыхание, а делал выдох в воду.
Ученики с нарушением зрения часто путают правую и левую стороны, также выражена асимметрия в развитии движений левой и правой руки. Для компенсации неравномерности развития нужно увеличить количество упражнений по элементам (выполнение гребковых движений «слабой» рукой — стоя на месте, плавание с доской при помощи движений рукой, плавание при помощи движений ногами и гребками одной рукой). Преподаватель громко обозначает фазы движения: «Вдох — пронеси руку — выдох!».
При обучении незрячих брассу для создания представления о правильном положении стоп в момент отталкивания брассом применяются образные сравнения: «нога в сапоге», «нарисуй пяткой запятую», «растопырь пальцы на ногах» и др. Возможен как пассивный, так и активный показ для лучшего понимания движения. Когда преподаватель использует пассивный показ, делается остановка на каждой фазе движения и проговаривание выполняемых действий: на счет «раз» — сгибание в коленных суставах и подтягивание стоп к тазу; на счет «и» — разведение голеней и стоп кнаружи (в стороны); на счет «два» — толчок ногами через стороны-назад, далее — пауза в исходном положении. При активном показе сопровождающий выполняет движение у бортика в медленном темпе, с остановками после подтягивания и разведения стоп. Сопровождающий громко и четко проговаривает: «подтяни пятки — толчок — пауза!».
При освоении упражнений с доской сопровождающий идет за учеником и подставляет ладони для поддержки, контролируя разведение стоп кнаружи.
Плавание на спине, с одной стороны, представляет сложность для обучения слабовидящих и незрячих из-за погружения ушей в воду и снижения слышимости. С другой стороны, произвольное дыхание создает облегченные условия для обучения плаванию. На первых уроках необходима поддержка сопровождающего ладонью под затылок или за пояс. Преподаватель может контролировать пловца «удочкой» (тонкий шест с веревкой, прикрепленной к поясу плывущего).
При выполнении учениками имитационных упражнений руками на суше преподаватель контролирует амплитуду движения, не допуская чрезмерного разведения рук в стороны, затем соединяет ладони ученика после выведения рук вперед и слегка тянет за кисти, стимулируя мышечно-двигательное чувство. После выведения рук вперед фиксирует остановку рук, проговаривая: «Пауза!».
При обучении движениям руками в согласовании с дыханием преподаватель громко и четко проговаривает: «вдох — опусти лицо в воду — толчок — выдох!».
Использование пассивного показа помогает ученикам с нарушением зрения почувствовать опору о воду в начале гребка и эффективность продвижения после выведения рук вперед и скольжения. В дополнение обязательно проговаривание вслух наиболее важных моментов: «вдох — захвати воду — сведи локти — пауза!».
Во время первых попыток плавания брассом в полной координации с незрячими эффективно применение поддерживающих средств (пояс, надувные манжеты) или поддержка сопровождающего. Движения должны выполняться в медленном темпе, с удлиненной паузой скольжения. Сопровождающий стоит сбоку и поддерживает ученика двумя руками за пояс, продвигаясь по дну с каждым циклом движений. При этом необходимо громко проговаривать последовательность действий: «вдох — гребок — толчок — пауза!».
Одной из особенностей физического развития людей с нарушением зрения является различие в силовых показателях рук и несимметричность движений, что приводит к неэффективному продвижению, заваливанию на один бок, изменению направления движения и др. Поэтому при плавании брассом необходимо добиваться полного выпрямления ног и рук после каждого цикла движений, продолжительного скольжения, ритмичного дыхания (на один цикл движений — один вдох и выдох).
Занятия плаванием имеют выраженный оздоровительный эффект, способствуют восстановлению психических и физических функций лиц с нарушениями зрения и помогают им адаптироваться к активной деятельности в обществе.
Литература:
- Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 314 с. — (Научная мысль).
- Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ИНФА-М, 2016. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Шипенко А. А., Кузмичев А. В. Материально-техническое обеспечение процесса обучения плаванию инвалидов по зрению / Журнал Адаптивная физическая культура. — Выпуск:1 (53) 2013. — С.50–53.