В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: эмоции, дети дошкольного возраста, сказкотерапия.
Из курса психологии известно, что важнейшей предпосылкой психического развития детей, а также основным внутренним фактором, обусловливающим общее психологическое здоровье, является эмоциональная сфера ребенка.
На данный момент одним из главных элементов понятия «психическая готовность к школе» является эмоциональная сфера дошкольников. Эмоциональная сфера детей оказывает влияние на социализацию, коммуникацию и установление благоприятных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребята, которые не умеют различать эмоции сверстников и других людей, а также адекватно их выражать часто находятся в состоянии фрустрации. В следствии чего у детей появляются проблемы внутриличностного характера (тревога, гиперактивность, агрессивность, застенчивость). Как следствие ребенок находится в социальной изоляции, что в дальнейшем затрудняет его эмоциональное развитие.
Дошкольное детство выступает одним из главных этапов в развитии эмоциональной сферы. Дети данного возраста впечатлительны и открыты для всего нового, они осваивают социальные и культурные ценности, учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, у дошкольников закладываются основы нравственности и гуманности (сопереживание, отзывчивость, доброта).
Дети дошкольного возраста не достаточно хорошо способны управлять своими эмоциями. Эмоции в данном возрасте имеют неравномерный темп. Наблюдения за дошкольниками в процессе игры и повседневных занятий показывают, что дети данного возраста еще не достаточно хорошо способны правильно оценивать эмоции сверстников, что оказывает существенное влияние на установление доброжелательных взаимоотношений и конструктивного общения [1, с. 542].
Существенное влияние на формирование личности оказывает эмоциональный опыт ребенка, его переживания, которые могут быть различно эмоционально окрашены. В связи с этим, одной из главных задач дошкольного воспитания выступает развитие социальных, нравственных, эстетических и духовных качеств детей, формирование у детей чувства гуманности, стремления к сотрудничеству и положительного самовосприятия.
Многие ученые (Р. Азовцева, Т. А. Данилина, А. Н. Леонтьев) выделяют факторы, которые влияют на содержание и способы выражения эмоций детей дошкольного возраста, а также показана существенная роль сказкотерапии на процесс развития эмоциональной сферы.
В своем творчестве к сказкам обращались такие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги и психологи как: Э. Берн, Э. Гарднер, Э. Фромм, Е. Лисина.
Большую популярность проблема развития эмоций дошкольников получила в психолого-педагогической литературе (Л. С. Выгоский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Маркова, С. А. Рубинштейн, Д.Б Эльконин и др.), где учеными показано влияние положительных эмоций на активацию деятельности мозга детей.
Развитие эмоциональной сферы детей, обучение в осознании своих эмоций, формированию способности распознавать и проявлять свои эмоции, является одной из главных задач педагогов дошкольного образования.
На основе исследований, которые проводила М. В. Ермолаева, я считаю, что эмоциональные процессы являются ключевыми в регулировании таких психических функций как внимание, память, мышление, восприятие, воображение и других познавательных процессов [2, с. 232].
В процессе дошкольного детства происходит становление высших чувств таких как: интеллектуальные (потребности в познании), эстетические (чувство красоты), моральные, данные чувства зарождаются не сразу, а лишь в процессе усвоения детьми базовых жизненных понятий. Лишь к концу дошкольного детства высшие чувства выступают в роли мотиваторов поведения ребенка, регулирующие поступки, действия и желания.
Следовательно, базовыми новообразованиями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются осознание ребенком собственных чувств, желание сопереживать другим людям, эмпатия, стремление помогать взрослым.
Семья является началом в ознакомлении детей с базовыми эмоциями, которое продолжается в детских дошкольных образовательных учреждениях. Знакомство с фундаментальными эмоциями происходит как в процессе учебно-воспитательных занятий, так и в ходе специализированных занятий, на которых дети учатся вербализировать свои чувства, знакомятся с опытом сверстников, а также изобразительным искусством, литературой, музыкой. Главная ценность данных занятий состоит в том, что дети начинают осознавать глубже свои эмоции, понимать себя и сверстников, развивается эмпатия и сопереживание.
