Каждый дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. Умственная задача найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности, развитию умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают осознавать, что для правильного решения логической задачи требуется сосредоточиться, они начинают понимать, что подобная занимательная задачка содержит в себе какой-то «подвох» и для ее решения требуется понять, в чем здесь хитрость.
Обучая детей в игре, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально — познавательной деятельности, именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, и не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Регулярные занятия с дошкольниками по развитию мышления существенно повышают интерес к интеллектуальным задачам, доставляют удовольствие от их выполнения, придают ребенку уверенность в себе.
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Воспитатели: Болгова Ирина Викторовна
Ботвич Татьяна Петровна
Кузнецова Татьяна Григорьевна
Тема: «Путешествие по островам в поисках сокровищ».
Интеграция образовательных областей всоответствии стребованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная.
Цель:Продолжать закреплять элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций и активизацию мыслительных процессов).
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.
- Учить измерять длину отрезка с помощью условной мерки, устанавливать зависимость результата измерения (полученное число) от величины мерки.
- Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение в пределах 10.
- Закреплять представления о геометрических фигурах: располагать геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз.
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительных операций, любознательности, познавательной активности.
- Развивать умение чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
- Воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал: карта сокровищ, кораблик (игрушка), набор цифр от 1 до 20; ключ, сундук с сокровищами.
Раздаточный:набор цифр от 1 до 10, квадраты Воскобовича, полоски бумаги жёлтого цвета, мерки разного цвета (2см, 3см,5 см, 6 см, 10см, 15см, карандаши, фишки (круги), листы бумаги, напольное панно с геометрическими фигурами.
Предполагаемый результат:
Считают до 20 и обратно, измеряют длину отрезка меркой, решают арифметические задачи, знают геометрические фигуры.
Этап, продолжительность |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Результат деятельности |
Организационно-мотивационный этап |
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им тепло своих улыбок. Воспитатель: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т. д. Создание эмоционального настроя на работу. Организация образовательного пространства на совместную деятельность. |
Дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу |
Психологическая готовность к предстоящей деятельности. |
Этап актуализации знаний |
Воспитатель: Проведём математическую разминку и сосчитаем до 20. А теперь обратно. «Счёт в прямом и обратном порядке с передачей мяча по кругу». Воспитатель: Ребята, недавно я перебирала старые вещи на бабушкином чердаке и кое что нашла, вот, посмотрите. Дети подходят к столу и видят «карту сокровищ» (на картележат листы с заданиями в виде сложенных в трубочку листов бумаги). Воспитатель: Как вы думаете, что это?(карта сокровищ) Воспитатель: Да, вы правы, это необыкновенная карта, на ней указан путь к острову, на котором спрятаны сокровища. Что там спрятано, как вы думаете? (золото, серебро), изумруды, кристаллы. А вы хотите отправиться в путешествие и открыть сундук с драгоценностями? На чем мы можем туда добраться? (на корабле). А вы хотите поработать своими ручками и построить самостоятельно каждый свой корабль? |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность. Показывает карту сокровищ, заинтересовывает детей. |
Считают до 20 и обратно Внимательно рассматривают карту с сокровищами, островами. |
Отвечают на вопросы |
Практическая работа |
Воспитатель: подходите к стульям, садитесь. Скажите, что у меня в руках? (верно, это квадрат). А это квадрат непростой, а волшебный. Он умеет превращаться в любой предмет. Кладём квадрат уголком вниз, какая фигура получилась? (ромб) Загибаем угол с правой стороны, загибаем угол с левой стороны, а теперь складываем пополам. Что получилось? (кораблик). Какую фигуру он напоминает (трапецию). Молодцы, все справились с заданием: корабль-лодка готовы. Давайте поставим их на пристань. |
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений |
Выполняют практическую работу. |
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Этап усвоения нового материала |
