В статье авторы пытаются дать определение личностным особенностям и стилям поведения в конфликте в сфере торговли.
Ключевые слова: торговля, личностные особенности, конфликт.
Торговля — одна из крупнейших отраслей экономики. Экономическая ситуация в мире и в России, в частности, привела к повышению требований к эффективности профессиональной деятельности торговых работников. Конкурентноспособность фирмы зачастую зависит не только от уровня подготовки специалистов этой сферы деятельности, но и от их личностных качеств, от их умения конструктивно управлять возникающими в ситуации профессиональной деятельности конфликтами. В этом контексте изучение индивидуальных факторов выбора работниками сферы продаж стиля поведения в конфликте становится особенно актуальным.
Под стилем поведения в конфликтной ситуации принято понимать модели поведения сторон конфликта, используемые ими в процессе его разрешения. В рамках науки организационного поведения обычно выделяют пять основных стилей разрешения конфликта: а) стиль уклонения; б) стиль приспособления; в) стиль сотрудничества; г) стиль компромисса; д) стиль конкуренции. Теоретико-методологической основой данной классификации выступает сетка, разработанная английскими социологами, специалистами в области конфликтологии У. Томасом и Р. Килменом. Их классификация основана на диспозиции двух факторов: форме участия в конфликте (активная или пассивная) и степени сотрудничества конфликтующих сторон в разрешении возникшей ситуации (индивидуальные или совместные действия).
В рамках психологии труда наибольшее внимание уделяется проблемам эффективности профессиональной деятельности. Профессионализм как интегральное качество человека предполагает его способность выполнять сложную деятельность систематически и на высоком профессиональном уровне в самых разнообразных условиях. Ряд современных исследований посвящен изучению профессиональной деятельности торговых работников. Авторы этих работ преимущественно обращаются к решению прикладных задач, связанных с необходимостью повышения эффективности подбора персонала. В данных работах исследуются вопросы рационального использования человеческих ресурсов, профессионально важных качеств, грамотного подбора персонала, предлагаются тренинговые программы и методики подбора персонала (О. С. Насташевская, Ю. А. Евсина, О. В. Войвод, М. В. Виниченко, С. А. Строкова и др. [1]).
Исследованию психологических детерминант эффективности деятельности работников сферы продаж посвящены работы В. И. Долговой и Т. Б. Балашовой, Т. Б. Беляевой и Т. В. Угловой, О. А. Ульяновой, О. С. Карымовой, В. В. Назаренко и Гнездилов, Г. В. [9] В указанных исследованиях показана роль индивидуальных и личностных особенностей в деятельности торговых работников, эмоционального выгорания, общительности и эмоциональной устойчивости продавца, роль локуса контроля, описывается связь стиля поведения в конфликте с самооценкой.
В настоящее время потребность в научном исследовании причин, условий возникновения и способов регулирования конфликтных ситуаций стала совершенно очевидной. Межличностные конфликты выступают одним из неблагоприятных факторов, препятствующих продуктивности деятельности людей на производстве, в организациях, а также в семье и дружеском общении. Многочисленные конфликты приводят к нарушению межличностных отношений между людьми в самых разных сферах жизнедеятельности. Конфликты побуждают работников к увольнению со службы, вызывают стрессовые состояния и, как правило, тяжело переживаются людьми.
В диссертационном исследовании В. В. Назаренко выявлены и описаны психологические детерминанты эффективности профессиональной деятельности торговых работников в контексте индивидуального и группового генезиса, определены психологические особенности деятельности торговых работников, которыми являются коммуникативная насыщенность процесса деятельности, конфликтогенность взаимодействия в диаде «продавец-покупатель» и др. Последнему вопросу уделяется особое внимание, поскольку общение с покупателями являются важнейшей составной частью работы продавцов.
Специфика взаимодействия в диаде «продавец-покупатель» заключается в том, что одна сторона (продавец) вынуждена вступать во взаимодействие независимо от своего психологического состояния и соблюдать определенные правила поведения, а другая сторона (покупатель) свободна в своем выборе. В современной психологической науке исследованы отдельные стороны эффективного взаимодействия в диаде «продавец-покупатель».
Однако имеющихся психологических работ явно недостаточно для решения практических задач. Данное исследование призвано восполнить существующий пробел.
Литература:
- Насташевская, О. С. Психологические аспекты технологии подбора персонала для торговой организации (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-tehnologii-podbora-personala-dlya-torgovoy-organizatsii)
- Евсина, Ю. А. Методы повышения эффективности подбора персонала (https://cyberleninka.ru/article/n/metody-povysheniya-effektivnosti-podbora-personala).
- Войвод, О. В. Оценка профессионально важных качеств (https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-professionalno-vazhnyh-kachestv)
- Виниченко, М.В., Строкова, С. А. Некоторые подходы к оценке источников отбора персонала (https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-otsenke-istochnikov-otbora-personala)
- Долгова В. И., Балашова Т. Б. Связь эффективной профессиональной деятельности продавцов-консультантов с индивидуально личностными особенностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 66–70. — URL: (http://e-koncept.ru/2016/56091.htm)
- Беляева, Т.Б., Угловая, Т. В. Взаимосвязь конфликтного поведения с локусом контроля персонала торговой организации //Дискуссионные проблемы социальной психологии/ Коллективная монография. Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2018 (https://elibrary.ru/item.asp?id=35062234).
- Ульянова, О. А. Психологические особенности продавцов-консультантов сетевого маркетинга (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-prodavtsov-konsultantov-setevogo-marketinga)
- Карымова, О. С. Социально-психологическая адаптация сотрудников коллектива (https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-sotrudnikov-kollektiva)
- Назаренко, В.В., Гнездилов, Г. В. Психологические проблемы кросс-функционального взаимодействия в современных организациях (https://elibrary.ru/item.asp?id=37007959).