Сейчас в наше время идут процессы переосмысления национальной истории прошлого, но при этом открываются новые ценные пласты истории, в прежнее советское время запретные, и рушатся, казалось бы догмы и идеологии. Но есть неизвестные белые пятна в истории Казахстана, по различным политическим и идеологическим причинам не ставшие предметом изучения, которые позволяют лучше раскрыть тему на базе местных, ранее неизданных, архивных материалов. Не в должной мере изучен вопрос о механизмах проведения сталинской репрессивной тоталитарной системы по отношению культуре, в частности образования, театра и т. д.
В 20–30 годы в стране утверждается господство марксистко-ленинской идеологии, официальный статус которой был законодательно оформлен в конституции СССР 1936 года. Ее официальный статус означал прежде всего благоприятные условия в стране, и целью которой являлось искоренение, с точки зрения сталинизма, всякого рода инакомыслия, в том числе и в области культуры. Если говорить о формах и методах сталинизма в области культуры, то, как правило, применялись классические приемы от полной дискредитации враждебной идеологии до проведения незаконных арестов, запретов в издании произведении государственных общественных деятелей, писателей и т. д. [1].
Карательную функцию контроля в области культуры выполнял специально созданный партией отдел культуры и пропаганды. Для осуществления этой задачи тоталитарная система создала стройную систему органов власти, которые выполняли функцию контроля — это специально созданные сектора партийных отделов культуры и пропаганды ВКП (б), а главным органом, осуществлявшим цензуру печатной продукции, стал Главлит, а также областные управления по делам искусств при облисполкомах, секретные отделы местных органов образования, областные и районные органы контроля за печатной продукцией, райсполкомы и конечно же органы НКВД.
С укреплением позиции тоталитаризма, в стране и по указанию ее лидера, система обращает свое пристальное внимание на культуру. Высшее руководство страны ЦК ВКП (б) во главе с И. В. Сталиным утверждают резолюцию, получившую название «О политике партии в области художественной культуры». Она, как известно, положила начало активной идеологизации в обществе и проводимому жесткому партийному контролю в области художественного творчества и культуры [2].
Трагическую роль в судьбах национальной культуры сыграло письмо Сталина «О некоторых вопросах большевизма». В качестве официального, к обязательному исполнению документа, по данному письму в 1932 г. была издана записка отдела культуры и пропаганды Казкрайкома КП (б) и Казахстанского института марксизма-ленинизма «О задачах борьбы на теоретическом фронте, в связи с письмом Сталина». В ней значительная часть деятельности казахстанских авторов объявлялась не марксисткой. Дело дошло до того, что в решениях съезда КазАПП (Казахстанская ассоциация пролетарских писателей), проходившего в феврале 1932 г., записано: «Устная и письменная литература до Октябрьской революции была преимущественно байской». В эту категорию попадают прекрасные образцы устного народного творчества казахов, созданные Бухар жырау, Шалкииз жырау, кюи Курмангазы, народные эпосы, сказки, в которых есть сведения о ханах и батырах и т. д. [2].
Если до середины 20-х годов в стране издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с начала 30-х годов вся эта литература была изъята из библиотек, а затем уничтожена, а сами авторы подвергались гонениям и репрессиям. В подтверждение приводим обнаруженные архивные документы.
«Всем Заврайоно Кзыл-Орды
От 15 IV 1937 г.
Согласно решению комитета по Высшей школе при СНК СССР, учебник педагогики врага народа, троцкиста Пестрака запрещен.
ОБЛОНО предлагает немедленно вышеуказанный учебник из Кзыл-Ординского районо, педучилищ и индивидуального пользования преподавателей и учащихся изъять. На изъятые учебники составить акт и передать в местные органы НКВД. При прохождении программы, желательно использование учащимися педучилищ учебники педагогики С. Шомбарова, с учетом исправления, внесенных автором и опубликованных в журналах коммунистического просвещения (№ 3 за 1935 г) и Педобразования (№ 6 за 1936 г). КГОА Ф 127, оп1 д1 л18.»
Из вышеприведенного архивного документа видно, что тоталитарная система уничтожала неугодную литературу и их авторов, а взамен оставляла литературу, угодную властям, да еще в исправленном виде с учетом своего времени.
В качестве доказательства приведем очередной архивный документ, в котором показана суть репрессивного механизма Системы по отношению к культуре, в частности театра.
«Секретно.
Казахское областное управление
По делам искусств при облисполкоме
13 IХ 1937 г. Чимкент.
Кзыл-Ординское районо
Снимите с репертуара и запретите ставить следующие пьесы:
1.«Хаджи-Мурат» А. Пушкина.
2.«Ошибка» Красницкого.
3.«Акесынын баласы» Сарсенова и Жарокова.
Снимите с репертуара и категорически запретите к постановке все пьесы Ильяса Жансугурова.
Запретите также читку, использование в общественных местах стихов и отрывков Жансугурова Ильяса.
О пьесе «Аркалык» Шанина, впредь до особого распоряжения, снять с репертуара пьесу «Аркалык» Шанина.
О принятых мерах сообщить мне.
Искусство при облисполкоме. КГОА Ф 127, оп1 д1 л129.»
В указанном документе четко видно, что тоталитарная система уничтожала память казахского народа, лучших театральных деятелях, внесших огромный вклад в развитие национальной культуры, запрещая при этом лучшие, созданные этими авторами, произведения. В другом найденном в архиве Кзыл-Орды документе красноречиво показывается цензурная функция печально знаменитого Главлита и его не менее жесткие указания.
«Секретно 6 экземпляров
Секретный казахский отдел образования.
25 III 1937. Зав. Кзыл-Ординский РОНО
Органы Главлита сейчас производят изъятие из библиотек общественного пользования все книги и брошюры следующих лиц:
- Антонов-Овсеенко В. А.
- Яковлев А. И.
- Квиринг А. И.
- Осинский (Оболенский В).
- Бубнов А. С.
Предлагаем Вам лично с райлитом произвести изъятие книг и брошюр и портретов перечисленных лиц из всех библиотек, учебных заведений, расположенных в вашем районе. Изъятие должно производиться в строго секретном порядке. Одновременно немедленно переименовать школы, которые носят их названия. КГОА Ф 127, оп1 д1 л43.»
Из приведенных документов можно сделать вывод о том, что сталинская тоталитарная власть, проводя свою репрессивную политику в области культуры, хотела и видела в культуре только обслуживающую функцию, поддерживающую сталинскую систему общества и всецело выражающего интересы ВКП (б) и ее лидера И. В. Сталина. Подавляя при этом сущностную сторону культуры, для сталинизма были необходимы преданные люди, беспрекословно выполнявшие волю партии и ее лидера И. В. Сталина.
С обретением независимости широкая общественность Казахстана узнала тщательно скрываемое прошлое. Теперь мы знаем и возвращаем имена лучших представителей национальной культуры. Ведь сегодня наше общество успешно двигается в сторону правового государства и потому важно, чтобы оно знало трагические страницы недавнего прошлого и сделало соответствующие духу времени выводы.
Литература:
- Абдакимов А. История Казахстана. — А., 1994. — С. 134–138.
- Сулейменов О. Помнить прошлое // Казахстанская правда. — 1991. — 30 мая.
- Большевик Казахстана. — 1933. — № 6. — С. 22–23.