Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республику Казахстан является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества с ведущими мировыми странами. В статье представлены основные подходы по стимулированию притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. На основе статистических данных проведено исследование динамики, страновой и отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстан. Выявлены особенности отраслевого аспекта вложения иностранными инвесторами инвестиций в основной капитал. В работе рассмотрены предпринимаемые государством меры в целях повышения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, динамика прямых иностранных инвестиций, отраслевая структура, иностранные инвесторы, иностранные инвестиции в Казахстан.
Инвестиции являются одним из основных источников для наращивания экономического потенциала государства. Динамика инвестиций оказывает значительное влияние на изменение совокупного спроса и совокупного предложения в экономике, воздействует на динамику макроэкономических показателей, уровень занятости и совокупный доход. Создание благоприятной среды для привлечения инвестиций становится актуальной задачей государственного аппарата.
В условиях ограниченности инвестиционного капитала страны заинтересованы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), представляющих собой долгосрочные вложения капитала и позволяющие инвестору-нерезиденту контролировать объект размещения капитала.
В целях привлечения зарубежного капитала задачей страны-реципиента является формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть создание позитивных условий для инвесторов в политической, экономической и социальной сферах. Страны могут применять разные организационные и правовые механизмы по регулированию ПИИ, это и создание специализированных институтов, и использование налоговых, финансовых и нефинансовых методов. Налоговыми методами являются предоставление льгот, освобождение от таможенных пошлин и сборов. Финансовые стимулы включают субсидии, льготы и гарантии по кредитам. Под нефинансовыми методами стимулирования понимается развитие законодательной базы и инфраструктуры, создание свободных экономических зон.
Основные принципы ведения бизнеса в Казахстане и взаимоотношения государства с предпринимателями изложены в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. Кодексом установлен единый инвестиционный режим для внутренних и иностранных инвесторов, что в принципе кодифицирует недискриминацию для иностранных инвесторов [1].
В Казахстане предусмотрены налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин, инвестиционные субсидии и натуральные гранты в качестве стимулов для иностранных и внутренних инвестиций в приоритетных секторах: сельское хозяйство, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, производство продуктов питания и машиностроение.
С момента обретения независимости Казахстан подписал Конвенции об избежании двойного налогообложения с 54 странами и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 48 странами [2].
В 2015 году Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и начал поднимать требования к местному контенту в соответствии со своими обязательствами по вступлению в ВТО. В июне 2017 года Казахстан присоединился к Декларации Организации международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.
Казахстан с первых лет независимости масштабно использовал иностранные инвестиционные ресурсы в экономике. Инвестиции из-за рубежа способствовали интенсивному освоению крупных нефтегазовых месторождений и обеспечили основу активного экономического роста.
За годы независимости Казахстан привлёк порядка 350 млрд долл. США ПИИ [3]. При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 231,6 млрд. долл. США. Данная тенденция подтверждает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объём ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл. США), в 2011 году (26,5 млрд долл. США) и в 2018 году (24,3 млрд долл. США) [4].
В 2019 году ПИИ поступили в объеме 24,1 млрд. долл. США против 24,3 млрд. долл. США в 2018 году. Таким образом, несмотря на незначительный спад в 0,6 % валовый приток в Казахстан сохранился на уровне 2018 года.
Лидерами в привлечении инвестиций в Казахстан являются инвесторы из Нидерландов — 7,3 млрд. долл. США (с долей 30,2 %), США — 5,5 млрд. долл. США (23,0 %), Швейцарии — 2,2 млрд. долл. США (9,3 %) (см. табл.1). Стоит отметить, что в 2019 году китайские инвесторы заняли 4 место, потеснив инвесторов из Российской Федерации на пятую позицию.
Таблица 1
Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан от основных иностранных прямых инвесторов по странам за 2017–2019 годы
Страна |
Место |
Объем, млрд. долл.США |
Доля в структуре объема,% |
||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Всего |
|
|
|
20 960 |
24 263 |
24 115 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нидерланды |
1 |
1 |
1 |
5 935,2 |
7 350,0 |
7 272,4 |
28,3 |
30,3 |
30,2 |
США |
2 |
2 |
2 |
3 693,2 |
5 342,8 |
5 548,0 |
17,6 |
22,0 |
23,0 |
Швейцария |
3 |
3 |
3 |
2 964,5 |
2 540,8 |
2 245,9 |
14,1 |
10,5 |
9,3 |
Китай |
5 |
5 |
4 |
1 082,5 |
1 476,2 |
1 677,5 |
5,2 |
6,1 |
7,0 |
Российская Федерация |
4 |
4 |
5 |
1 226,6 |
1 499,2 |
1 387,0 |
5,9 |
6,2 |
5,8 |
Франция |
7 |
7 |
6 |
802,8 |
916,1 |
1 068,9 |
3,8 |
3,8 |
4,4 |
Бельгия |
6 |
6 |
7 |
1 068,9 |
1 049,0 |
860,0 |
5,1 |
4,3 |
3,6 |
Великобритания |
8 |
8 |
8 |
533,8 |
593,1 |
591,6 |
2,5 |
2,4 |
2,5 |
Республика Корея (Южная) |
9 |
9 |
9 |
495,5 |
478,9 |
466,2 |
2,4 |
2,0 |
1,9 |
Германия |
10 |
11 |
10 |
391,3 |
400,5 |
364,1 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
Источник: Народный Банк Республики Казахстан [4]
За 2017–2019 годы десятка стран-лидеров осталась без изменений. Основной объем ПИИ в Казахстан приходится на страны Европы. Так, более половины от общего объема ПИИ приходится на семь европейских стран, представленных среди лидеров по объему инвестирования (Нидерланды, Швейцария, Франция, Бельгия, Великобритания, Люксембург и Германия). Следует отметить, что за рассматриваемый период наблюдается снижение объема инвестиций из этих стран с 57,1 % до 52,4 %.
