О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 29.04.2020

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Ибраев, Г. М. О репрессивной политике тоталитарной системы в области культуры в 30–40 годы XX века и ее последствия / Г. М. Ибраев, А. Т. Абдираманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69462/ (дата обращения: 17.10.2024).



Сейчас в наше время идут процессы переосмысления национальной истории прошлого, но при этом открываются новые ценные пласты истории, в прежнее советское время запретные, и рушатся, казалось бы догмы и идеологии. Но есть неизвестные белые пятна в истории Казахстана, по различным политическим и идеологическим причинам не ставшие предметом изучения, которые позволяют лучше раскрыть тему на базе местных, ранее неизданных, архивных материалов. Не в должной мере изучен вопрос о механизмах проведения сталинской репрессивной тоталитарной системы по отношению культуре, в частности образования, театра и т. д.

В 20–30 годы в стране утверждается господство марксистко-ленинской идеологии, официальный статус которой был законодательно оформлен в конституции СССР 1936 года. Ее официальный статус означал прежде всего благоприятные условия в стране, и целью которой являлось искоренение, с точки зрения сталинизма, всякого рода инакомыслия, в том числе и в области культуры. Если говорить о формах и методах сталинизма в области культуры, то, как правило, применялись классические приемы от полной дискредитации враждебной идеологии до проведения незаконных арестов, запретов в издании произведении государственных общественных деятелей, писателей и т. д. [1].

Карательную функцию контроля в области культуры выполнял специально созданный партией отдел культуры и пропаганды. Для осуществления этой задачи тоталитарная система создала стройную систему органов власти, которые выполняли функцию контроля — это специально созданные сектора партийных отделов культуры и пропаганды ВКП (б), а главным органом, осуществлявшим цензуру печатной продукции, стал Главлит, а также областные управления по делам искусств при облисполкомах, секретные отделы местных органов образования, областные и районные органы контроля за печатной продукцией, райсполкомы и конечно же органы НКВД.

С укреплением позиции тоталитаризма, в стране и по указанию ее лидера, система обращает свое пристальное внимание на культуру. Высшее руководство страны ЦК ВКП (б) во главе с И. В. Сталиным утверждают резолюцию, получившую название «О политике партии в области художественной культуры». Она, как известно, положила начало активной идеологизации в обществе и проводимому жесткому партийному контролю в области художественного творчества и культуры [2].

Трагическую роль в судьбах национальной культуры сыграло письмо Сталина «О некоторых вопросах большевизма». В качестве официального, к обязательному исполнению документа, по данному письму в 1932 г. была издана записка отдела культуры и пропаганды Казкрайкома КП (б) и Казахстанского института марксизма-ленинизма «О задачах борьбы на теоретическом фронте, в связи с письмом Сталина». В ней значительная часть деятельности казахстанских авторов объявлялась не марксисткой. Дело дошло до того, что в решениях съезда КазАПП (Казахстанская ассоциация пролетарских писателей), проходившего в феврале 1932 г., записано: «Устная и письменная литература до Октябрьской революции была преимущественно байской». В эту категорию попадают прекрасные образцы устного народного творчества казахов, созданные Бухар жырау, Шалкииз жырау, кюи Курмангазы, народные эпосы, сказки, в которых есть сведения о ханах и батырах и т. д. [2].

Если до середины 20-х годов в стране издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с начала 30-х годов вся эта литература была изъята из библиотек, а затем уничтожена, а сами авторы подвергались гонениям и репрессиям. В подтверждение приводим обнаруженные архивные документы.

«Всем Заврайоно Кзыл-Орды

От 15 IV 1937 г.

Согласно решению комитета по Высшей школе при СНК СССР, учебник педагогики врага народа, троцкиста Пестрака запрещен.

ОБЛОНО предлагает немедленно вышеуказанный учебник из Кзыл-Ординского районо, педучилищ и индивидуального пользования преподавателей и учащихся изъять. На изъятые учебники составить акт и передать в местные органы НКВД. При прохождении программы, желательно использование учащимися педучилищ учебники педагогики С. Шомбарова, с учетом исправления, внесенных автором и опубликованных в журналах коммунистического просвещения (№ 3 за 1935 г) и Педобразования (№ 6 за 1936 г). КГОА Ф 127, оп1 д1 л18.»

