Статья рассматривает сущность налоговой нагрузки и методики ее оценки. Проведён анализ налоговой нагрузки сельского хозяйства.
Ключевые слова: налогообложения, налоговое бремя, государственная налоговая политика, ЕСХН.
Государственная налоговая политика непосредственно влияет на деятельность отдельных предприятий, их ликвидность и платежеспособность в процессе осуществления фискальной и регулирующей функций налогов.
Проблема оптимизации налоговой нагрузки на предприятия является актуальной на данный момент. Суть данного вопроса заключается в минимизации налоговых выплат с хозяйствующих субъектов в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Относительно налоговой нагрузки в России многие экономисты и ученые полагают, что она сохраняется на весьма высоком уровне. Так, например, доцент РАНХиГС А. Алисенов считает, что «…с каждым годом растет налоговая нагрузка на реальный сектор экономики. … Это делает непредсказуемыми условия ведения бизнеса и отпугивает инвесторов» [5].
Стоит отметить, что существует и другое мнение в отношении российского уровня налогового бремени. Некоторые экономисты считают, что в последние годы прослеживается динамика по ее снижению, что находит отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации.
Методика
Использованы методы научного познания — систематизация и обобщение теоретических основ по изучаемой теме.
Результаты
Налоговая политика государства должна целенаправленно влиять на конкретных налогоплательщиков, создавать экономические условия и возможности для их инновационной деятельности, стимулировать использование внутренних источников финансирования расширенного воспроизводства основного капитала, способствовать модернизации производства субъектов хозяйствования.
Налоговая нагрузка — это величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. В зависимости от уровня налоговой нагрузки, который установлен в стране, находится эффективное развитие экономики [1].
В финансовой практике отсутствует единая методика оценки налоговой нагрузки. Так, одна группа ученых-экономистов считают, что под налоговой нагрузкой необходимо понимать «совокупность налогов и сборов, как конкретного налогоплательщика, так и определенной выборки лиц, возникающая в процессе функционирования налогоплательщика» [2].Вторая группа специалистов рассматривает налоговую нагрузку как комплексную характеристику влияния налогообложения на конкретное предприятие. В данном случае количественно она будет определяться значениями нескольких финансовых показателей. Третья группа ученых-экономистов считает, что налоговая нагрузка на предприятие является частью совокупной финансовой нагрузки. То есть показатель рассматривают обязательно в тесной взаимосвязи с другими составляющими экономического давления на организацию: инфляцией, ставками по кредитам и многими другими. Существует также четвертая группа специалистов-экспертов, которые связывают налоговую нагрузку с инструментами налогового менеджмента и планирования в организации. Причиной этому служит то, что грамотное налоговое планирование показателя помогает снизить налоговые риски [3].
Исходя из вышеизложенного следует, что не существует единого мнения относительно определения налоговой нагрузки и методики ее расчета, из чего вытекает то, что каждый специалист в области финансов по-своему оценивает уровень налогового бремени предприятия.
Мировая практика в сфере налогообложения показывает, что «нормальным» уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект считается значение в пределах от 30 до 40 процентов от суммы его дохода. Обычно в структуре преобладают налоги общегосударственного или федерального уровня.
Необходимо понимать, что высокий уровень налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты будет приводить к снижению предложения на товары и услуги на рынке, что в свою очередь вызовет рост цен на производимую продукцию. Как свидетельствует мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий в качестве главных критериев должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, то есть интересы товаропроизводителя [4].
Сельскохозяйственные производители уплачивают ряд налогов, основным из которых считается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), рассмотрим его основные показатели в таблице 1.