Чтобы открыть сундук, что ребята нам понадобится (ответы детей: ключ) А для того, чтоб его получить, надо выполнить задания. Справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. Теперь вернемся к карте. Как вы думаете, на какой остров нам в начале нужно отправиться? (на первый) Ребёнок управляет корабликом. Приплыли. А здесь у нас задание. Это Остров «Измерение». 1 задание: Измерить длину дороги с помощью условной мерки. Чтобы справиться с заданием, посмотрите, как правильно нужно его выполнить. Кладу мерку к началу дороги так, чтобы края мерки и дороги совпали, отмечаю карандашом конец мерки, провожу линию по краю мерки. Отмечаю 1 фишку. Далее прикладываю мерку уже к линии, отмеченной на полоске. (2) Моя мерка поместилась на этой дороге полностью 15 раз. Цифру 15 ставлю в таблицу рядом с меркой. При измерении маленькой меркой у меня получился большой результат. Разделимся на пары и измерим свои дороги. Результат будем отмечать в таблице цифрами. Почему у вас цифры разные (разные мерки) Дети выполняют. Молодцы! Успешно справились с заданием, за это вы получаете часть ключа. Вернёмся к карте. Теперь мы должны отправиться на какой остров?(на 2-ой остров). Приплыли. Ребята, вы, наверное, устали, задание было сложное, чтобы продолжить наше путешествие мы должны отдохнуть, набраться сил. |
Показ способа измерения длины дороги с помощью условной мерки. |
Измеряют длину дороги с помощью условной мерки в парах. |
Результат измерения отмечают в таблице |
Динамическая пауза. |
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает (2раза) А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит Чайка над водой летает, И за рыбками ныряет А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит (2 раза) Под водой на глубине Крокодил лежит на дне А под пальмой краб сидит, И клешнями шевелит (2 раза) |
Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Участвуют в игре |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Этап усвоения/ расширения имеющихся знаний) |
Молодцы. Ну давайте теперь задание посмотрим, мы же приплыли. А это остров «Математических задач» 2 задание: Составить и решить задачу Посчитайте, сколько бананов лежит на тарелке? Я положила ещё два(кладу). Придумайте задачу о том, что я сделала. Денис (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. Сколько всего бананов стало на тарелке? — Какое условие в задаче? (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. — Какой вопрос в задаче? (Сколько всего бананов стало на тарелке? Решим задачу с помощью геометрических кругов. — Сколько бананов лежало на тарелке? (5) рисуем круг с 5 точками обозначает количество бананов, лежавших на тарелке — Сколько я положила бананов? (2) круг с 2 точками обозначает количество бананов, которые вы положили. — Больше или меньше бананов стало после того, как я добавила ещё два? (больше). — Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два). — Сколько всего бананов стало на тарелке? (7). Общий круг- сколько всего бананов. Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь. Давайте решим задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.) — Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два) Сколько всего бананов стало(оказалось на тарелке? (7).Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь 5+2=7 Молодцы, вы справились с заданием. За это вы получаете часть ключа. Воспитатель: Вот и сундук с сокровищами, на нем замок. Как его открыть? У нас есть ключ, но не целый. Часть ключа, вы получите, выполнив, следующее задание. Это Остров «Сообразительности». (беру листок, читаю задание и иду к геом.фигурам) Давайте подойдём к этому острову. 3задание: Необходимо расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки. Ну что, проверяем, в 1 столбике повторяются фигуры? А во втором, третьем? Молодцы, вы справились с заданием и за это вы получаете часть ключа. (выложить на мольберте часть ключа). Воспитатель: Теперь мы можем открыть сундук с сокровищами. Что же в сундуке? Здесь лежит книга «Волшебные сказки» для нашей группыисокровища (шоколадки-медальки). Только я не знаю, как их разделить? Дети: 1)Посчитать шоколадки и детей. 2) Раздать всем по шоколадке. Воспитатель: Верно. Дети встают в круг и раздают шоколадки. |
Предлагает сосчитать бананы на тарелке и просит придумать задачу. Просит выложить решение задачи с помощью геометрических кругов, а затем с помощью цифр и арифметических знаков, хвалит детей, вручает часть ключа. Даёт задание расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки. |
Считают, отвечают на вопросы воспитателя, записывают решение с помощью геометрических кругов и с помощью цифр и арифметических знаков, самостоятельно составляют задачу, определяют условие и вопрос. Выкладывают геометрические фигуры на напольном панно подгруппами Считают шоколадки и детей |
Получают часть ключа выкладывают на мольберте часть ключа Открывают сундук с сокровищами с помощью ключа |
Заключительный этап. Рефлексия |
Итог НОД: Воспитатель: сядем в круг. Ребята, скажите, вам было интересно? Задание какого острова вам понравилось больше? (ответы детей) Вы замечательные путешественники и дружные ребята. Спасибо всем. |
Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов. Оценка педагогом: все молодцы. |
Высказываются по поводу полученной информации,своего эмоционального состояния. |
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Литература:
- Колягин Ю. М. «Учись решать задачи» М.,1979
- Помораева И. А. «Формирование элементарных математических представлений» М, 2016
- К. В. Шевелев: Дошкольная математика в играх. — «Мозаика — Синтез», М.- 2004г.