В статье рассматриваются противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ посредством административного законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие по поводу оборота наркотиков, а также устанавливает административную ответственность за их незаконный сбыт. Приводится актуальность данной темы в российской системе права, при помощи анализа современной литературы и законодательства.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры.
The article deals with counteraction to illicit trafficking of drugs and psychotropic substances through administrative legislation, which regulates legal relations arising from drug trafficking, as well as establishes administrative responsibility for their illegal sale. The relevance of this topic in the Russian system of law, with the help of the analysis of modern literature and legislation.
Keywords: administrative offenses, administrative responsibility, narcotic drugs, psychotropic substances, precursors.
За последние десятилетия вещества, так называемые наркотические, пагубно влияющие на психическое состояние человека, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности круг лиц, образующих целое наркозависимое общество, они порождают немаловажные проблемы на сегодняшний день. Несмотря на то, что наркотики стали немного гуманнее, проблема наркомании никуда не исчезла. Большое количество людей подвергаются этому воздействию каждый день, каждый час. По данным статистики, начиная с 2000 года рост смертности от употребления героина превышал 130000 тысяч человек в год и лишь только с 2005 года эти цифры пошли на убыль, а в 2013 достигли максимального уровня смертности от героина умерло 94600 человек. Это говорит о том, что героин постепенно теряет свою востребованность в связи с появлением на рынке новых наркотических средств, полученных искусственным путём, и закрепившем за собой название «синтетических наркотиков». На сегодняшний день наркотики становятся частью субкультуры многих слоёв населения, в первую очередь — молодёжи. Под их влиянием происходит изменение мировоззрения: отношение к себе, к окружающему миру, к жизненным ценностям. Употребляя наркотики, психотропные вещества и их аналоги, молодое поколение стремится уйти от реальных жизненных проблем в мир иллюзий. Жизнь этих молодых людей сводится к желанию получить удовольствие, насладиться, испытать эйфорию именно сейчас, о будущем, как правило, они не думают. Большая часть населения, а именно, молодёжь, достаточно спокойно относятся к тем, кто употребляет наркотики, так и к тем, кто их распространяет.
Наркобизнес — одна из прибыльных «отраслей» преступной деятельности. Главная особенность наркобизнеса состоит в его уникальной способности к саморазвитию и самовосстановлению. Именно поэтому борьба с незаконным оборотом наркотиков часто оказывается малоэффективной, несмотря на весьма значительные усилия правоохранительных органов. Сегодня в нашей стране ответственность за незаконный оборот наркотических средств и их аналогов предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях, но и, конечно же, Уголовным Кодексом Российской Федерации. Примерно 10 % возбуждаемых сотрудниками органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков дел об административных правонарушениях в области оборота наркотиков связан со ст. 6.8 КоАП РФ. Так, за 2018 год всего было выявлено128 190 административных правонарушений в сфере оборота наркотиков, из них 15 462 правонарушения были связаны с применением ст. 6.8 КоАП РФ. За хранение, потребление, оборот и другие правонарушения, которые, так или иначе, связаны с наркотиками, предусмотрена юридическая ответственность. Данное правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч или административный арест на срок до пятнадцати суток. Примечание к этой статье гласит, что лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. [1] Административная ответственность является более мягкой мерой, которую можно применить к виновному. Лицо, подлежит административной ответственности в тех случаях, когда размер наркотического или психотропного вещества составляет меньше крупного размера, установленного Правительством Российской Федерации индивидуально для каждого наркотического вещества. [3]
В настоящее время сфера незаконного оборота получила очень сильную популяризацию, посредством развития телекоммуникационных средств, и сети «Интернет». Если раньше незаконный оборот наркотиков был от лица к лицу, то сейчас они могут появиться где угодно: на стенах зданий и сооружений, на гаражах в спальных районах, на трансформаторных будках, близи школ, больниц или детских садов, в подземных переходах, что говорит нам об опасности не только взрослого населения, но и несовершеннолетних. Также приобретение наркотических средств разного происхождения при помощи сети «Интернет» упростило жизнь подростков, поскольку их можно приобрести, не выходя из дома, а именно на различных интернет сайтах получить необходимую информацию об интересующем наркотическом средстве, кроме этого, посредством социальных сетей намного легче договориться о приобретении наркотического средства или его аналога, а также о способе оплаты. В интернете можно не только легко приобрести наркотик, но также легко стать распространителем данного наркотика, как это называется в сфере незаконного оборота: «Курьером». Это говорит о том, что население нашей страны находится в полной без защищённости. Правоохранительным органам стало очень сложно бороться с подобным типов явления, так как методы защиты и поиска злоумышленников достаточно неразвиты. Повсеместная распространённость сети интернет оказывает существенную роль в распространении незаконного оборота наркотиков, государственные органы должны принимать адекватные меры, направленные на борьбу с этим негативным явлением, позволяющие не только уменьшить незаконный оборот наркотиков, а вовсе искоренить его из нашего общества. Все смирились с тем, что дозу «отравы» теперь можно купить также легко, как и пачку сигарет. Однако речь идет о национальной катастрофе: мы живем в обществе, в котором каждый час появляется новый наркоман. В связи с тем, что происходит стремительный рост новых наркотиков и непрекращающийся подъём правонарушений за незаконное употребление наркотических средств, актуальным вопросом является совершенствование законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Современное законодательство испытывает различные изменения в нормативно-правовых актах федеральных органов государственной власти, которые устанавливают меры административной ответственности. В связи с этим, изучение данных вопросов, которые приносят значимые проблемы в правовом регулировании административной ответственности за такие правонарушения считается актуальным и своевременным в целях повышения эффективности и противодействия наркологической угрозе.
