В данной статья автор пытается проследить сохранение лингвистической гендерологии посредством анализа двух глянцевых журналов одного издательского дома.
Ключевые слова: гендер, лексика, медиа
Глянцевые издания играют важную роль в формировании и передаче социальных стереотипов. Первые такие журналы появились еще в XIX веке, и некоторые из них стали легендами в своей индустрии (например, Vogue, Harper’s Bazaar и Cosmopolitan). Журналы ориентировались в основном на женскую аудиторию: там публиковали последние новинки из мира моды, советы, что и как нужно носить в новом сезоне, и светскую хронику. Мужские журналы издавались еще в 17 веке, но настоящую революцию совершили выход Esquire (1933) и Playboy (1953). Несмотря на современную тенденцию к половому равенству, большинство глянцевых изданий все еще четко разделяется на «мужские» и «женские». Данное исследование посвящено гендерным особенностям журналов Vogue и GQ. Цель работы: определить, как влияет гендерная ориентация журнала на стиль подачи информации и контент в глянцевых журналах. Для это потребуется решить несколько основных задач:
− определить и охарактеризовать гендерный образ в Vogue и GQ;
− проанализировать и сопоставить контент и оформление выбранных изданий;
− сравнить полученные данные с ключевыми теориями лингвистической гендерологии.
Лингвистическая гендерология выдвигает несколько основных гипотез о глянцевых журналах. По мнению исследователей [7; 8], для женских изданий характерны литературность языка, конкретность иллюстраций и специфический узкий набор тем, в основном касающийся домашнего хозяйства и внешнего вида. Статьи в мужских журналах написаны простым и неформальным языком, в то же время содержат больше терминологии, наполнены иронией и сарказмом, темы в них ориентированы на международные новости, политику и бизнес.
Гипотеза исследования состоит в следующем предположении: гендерные особенности лексики и оформления стали менее выражены в современных глянцевых журналах.
Актуальность исследования подтверждается наличием множества дискуссий в гендерной лексикологии. Ее теории постоянно модифицируются параллельно с изменениями в обществе, поэтому гипотезы, выдвигаемые учеными раньше, должны своевременно обновлять. Глянцевые журналы играют одну из ключевых ролей в исследованиях этой сферы, так как каждый компонент журнала выступает в качестве «средства гендерной адресации» [10].
Степень разработанности темы достаточно высока: об этом свидетельствует множество книг и научных статей, часть из которых указана в конце данной работы.
Глянец как инструмент формирования социальных отношений
Биологические и социальные гендерные различия присуще человеку по его природе. Изначально это были исключительно физиологические и психологические отличия, которые создали «исконно женские и мужские» образы. С развитием общества деление на «мужское и женское» стало трансформироваться. В основном эти границы формируют гендерные стереотипы, которые общество закладывает в нас с детства: хрупкость и домашнее хозяйство для девушек, сила и карьера для мужчин. Такие стереотипы затрагивают множество аспектов жизни, в том числе способы и особенности коммуникации между людьми. Этой темой занимается лексическая гендерология (или гендерная лингвистика). С начала двадцать первого века специалисты в этой области выдвинули несколько основных теорий, которые позже подтвердились в других научных работах. Но перемены в культурных и социальных сферах и тенденция к половому равенству во всех аспектах жизни общества спровоцировали изменения в способах коммуникации людей и, как результат, изменились форматы глянцевых изданий.
Сначала гендерные образы передавались с помощью картин, потом — посредством литературы. С появлением телевидения распространение культурных и социальных гендерных стереотипов приобрело особую массовость. В современном мире глянцевая журналистика — это один из самых действенных способов формирования социальных отношений в целом и гендерных особенностей в частности. В России глянец появился в 1990-х годах в основном как аналог зарубежных изданий. Основная цель редакторов и дизайнеров глянцевых журналов: создать образ человека, которому захотят подражать. В этот образ входит не только внешность, но и стиль жизни, предпочтения, идеалы. Vogue и GQ сформировали образ «идеального героя» для своих изданий и ориентируются на него при создании контента и выборе дизайна.
Образ женщины в журнале Vogue
Vogue называют «модной библией» для всех девушек мира. В отличие от многих других журналов, которые с течением времени полностью изменили образы главных героинь, в Vogue сохраняются обязательные для девушки принципы: женственность, ухоженность, элегантность. Уход за собой и забота о здоровье стоят на первом месте в расписании современной девушки. В журнале можно найти множество советов о стиле: что, как и с чем сочетать. Такие подборки полезны для девушек с разными предпочтениями в одежде (например, материал «113 туфель недели моды в Милане») [12].
Журнал пропагандирует индивидуальность, поддерживает «моду на феминизм» и призывает читателей обратить внимание на важные социальные проблемы. Это можно отчетливо проследить в июньском номере 2018 года по заголовкам нескольких статей: «Последние тенденции: носим белье напоказ», «Почему так важно говорить о прокладках», «Мода и религия» (связано с балом MET GALA 2018), «Футбол в моде» (на обложке). Героиней номера выбрали Ксению Собчак, которая в формате интервью рассказывает о своем документальном фильме.
