В статье рассматриваются проблемы франчайзинга в хостелах на рынке гостиничных услуг в Республике Казахстан, выявляются перспективы развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей.
Ключевые слова: хостел, франчайзинг, франчайзеры.
За последние десятилетия в мировой индустрии туризма все больше востребованы не элитные и дорогие, а малые гостиницы с чистыми номерами, хорошим сервисом и доступными ресторанами. Рассматривая специфику казахстанского рынка гостиничных услуг, следует отметить, что в Казахстане гостиничный сектор остается актуальным и выгодным проектом для инвестирования. Однако, по данным исследования можно отметить, что важно инвестировать не только и не столько в строительство люксовых гостиниц, но также малые гостиницы, так как в настоящее время отечественный рынок гостиничных услуг очень сильно нуждается в комфортных и недорогих отелях концепций «апартаменты с обслуживанием» (как небольшая квартира в структуре гостиницы со своей кухней, санузлом и спальной комнатой), а также в обычных недорогих гостиницах.
В мировой гостиничной индустрии функционирует около 4,5–5 тыс. хостелов, в которых ежегодно осуществляется около 30 млн ночевок. С недавнего времени хостелы пользуются популярностью и у туристов в Казахстане. Особенно стремительное увеличение количества малых средств размещения наблюдается в таких городах, как Нур-Султан, Алматы, Шымкент, то есть в регионах, которые представляют для путешественника интерес с деловой, познавательной и рекреационной точки зрения. В Алматы и Нур-Султане малые средства размещения составляют более 70 % от общего числа гостиниц. В большей части основным целевым потребительским сегментом хостелов являются люди молодого возраста [1].
В последние годы бюджетные средства размещения массово появляются почти во всех городах Республики Казахстан. Несмотря на риски, казахстанский рынок франчайзинга в сфере открытия хостелов с каждым годом становится лучше. В условиях экономического кризиса для владельцев хостела выгодно развивать франчайзинговый бизнес. Главные достоинства франчайзи заключаются в том, что владелец хостела приобретает бизнес-модель, которая гарантирует знаменитый бренд и стабильную прибыль.
Одним из преимуществ использования франчайзинга на рынке хостелов является возможность экономии на рекламной деятельности, так как очень малое число хостелов может себе позволить использование ресурсов таких интернет-систем резервирования гостиничных услуг, как booking.com и hostelworld.com из-за их высокой стоимости.
Еще одна сложность, которая существует в хостельном бизнесе, — это сервис. К сожалению, казахстанские хостелы не имеют единых стандартов сервиса, поэтому потребителю сложно ориентироваться в качестве обслуживания. Даже в хостелах одной сети уровень обслуживания и качества предоставляемых услуг в разных средствах размещения может значительно отличаться. Этот факт, разумеется, не способствует формированию позитивного отношения путешественников к хостелам и роста их уровня лояльности [2].
Подбору сотрудников, оценке их деятельности владельцы хостелов порой не уделяют должного внимания. Часто во многих хостелах довольно большая текучесть кадров, работает временный, без опыта работы персонал, что плохо сказывается на имидже средства размещения. Поэтому ответственные франчайзеры обязательно должны контролировать работу франчайзи, для того, чтобы негативная работа одного хостела сети не отразилась на имидже всех остальных. Франчайзер на регулярной основе должен выезжать на проверку хостела, работающего по франшизе. Проявление внимания к объекту необходимо для дальнейшего развития, в ходе проверки предоставляется обратная связь с указанием сильных зон, которые франчайзи должен поддерживать и выявления слабых зон, которые необходимо развивать. Такая систематическая оценка позволяет качественно наращивать эффективность франчайзи.
Вместе с открытием нового заведения, пусть даже и по франшизе, на плечи владельца хостела ложится большая ответственность. Даже для тех, кто имеет за спиной приличный опыт, ведение бизнеса неизбежно связано с рисками. Нельзя исключить возможность того, что что-то может пойти не так. Чтобы снизить вероятность неблагоприятного развития событий, разрабатываются франшизы, которые предполагают наличие образовательного центра компании. Как правило, обучение проходит персонал всех уровней, от младших сотрудников до франчайзи. Такая система укрепляет репутацию компании и дает гарантию качественной работы штата сотрудников.
Успешное партнерство возможно, если франчайзер обеспечивает комплексную поддержку, контролирует качество оказываемых услуг, чтобы, по мере выявления проблем, оперативно их решать. Поддержка по всем возможным направлениям свидетельствует о профессионализме и компетентности управляющей компании.
Для определения качества предоставляемых хостелами услуг исследуем отзывы потребителей на сайтах систем бронирования booking.com и tripadvisor.com. Анализируя отзывы на сайтах систем интернет-резервирования можно выделить перечень проблем, которые указывают большинство посетителей бюджетных средств размещения:
- Расположение большинства хостелов в центре города приводит к жалобам гостей хостелов на постоянный шум с улицы. Поэтому особое внимание при оборудовании данных средств размещения надо уделить хорошей звукоизоляции;
- Нехватка ванных комнат.
- Невнимательность и халатность персонала, что приводит к негативному впечатлению о хостеле. Для решения этой проблемы франчайзер должен проводить тренинги персонала франчайзи на постоянной основе, а не только на этапе открытия хостела.
Покупка франшизы — это, по сути, приобретение известного у потребителя имени, репутации, что является существенным конкурентным преимуществом на рынке. В базовый набор франшиз всеми участниками рынка включается готовая и отточенная на практике своя бизнес-модель франчайзингового предприятия, которая обычно включает: использование бренда выбранной сети, пошаговую и подробную инструкцию открытия хостела, помощь в выборе помещения и расчет финансовой модели, юридическая помощь, готовая CRM-система, разработка сайта, настройка продвижения сайта, рекомендации по способам рекламы хостела, помощь в подборе и обучении сотрудников [3].
Выявлена перспективность развития рынка хостелов на основе формирования франчайзинговых сетей. Главные преимущества франшизы заключаются в том, что собственник хостела приобретает право на использование известного бренда, а также бизнес-модель, руководства по ведению бизнеса, представление хостела на различных интернет-платформах и в системах бронирования, гарантирующие стабильную прибыль и небольшой срок окупаемости.
Литература:
- Девять портретов посетителей хостелов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fr.artisthostel.ru/letter/portraits_1/ (дата обращения:11.01.2019)
- Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов/ М. Портер. М.: АлпинаПаблишер, 2017.
- Чудновский А. Д. Франчайзинг — эффективная форма управления в гостиничном и туристском бизнесе: монография / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — М.: КНОРУС, 2016.