Нельзя не согласиться с мнением М. А. Хатаевой по данной проблеме. В своей статье «Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсороа». Автор говорит о такой проблеме, которая непосредственно связана с поиском и реализацией действенных мер противодействия их незаконному распространению. Одной из важных мер является улучшение законодательства в сфере предотвращения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. М. А. Хатаева упоминает, что анализ законодательства Российской Федерации в данной области указывает на отсутствие необходимых мер противодействия в отношении граждан иностранных государств и лиц, не имеющих гражданства, которые не безучастны в распространении наркотических средств и психотропных веществ на территории России. Исходя из этого введение такого административного наказания, как административное выдворение за пределы нашей страны, которое в свою очередь позволит повысить эффективность мер в сфере противодействия наркотическому обороту, что содействует решению данной проблемы, это необходимая мера. [7]
Так, например, Болотин И. В. в своей научной работе говорит о том, что одним из путей решения данного вопроса может стать введение в статьи КоАП РФ квалифицированных составов правонарушений, которые выделяют ответственность при наличии именно наркотического опьянения. Так же, по его мнению, имеется необходимость в оказании помощи и лечении наркопотребилелей в конструкции административно правового побуждения, дополнительной обязанностью прохождения диагностики стало улучшение перечня организационных вопросов, мероприятия профилактического характера, в связи с употреблением запрещенных веществ активизировалось лечение и реабилитация наркозависимых, а также связанные с их употреблением категория административных правонарушений. [5]
Бондарь А. Н. в своей работе утверждает, что «в противодействии незаконному обороту наркотиков, обязаны быть приняты административно правовые средства противодействия». Он считает, что такая система обязана включать в свое содержание не только те институты, которые уже показали себя на практике как эффективные, но и новые, проработанные отечественной наукой и зарубежной практикой и включенные в отечественный правовой массив. [6]
Наибольшего внимания заслуживает Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Он является базовым правовым актом, который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также, определяющий структуру законодательства в данной рассматриваемой области. [2]
Без внимания нельзя оставить мнение таких научных исследователей как Абрамов А. Ю., Косолапова Н. В., Михайлова Ю. В., в своей совместной работе «Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ» авторы также высказывают мнение по данной проблеме «действующее в стране законодательство не лишено пробелов и расхождений». Ещё одной проблемой, которую рассматривают авторы, является проблема того, что в последние годы существенно увеличивается потребление сильнодействующих веществ, оставленных без внимания анализируемым выше законом. Кроме того, научные деятели обращают свое внимание на потребность в уточнении понятий «наркотическое средство» и «психотропное вещество». [4]
В заключении хотелось бы сказать, что проблеме незаконного оборота наркотиков в настоящее время необходимо уделять максимум внимания. В этих целях усилие общества следует направить не только на совершенствование законодательства, но на формирование общественного мнения о сущности, содержании и месте наркомании в жизни общества, её опасных последствий для жизни и здоровья людей, необходимости устранения причин и условий, способствующих её распространению. Проанализировав проблемы и вопросы, рассмотренные научными деятелями, не могу не согласиться с их мнением о надобности исправления и внесения корректировки в КоАП РФ. Потребность постоянного улучшения законодательства содержится в сохранении населения, совершенствования общества в целом.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.19) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2018) [Электронный ресурс] — доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 12.10.2019]
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» от 08.01.1998 № 3 ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] — доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 12.10.2019]
3. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 “Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации”. [Электронный ресурс] — доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 12.10.2019]
4. Абрамов А. Ю., Косолапова Н. В., Михайлова Ю. В., Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. / Абрамов А. Ю. — 2014. — № 2. — с. 9–14.
5. Болотин И.В Проблемы административной ответственности за правонарушение в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. / Болотин И. В. // Среднерусский вестник общественной наук — 2015. — № 5 — с. 131–137.
6. Бондарь А. Н. Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. / Бондарь А. Н. // Пробелы в Российском законодательстве — 2012. — № 2 — с. 293–295.
7. Хатаева М. А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. // Журнал Российского права. — 2010. — № 12. — с. 56–64.