Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.
Ключевые слова: виктимное поведение, социальная адаптация, поведенческие нарушения, буллинг, социальные контакты, процесс виктимизации.
Adolescence is recognized as more susceptible to emotional disorders and behavioral disorders not only in normal children, but also in adolescents with mental retardation.
Keywords: victim behavior, social adaptation, behavioral disorders, bullying, social contacts, victimization process.
Особое внимание ученых, педагогов и психологов привлекает процесс становление личности и поведенческие особенности подростка.
Подростковый возраст включает несколько этапов возрастной периодизации от 9–12 до 15–17 лет. Данный возрастной период характеризуется в психологии как «трудный», «отроческий», «пубертатный», «переходный» из-за определенных усложнений социальных отношений между подростками и окружающим миром.
Каждый возрастной период характеризуется своими сложностями, что проявляется в неадекватных реакциях к окружающим и к себе в целом, повышенной конфликтности, уязвимости, неуверенности, нередко подростки ведут себя агрессивно [2].
Причины поведенческих нарушений у детей с нормально развитым интеллектом и детей с умственной отсталостью внешне схожи. Момент зарождения и дальнейшее развитие нарушений определяются внешними факторами — взаимоотношения в семье, в образовательной организации, в социуме со сверстниками; и внутренними — характерные черты личности (недостатки интеллекта, агрессивность, внушаемость и др.). Природа нарушений многообразна. Как отмечает А. Е. Личко «…нарушение поведения нужно систематизировать в двух направлениях: по формам проявления нарушения и причинах данного проявления». Формы проявления в свою очередь можно представить антидисциплинарным поведением (нарушение режима в образовательных организациях, срыв уроков), антисоциальным — поведение, отклоняющееся от общепринятых нравственных норм (бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, употребление наркотиков, алкоголя), делинквентным поведением (хулиганство, кража, вымогательство), аутоагрессивным (попытка суицида, самоистязание) [3].
Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.
В зависимости от степени умственной отсталости ребенка, причины нарушения поведения различны. В случае олигофрении у подростка замечается пониженный интерес к познавательной деятельности, в случае другой формы олигофрении наблюдается грубое недоразвитие всей личности.
Известный факт, что социальная адаптация умственно отсталых подростков проходит болезненно, поскольку отсутствует опыт социальных контактов, самостоятельной защиты, слаборазвитой индивидуальности. Все эти критерии приводят к тому, что умственно отсталый подросток может стать жертвой обмана, мошенничества. Подростки с умственной отсталостью нередко не дорожат своей жизнью, что может привести к появлению наркотической и алкогольной зависимости [3].
Подростки с умственной отсталостью имеют завышенный уровень притязаний и неадекватно воспринимают жизненную ситуацию. Наиболее часто проявляются следующие формы нарушения поведения в побегах из школы и дома, проявлении агрессивности к себе и окружающим, нарушения школьной и общественной дисциплины, нередки случаи суицидального поведения.
Социальная дезадаптация подростка с умственной отсталостью определяется инфантильностью, также отражается в социальной незрелости, повышенной агрессивности по отношению к животным, сверстникам, родителям [1].
Для предупреждения виктимизации необходимо придерживаться комплексного подхода в процессе выстраивания работы. Эффективным повышением уровня коммуникативной культуры в школе, является алгоритм действий при проявлении буллинга, т. е. агрессивного преследования одного из членов коллектива (школьного, студенческого, рабочего).
В общеобразовательных организациях следует разработать единые правила поведения для всех обучающихся, который столкнулись с проявлением буллинга: что делать, куда идти и кому заявить.
Также важным условием комфортной ситуации в коллективе является — создание позитивного климата среди обучающихся и педагогов.
Совершенствование компетенций противодействия виктимизации в образовательной среде у педагогического и технического персонала школы. Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга. Для того, чтобы распознать наличие виктимизации в общеобразовательной организации, необходимо рассмотреть характерные черты жертв школьной травли. Зачастую дети данной группы замкнуты, пугливы, и застенчивы, также нередко в эту группу попадают подростки с ограниченными возможностями здоровья. Они не уверены в себе, тревожны, имеют низкое самоуважение и заниженную самооценку. Часто это дети, которые испытывают трудности в учебе, чтении, письме. Им может быть характерно расстройства внимания [5]. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих сверстников, что делает их жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стиля поведения. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, то есть выступают в роли жертвы, должны ощущать, что они не одни, чувствовать поддержку со стороны учителей, психолога, других специалистов учреждения, когда речь идет о буллинге. Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессивным поведением в коллективе детей.
Виктимизация у детей со слабовыраженными отклонениями в условиях инклюзивного образовательного пространства является острой проблемой, требующей вмешательства специалистов различного уровня (педагогов, психологов, социальных работников). Успешная социализация детей данной категории невозможна без благоприятной социальной ситуации развития в образовательной организации. Чтобы предупредить процесс виктимизации у детей умственно отсталостью в развитии в условиях общеобразовательной школы в МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа Курского района Курской области педагогом-психологом были подобраны диагностические методики: «Исследование склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой, методика «Социометрия» Дж. Морено, проективный тест «Человек под дождем» и опросник «Самочувствие, активность, настроение». В процессе экспериментальной работы было обследовано 21 ребенка — обучающихся общеобразовательной школы, среди которых 8 испытуемый имел слабовыраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, ЗПР), по результатам диагностики оказалось, что 5 человек относятся к группе риска. У них обнаружились такие личностные характеристики, которые могут быть провоцирующими агрессивные реакции со стороны сверстников. В данной группе оказались все дети, имеющие отклонения в развитии. Изучение социометрических статусов продемонстрировало, что интересующая нас категория обучающихся занимает преимущественно позицию пренебрегаемых и изолированных. Дальнейшая углубленная диагностика показала, что эти дети склонны к социальному избеганию, имеют нарушение энергетических уровней, испытывают подавленность. Выявленные проявления стали основанием для коррекционной программы, направленной на предупреждение и коррекцию виктимизации у детей со слабовыраженными отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Программа включает в себя 3 блока и предполагает системное воздействие на все компоненты буллинг-структуры. Программа содержит 12 занятий, которые были частично апробированы на базе МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области. Анализ процесса проведения коррекционных мероприятий позволяет оценивать составленную программу как достаточно эффективную.
Дети с отклонениями действительно имеют высокий риск виктимизации в инклюзивном педагогическом пространстве. Результаты проведенных занятий показывают, что можно скорректировать и предупредить виктимизацию при осуществлении воздействия на личностную сферу ребенка, использовании системного подхода и формировании партнерских отношений в коллективе образовательной организации. Исследование может иметь продолжение в виде дельнейшей апробации коррекционной программы и проверки ее эффективности в контрольном эксперименте.
Литература:
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. Монография. СПб, 1994. 246 с.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 8–9.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. 118 с.
- Личко A. E. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., «Медицина»,1983. 324 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. 58.