Активность европейских стран объясняется вложением средств в добывающие отрасли. Это от 41 % до 93 % от общего объема их инвестиций, в то же время вклад этих стран в обрабатывающую промышленность составляет около 5 %. [5, с.47]
Для примера можно представить компанию Карачаганак Петролеум Оперейтинг (КПО), инвестиции которой в освоение Карачаганкского месторождения самые крупные — более 20 млрд. долл. Большая часть акционерного капитала принадлежит фирмам из ЕС — итальянской Eni и голландско-британской Royal Dutch Shell по 29,25 % акций, также присутствует российский ЛУКойл с 13,5 % [5, с.50].
Касательно второй после Нидерландов страны по накопленным иностранным инвестициям — США — стоит отметить моноотраслевую структуру вложения инвестиций: на горнодобывающую промышленность приходится 96,5 % от общего объема американских вложений в казахстанскую экономику [5, с.61]. В 2019 году зафиксирован рекордный объем ПИИ, поступивших из США, в сумме 5,5 млрд. долл. США или 23 % в общей структуре ПИИ.
Китай также является крупным инвестором для республики. В 2019 году объем составил 1,7 млрд. долл. США с ростом на 55 % к 2017 году. В страновой структуре динамика привлеченных из Китая ПИИ показывает умеренный рост: 2017 год — 5,2 %, 2018 год — 6,1 %, 2019 год — 7,0 %.
В отличие от Китая доля от общего валового притока ПИИ из России с 2017 по 2019 годы осталась без изменений на уровне 5,9 %. Характерно, что российский капитал представлен в приоритетной для страны обрабатывающей промышленности, включая высокотехнологичные отрасли: атомную и космическую промышленность.
Таким образом, отмечаем, что отраслевая структура слабо диверсифицирована, иностранные инвестиции преимущественно привлекаются в добывающий сектор — добычу сырой нефти, природного газа и металлических руд (см. рис. 1).
В связи с высокой долей инвестиций в добывающей промышленности прослеживается зависимость притока ПИИ от цен на нефть. В период низких нефтяных цен совокупный же объем ежегодного валового притока ПИИ из всех государств сократился в 2015 и 2016 годах относительно уровня пикового 2012 года, и до настоящего времени не вернулся к уровням 2011–2012 годов, когда нефтяные цены были на максимуме.
Рис. 1. Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан, млрд. долл. США. Источник: Народный Банк Республики Казахстан [4]
В 2017–2019 годы наибольший объем иностранных инвестиций поступил в горнодобывающую промышленность. В 2019 году в эту отрасль привлечен рекордный объем ПИИ с 2005 года — 13,6 млрд. долл. США или 56,3 % всех инвестиций (см. рис.2). При этом произошли структурные изменения в отрасли: объем притока ПИИ в добычу металлических руд увеличился на 60 %, в то время как ПИИ в добычу угля и лигнита снизились на 60 %.
Рис. 2. Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан в 2019 году в разрезе отраслей, млрд. долл. США. Источник: Народный Банк Республики Казахстан [4]
Обрабатывающая промышленность проинвестирована на 3,5 млрд. долл. США, оптовая и розничная торговля — на 3,0 млрд. долл. США, транспорт и складирование — на 1,1 млрд. долл. США, финансовая и страховая деятельность — 1,0 млрд. долл. США.
По итогам прошлого года ряд отраслей показали резкий скачок притока инвестиций. Самый большой подъем показала сфера предоставления услуг по проживанию и питанию — в 10,5 раза (на 175,6 млн. долл. США), сфера водоснабжения — в 3,1 раза (на 18,4 млн. долл. США), транспорта — на 50,7 % (на 371,7 млн. долл. США) [3].
Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство Республики Казахстан в целях диверсификации экономики продолжает работу по улучшению инвестиционного климата, стремится повысить позиции страны в ведущих рейтингах, отражающих состояние деловой среды, предлагает инвесторам проекты на территории Республики Казахстан.
Одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций и развития экспорта служат специальные экономические и индустриальные зоны (СЭЗ и ИЗ). Преимуществами их функционирования являются особые таможенный, налоговый и валютный режимы, обеспечение инфраструктурой. В Казахстане создано 12 СЭЗ и 23 ИЗ.
На строительство инфраструктуры всех СЭЗ из бюджета страны выделено 314,3 млрд. тенге. С 2002 по 2019 год на территориях СЭЗ запущено 183 проекта, из них 46 с иностранным участием. В результате функционирования СЭЗ создано 15,5 тыс. новых рабочих мест, привлечено 150 млрд. тенге налоговых поступлений. В ИЗ введено 168 производств с объемом инвестиций около 183 млрд тенге, создано более 8,5 тыс. рабочих мест [6].
Правительство поддерживает активный диалог с иностранными инвесторами через Совет иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан, созданный в 1998 году. Совет объединил топ-менеджеров крупнейших иностранных компаний-инвесторов, а глава государства его возглавил.
В целях содействия устойчивому социально-экономическому развитию Республики Казахстан путем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и комплексного сопровождения инвестиционных проектов создана АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST». Компания по принципу «Одного окна» оказывает инвесторам государственные услуги, в том числе предоставляет меры государственной поддержки инвесторов в виде инвестиционных преференций, содействует в получении различных разрешительных документов, необходимых для реализации и дальнейшей эксплуатации инвестиционных проектов [3].
В июле 2018 года Правительство Казахстана официально открыло Международный финансовый центр Астана (МФЦА), целью которого является предложить иностранным инвесторам альтернативную юрисдикцию для операций с налоговыми каникулами, гибкими правилами труда, правовыми нормами общего права. МФЦА предоставляет отдельный суд и арбитражный центр, а также проведение операций в любой валюте.
В апреле 2019 года был создан Координационный совет по привлечению иностранных инвестиций, который возглавляет Премьер-министр. Он также выступает в качестве инвестиционного омбудсмена.
Меры, принимаемые Правительством, имеют положительные результаты. Так, согласно ключевым международным рейтингам, которые оценивают качество институтов и условия ведения бизнеса, Казахстан за последние десять лет продвинулся далеко вперед. По рейтингу Doing Business Казахстан поднялся с 71 места в докладе 2008 года до 28 места в 2019 году.
Однако, в связи с открытостью экономики на возможностях реализации инвестиционной политики государства негативно отражаются зависимость ключевых отраслей от конъюнктуры на мировых рынках, нестабильная политическая ситуация на международной арене.
В целом институциональные и правовые реформы позволили создать в современных условиях благоприятный имидж страны для иностранных инвесторов, вкладывающих средства в серьезные и масштабные проекты. Активная инвестиционная политика способствует привлечению высокого объема зарубежного капитала в Казахстан. Привлеченные ПИИ оказали положительное влияние на развитие экономики страны, качество экономического роста, и как следствие, уровень жизни населения.
Литература:
1. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375#z1255
- Ставки налогов по Конвенциям (Соглашениям) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.(по состоянию на 2020 год) — Информационная система «ПАРАГРАФ». — [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/
- Официальный инернет-ресурс АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST». https://invest.gov.kz/
- Официальный инернет-ресурс Национального Банка Казахстана. https://www.nationalbank.kz/
- Додонов В. Ю. Международное инвестиционное сотрудничество Казахстана: тенденции, факторы, перспективы. Монография. — Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. — 192 с.
6. Елюбаева А. В Казахстане планируют создать 4 новые СЭЗ — Центр деловой информации Kapital.kz — [Электронный ресурс]. URL: https://kapital.kz/build/main/img/logo.svg
- Иностранные инвестиции: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А. П. Косинцева. — М.: КНОРУС, 2014. — 216 с.
8. Аксенова Н. И., Приходько Е. А.. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны. // Финансы и кредит. — 2010 –№ 32 (416) — С. 56–64 -1134. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/fc/
9. Ахтариева Л. Г. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов. // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. — 2014–№ 1 (7) — [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.kz/
- Бияк Л. Л., Кулик И. В., Кулик М. А. Современные подходы к привлечению и регулированию иностранных инвестиций // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 1129–1134. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/116/31852
11. Королева А. М. , Махмудова М. М. Инвестиционная привлекательность национальной экономики как объект управления // Вопросы управления. Уральский институт управления. — филиал РАНХиГС. — 2018 — № 2(51). — [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/
- 2019 Investment Climate Statements: Kazakhstan. Report Overview of U. S. Department of State [e-resource]: URL:/https://www.state.gov/