Ключевые слова: государственная служба, кандидат на службу в органы прокуратуры, прокурорский работник.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан России на равный доступ к государственной службе. Согласно действующего законодательства, а именно, Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в систему государственной службы России входит военная служба, государственная гражданская служба и государственная служба иных видов, которые закрепляются в подзаконных актах.
Федеральный закон Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.40 закрепляет, что служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Следует отметить, что прокурорская служба — самостоятельный вид федеральной государственной службы, т. е. относится к иным видам государственной службы [1].
После небольшого вступления о виде государственной службы, к которой относится служба в органах прокуратуры, перейдем непосредственно к конкретным требованиям к кандидатам на должности данного вида службы.
Неверно было бы толковать положение Основного закона «о равном доступе к государственной службе» буквально, т. е., что абсолютно любой гражданин России может поступить на службу в органы прокуратуры. Как и для всех государственных служащих, к кандидатам на службу в органы прокуратуры предъявляются определенные требования.
Рассмотрим требования к кандидату на службу в органы прокуратуры, закрепленные в ч.1 ст.40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говориться, что «прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности» [2].
Остановимся подробнее на каждом из указанных в законе требований.
Первое — наличие высшего образования. Стоит отметить, что данное требование законодатель закрепил только 06.02.2020 года (Федеральный закон от 06.02.2020 № 15-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), ранее в исключительных случаях на должности прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров могли назначаться лица, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности [2]. Данное нововведение к требованию о наличии оконченного высшего образования, на мой взгляд, правильное, поскольку в таком случае уровень знаний у кандидата на службу в органы прокуратуры должен быть выше.
Однако, с моей точки зрения, помимо наличия высшего образования кандидат должен иметь какой-то юридический стаж, и данное требование должно быть закреплено на законодательном уровне. В обоснование своей позиции хочу отметить, что к кандидатам на должности судей, согласно Федеральному закону от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» обязательно предъявляется требование о наличии стажа работы в области юриспруденции.
В свою очередь, прокурорский работник при исполнении своих должностных обязанностей осуществляет надзор за деятельностью суда при осуществлении последним правосудия. Однако, о каком надзоре можно говорить, если к кандидату на службу в органы прокуратуры не предъявляется требований о наличии обязательного юридического стажа, т. е. в данном случае кандидат на службу в органы прокуратуры ранее не сталкивался с применением норм материального и процессуального права на практике, что в свою очередь может повлечь как неоперативное реагирование на незаконные действия суда, либо абсолютное отсутствие таких действий. В данном случае, говорить о качестве такого прокурорского надзора не приходится.
На мой взгляд, в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо внести изменения в ст. 40.1, дополнив ее еще одним требованием к кандидату на службу в органы прокуратуры — наличие стажа работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
Следующее требование — наличие необходимых профессиональных и моральных качеств. При этом не раскрывается, какие конкретно качества имеются в виду. Отчасти данная проблема разрешена в ст. 40.4 Закона о прокуратуре, где закреплена Присяга прокурора. Более подробно упомянутые качества изложены в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, которые утверждены приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. № 114. Полагаю, что целесообразно включить в Закон о прокуратуре отдельную статью о профессиональных и моральных качествах прокурорского работника.
Важность закрепления конкретных профессиональных и моральных качеств, на мой взгляд, обусловлено тем, что эффективность дальнейшей работы прокурорского работника, и в целом органа прокуратуры, зависит от качества подготовки его сотрудников, в данном случае как профессиональной, так и моральной подготовки.
Кроме того, при поступлении на службу в органы прокуратуры обязательно устанавливается, сможет ли кандидат по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника» перед поступлением на службу в органы прокуратуры кандидат должен пройти обязательное медицинское освидетельствование.
В данном случае проблема состоит в следующем. При прохождении данного освидетельствования по месту жительства кандидата на службу в органы прокуратуры, по факту, врачи, обязательность посещения которых указана в вышеназванном постановлении Правительства РФ, должным образом не проводят осмотры. Вся процедура прохождения медицинского освидетельствования сводится к тому, что лицо, проходящее медицинское освидетельствование, заходит в кабинет к врачу только для проставления печати врача.
Выше озвученная ситуация с прохождением медицинского освидетельствования кандидатов на службу в органы прокуратуры страшна тем, что у лиц могут не выявить заболеваний, которые препятствуют прохождению службы в органах прокуратуры согласно Перечню заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 733).
Таким образом, в настоящее время необходимо внести изменение в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» — дополнить ст. 40.1, еще одним требованием к кандидату на службу в органы прокуратуры — наличие стажа работы в области юриспруденции не менее 5 лет. Кроме того, включить в Закон о прокуратуре отдельную статью о профессиональных и моральных качествах прокурорского работника. А также принять необходимые меры для установления более качественной процедуры прохождения кандидатами на службу в органы прокуратуры медицинского освидетельствования.
Литература:
- Долгов А.М. О требованиях, предъявляемых к кандидатам на службу в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы // Теория и практика общественного развития. 2017.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 1992.