Таблица 1
Сумма исчисленного ЕСХН в 2017 году
Показатели |
Российская Федерация |
Пермский край |
||
Абсолют. показ. |
В% к пред. году |
Абсолют. показ. |
В% к пред. году |
|
Количество налогоплательщиков, ед. |
100712 |
101,0 |
860 |
101,2 |
Налоговая база, млн. руб. |
206644,4 |
97,3 |
365,4 |
79,8 |
Сумма исчисленного налога, млн. руб. |
11193,8 |
98,5 |
16,3 |
66,9 |
Показатели таблицы 1 свидетельствуют о том, что количество налогоплательщиков ЕСХН за 2017 году увеличилось на 1 % как в РФ, так и в Пермском крае. При этом налоговая база сократилась в РФ в целом на 2,7 %, в Пермском крае — на 20,2 %. Соответственно и сумма исчисленного налога в РФ сократилась незначительно (на 1,5 %), а в Пермском крае существенно (на 33,1 %). Следовательно, сельскохозяйственные производители не стремятся вернуться к использованию обычной системы налогообложения, предпочитая уплачивать единый сельскохозяйственный налог, существенно снижающий налоговую нагрузку [7].
Налоговые платежи не всегда поступают в установленные сроки и в полном объеме. Размер задолженности, в том числе предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства отражен в таблице 2.
Таблица 2
Задолженность по налогам и сборам на 1.01.2017 года в Пермском крае
Показатели |
Задолженность |
Недоимка |
||
Млн руб. |
Уд. вес в% |
Млн руб. |
Уд. вес в% |
|
Всего, в т. ч. |
13380,5 |
100 |
8258,2 |
61,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
467,4 |
3,5 |
287,6 |
61,5 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в структуре задолженности по налогам и сборам доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства на 1.01.2017 года по Пермскому краю составила 3,5 %, в то время как в поступлениях — только 0,5 %. Следовательно, данная отрасль имеет большую задолженность по сравнению с экономикой в целом. В структуре задолженности доля недоимки (неуплаченный в срок платеж) составляет около 62 %. Остальная задолженность представляет отсроченные и приостановленные платежи [6].
В России проблема оценки налоговой нагрузки связана с экономическими интересами налогоплательщиков, а также с неналоговыми платежами. Предприятия различными способами минимизируют свои налоговые платежи, используя достаточное количество существующих правомерных и законных методов, и осуществляя нелегальные пути снижения данного вида затрат [8].
Выводы
Оптимизации налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с точки зрения оценки ее влияния на финансово-экономическое состояние предприятия будет актуальна в любое время. Данное явление вызвано тем, что описанная ранее проблема оказывает непосредственное влияние на построение и совершенствование налоговой системы любого государства вне зависимости от уровня его развития. Однако важно понимать, что эффективное решение проблемы оптимизации налоговой нагрузки на предприятия в целом требует внушительного запаса знаний у специалистов в нюансах законодательства в сфере налогообложения и специфике применения льгот и специальных налоговых режимов.
Литература:
- Кузнецова Д. А. Налоговая нагрузка как одна из основных проблем российской налоговой системы. // Синергия наук, 2018. — № 30. — С. 42–47.
- Налоговая нагрузка: как рассчитать и зачем контролировать // Справочник экономиста, 2019. — № 7. — https://www.profiz.ru/ se/7_2019/nalogovaja_nagruzka/.
- Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать? // Официальный сайт бухгалтерской аутсорсинговой компании ООО «Умный бизнес», 2017. — https://smartbusinessmy.ru/stati/nalogovoe-planirovanie-i-optimizatsiya/ nalogovayanagruzka-chto-eto-i-zachem-ee-schitat/.
- Никулина О. М. Налоговая нагрузка в России: основные подходы // Все для бухгалтера, 2017. –https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-v-rossii-osnovnye-podhody-1.
- Сеньшин Е. «Снижение налогов — это допинг экономки». Что не так с налоговой системой России, и как ее можно изменить // Информационное агентство «Znak», 2019. — https://www.znak.com/2019–11–21/pochemu_pri_suchestvuyuchey_nalogovoy_sisteme_nevozmozhno_ sovershit_innovacionnyy_pror yv_intervyu.
- Старкова О. Я. Налоговая нагрузка сельского хозяйства Пермского края // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство.- 2018. — № 4. –с.2.
- Старкова О. Я. Налоговая нагрузка сельскохозяйственного производства. // Экономика сельского хозяйства России.-2019.-№ 10.-с.27–30.
- Уйти от уплаты налогов в России стало сложнее, уверен Антон Силуанов // Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия», 2020. — https://versia.ru/ujti-ot-uplaty-nalogov-v-rossii-stalo-slozhnee-uveren-anton-siluanov.