Из вышеприведенного архивного документа видно, что тоталитарная система уничтожала неугодную литературу и их авторов, а взамен оставляла литературу, угодную властям, да еще в исправленном виде с учетом своего времени.

В качестве доказательства приведем очередной архивный документ, в котором показана суть репрессивного механизма Системы по отношению к культуре, в частности театра.

«Секретно.

Казахское областное управление

По делам искусств при облисполкоме

13 IХ 1937 г. Чимкент.

Кзыл-Ординское районо

Снимите с репертуара и запретите ставить следующие пьесы:

1.«Хаджи-Мурат» А. Пушкина.

2.«Ошибка» Красницкого.

3.«Акесынын баласы» Сарсенова и Жарокова.

Снимите с репертуара и категорически запретите к постановке все пьесы Ильяса Жансугурова.

Запретите также читку, использование в общественных местах стихов и отрывков Жансугурова Ильяса.

О пьесе «Аркалык» Шанина, впредь до особого распоряжения, снять с репертуара пьесу «Аркалык» Шанина.

О принятых мерах сообщить мне.

Искусство при облисполкоме. КГОА Ф 127, оп1 д1 л129.»

В указанном документе четко видно, что тоталитарная система уничтожала память казахского народа, лучших театральных деятелях, внесших огромный вклад в развитие национальной культуры, запрещая при этом лучшие, созданные этими авторами, произведения. В другом найденном в архиве Кзыл-Орды документе красноречиво показывается цензурная функция печально знаменитого Главлита и его не менее жесткие указания.

«Секретно 6 экземпляров

Секретный казахский отдел образования.

25 III 1937. Зав. Кзыл-Ординский РОНО

Органы Главлита сейчас производят изъятие из библиотек общественного пользования все книги и брошюры следующих лиц:

  1. Антонов-Овсеенко В. А.
  2. Яковлев А. И.
  3. Квиринг А. И.
  4. Осинский (Оболенский В).
  5. Бубнов А. С.

Предлагаем Вам лично с райлитом произвести изъятие книг и брошюр и портретов перечисленных лиц из всех библиотек, учебных заведений, расположенных в вашем районе. Изъятие должно производиться в строго секретном порядке. Одновременно немедленно переименовать школы, которые носят их названия. КГОА Ф 127, оп1 д1 л43.»

Из приведенных документов можно сделать вывод о том, что сталинская тоталитарная власть, проводя свою репрессивную политику в области культуры, хотела и видела в культуре только обслуживающую функцию, поддерживающую сталинскую систему общества и всецело выражающего интересы ВКП (б) и ее лидера И. В. Сталина. Подавляя при этом сущностную сторону культуры, для сталинизма были необходимы преданные люди, беспрекословно выполнявшие волю партии и ее лидера И. В. Сталина.

С обретением независимости широкая общественность Казахстана узнала тщательно скрываемое прошлое. Теперь мы знаем и возвращаем имена лучших представителей национальной культуры. Ведь сегодня наше общество успешно двигается в сторону правового государства и потому важно, чтобы оно знало трагические страницы недавнего прошлого и сделало соответствующие духу времени выводы.

Литература:

  1. Абдакимов А. История Казахстана. — А., 1994. — С. 134–138.
  2. Сулейменов О. Помнить прошлое // Казахстанская правда. — 1991. — 30 мая.
  3. Большевик Казахстана. — 1933. — № 6. — С. 22–23.
Основные термины (генерируются автоматически): область культуры, национальная культура, тоталитарная система, III, автор, дело искусств, кзыл-ординский районо, культура, официальный статус, печатная продукция.


Похожие статьи

Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор морально-психологического воздействия на население Дальнего Востока

История одной семьи как отражение истории Советского Союза в 30-е годы ХХ века

Режим «белой государственности» атамана Г.М. Семенова в Забайкалье в 1919–1920 гг.: методы борьбы за власть

Похожие статьи

Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Проблемы взаимодействия государства и системы высшего образования в России в конце XIX — начале XX века

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор морально-психологического воздействия на население Дальнего Востока

История одной семьи как отражение истории Советского Союза в 30-е годы ХХ века

Режим «белой государственности» атамана Г.М. Семенова в Забайкалье в 1919–1920 гг.: методы борьбы за власть

Задать вопрос