Ведущую роль в становлении эмоциональной сферы детей играет вовлечение и включение их в содержательную, совместную деятельность. Это способствует непосредственному переживанию и прочувствованию детьми важности выполнения норм и правил. Эмоциональная сфера детей, формируясь в деятельности, зависит прежде всего от содержания и структуры данной деятельности [3, с. 8].
При помощи сюжетно-ролевых и подвижных игр, а также в ходе арт-терапии, тренингов, психогимнастики, литературных произведений и сказок (драматизированых игр), происходит становление эмоциональной сферы детей.
Занятия по музыке, рисование, лепка, слушание сказок, развивают у дошкольников эстетические чувства, учат чувствовать красоту в окружающем.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность и всегда эмоционально окрашена. В процессе игры у детей обнаруживаются уже сложившиеся способы эмоционального реагирования и закладываются новые качества в поведении детей, развивается и улучшается их эмоциональный опыт [4, с. 182].
Таким образом, мной были выделены ключевые методы в развитии эмоциональной сферы дошкольников: сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, мимические этюды, психомышечная релаксация, психологические тренинги. Необходимо, чтобы все вышеприведенные методы использовались в комплексе, не исключая, а дополняя друг друга.
Практика показывает, что в процессе развития эмоциональной сферы детей недостаточно применяются методы сказкотерапии, содержанием которой выступают эмоции, чувства и настроение. Но как известно, эмоциональная отзывчивость на сказку непосредственно связана с развитием таких качеств как доброта, отзывчивость и эмпатия как следствие формированием эмоциональной отзывчивости и в жизни.
Сказка выступает одним из тех обязательных компонентов, который важен в развитии духовности и эмоциональности детей. В ходе знакомства со сказкой дети прибывают в состоянии радости и счастья. Находясь в в таинственном мире волшебства, дети исследуют собственные и потаенные уголки души, где существует огромное количество различных эмоций (осознанных и неосознанных).
Сказка выступает одним из старинных методов обучения и воспитания детей. Через сказку взрослый оказывает воздействие на ребенка, затрагивает внутренний мир ребенка, занимается врачеванием души, тем самым помогая ребенку лучше понять себя и других людей.
В настоящее время одним из новых методов в развитии эмоциональной сферы детей выступает метод сказкотерапии. Данный метод появился на рубеже 60–70-х годов ХХ века, основанный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начали применять с начала 90-х годов И. В. Вачков, Д. Ю. Соколов.
Сказкотерапия — это один из методов, который способствует формированию личности, способствует становлению творческих способностей, расширяет сознание.
При помощи сказкотерапии развивается эмоциональный интерес детей, который помогает найти связь между собой и героями. Как следствие сказка становится тем средством, которое помогает детям осваивать нормы, ценности, смыслы и модели поведения в различных ситуациях. А так как дети почти всегда сравнивают себя с положительными героями, сказкотерапия способствует личностному росту детей.
В процессе работы со сказками педагогу важно учитывать тип используемых сказок, так как у каждого типа сказок есть свои психологические особенности и цели. Сказки можно разделить на несколько типов:
- Дидактические. Целью, которых выступает обучение детей новым знаниям. Данный тип сказок раскрывает смысл данных знаний и содержит в себе задания, которые необходимо выполнить ребенку;
- Медитативные сказки направленны на пробуждение личностных и глубинных потенциалов ребенка;
- Психокоррекционные оказывают влияние на поведение детей;
- Психотерапевтические, данный тип сказок имеет форму притч, то есть направлены на глубинные Я ребенка;
- Психологическая сказка, цель данного типа сказок оказать влияние на личностное развитие ребенка [5, с. 25].
Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что значение сказки в психическом развитии ребенка, развития его как личности до сих пор остается одним из актуальных вопросов педагогики и психологии.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Юрайт, 2012. — 811 с.
- Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М. В. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. — 757 c.
- Шапиро Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3–7 лет / Е. И. Шапиро. — Москва: Высшая школа, 2011. — 16 c.
- Воспитание, образование и развитие детей 4–5 лет в детском саду. Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2017. — 192 c.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006. — 140 с.