Бывший шеф-редактор Vogue Андрей Карагодин так описывает читательницу журнала: «Это городская западная женщина. Она хочет, чтобы ей объяснили, что модно, как быть красивой, что читать и знать, чтобы блистать перед другими и перед самой собой [9]».
Образ мужчины в журнале GQ
GQ — это мужской журнал о моде, искусстве и уходе за собой. Данное издание пытается создать образ мужчины, на которого остальные представители сильного пола хотят равняться. «О стиле, девушках, развлечениях и культуре» — именно в такой последовательности расставлены приоритеты в журнале.
До XXI века в России представители сильного пола не одобряли чрезмерное внимание к своему внешнему виду, но сейчас каждая деталь в ежедневном образе имеет особое значение, а средства для ухода за телом и лицом советуют подбирать очень тщательно (например: «Всегда держите в своем арсенале очищающую и увлажняющую маску, питательный крем для глаз и бальзам для губ [13]»). Харизма и брутальное поведение должны подкрепляться соответствующим стилем (пример: «Даже если вы воспитали в себе железный характер, он ничего не значит без подходящей куртки», GQ апрель 2018, стр. 58). Популярность среди женщин поднимает мужскую самооценку, но важно быть джентльменом и относиться к девушкам с уважением.
В приоритете у «идеального мужчины» карьера и саморазвитие. Высоко ценятся интеллектуальный потенциал, постоянное желание добиваться поставленных целей во всех сферах («Настоящий джентльмен стремится каждый из аспектов свой жизни довести до совершенства и имеет вкус во всем», GQ апрель 2018, стр. 90).
Попробуем определить «Идеального мужчину GQ», проанализировав статью с сайта от 9 октября 2017 года «Харрисон Форд — самый крутой мужик во вселенной [14]». В материале актер описан как «великий пофигист», «безразличие — его главное отличие», «его ворчливость — составная часть его харизмы». Это подтверждает, что для мужчины обязательно иметь брутальный и твердый характер как признак мужественности. При этом важно быть понимающим и мудрым (из статьи: «за маской прагматизма прячется не цинизм прожженного ветерана, а нечто прямо противоположное»). «Самым крутым мужиком» по версии журнала GQ актера делает его скептическое отношение к окружающим и популярности, твердый характер, харизма и ум.
Сходства и различия гендерных журналов на примере печатных версий Vogue и GQ
Контент, иллюстрации и другие составляющие каждого журнала определяются в большей степени аудиторией — на основе реакции читателей редактора формируют правила оформления и содержания издания, которым следуют в последствии. Поэтому до того, как анализировать различные составляющие журнала, нужно обозначить его аудиторию. Все представленные далее данные взяты с официального сайта Condé Nast [15], расчеты были произведены в период с мая по октябрь 2019 года.
Общая аудитория журнала Vogue составляет 6 734 000 человек, 78 % из них — женщины, 22 % — мужчины. 33 года — средний возраст читателя. Общая аудитория журнала GQ за тот же период меньше: 4 452 000 человек. У GQ процентное соотношение аудитории более пропорционально, чем у Vogue: 57 % — мужчины, 43 % — женщины. 59 % читателей обеспечены и 80 % трудоустроены — эти цифры не сильно разнятся с показателями журнала Vogue. Можно сделать вывод, что оба журнала предназначены для потребителей продукции и услуг премиум-класса.
Представленные данные позволят подробнее проанализировать гендерные особенности выбранных журналов.
Специфика контента
В журналах Vogue и GQ есть несколько одинаковых обязательных рубрик: письмо главного редактора, список авторов и фотографов, которые помогали создавать номер, светская хроника, адреса магазинов и раздел «Мода».
Помимо уже упомянутых рубрик, в Vogue также есть отдельные разделы «Красота», «Культура», «Радости жизни» и «Сюжеты номера» (интервью с главными героинями выпуска). Отличительной чертой не только журнала Vogue, а женского глянца в принципе, является наличие рубрики «Гороскоп» — мужчины меньше заинтересованы в этой теме. Аудитория Vogue достаточно взрослая, чтобы иметь детей, но, несмотря на это, теме семьи уделяется мало внимания: скорее всего, это объясняется тем, что «девушке в ритме Vogue» интереснее читать новости о моде, советы экспертов и интервью со знаменитостями. Главными интересами современной женщины являются здоровье и красота, секс, светская жизнь и саморазвитие. Семья — это то, что «девушка Vogue» практически всегда оставляет за кадром, более личная тема.
Содержание в журнале GQ заметно отличается: после «GQ Вектор» начинается рубрика «Клуб» с подборкой интервью, «Деньги», «Темы», «Мода», «Часы», «Тонус» и «Инспектор» (сводка последних новостей на разные темы). Рубрики освещают больше разных сфер жизни, в отличие от Vogue. Из этого можно сделать вывод, что мужчины в большей степени заинтересованы в событиях внешнего мира и бизнесе, в то время как женщин волнуют преимущественно модные новости, уход за собой и светская жизнь. Это может подтвердить стереотип о гендерных интересах, который заключается в том, что женские увлечения достаточно ограничены. В мужских журналах есть все те же рубрики, что и в женских, но эти темы менее подробно раскрываются, при этом они занимают всего треть контента журнала — остальное составляют интервью и статьи с другой, более «мужской», по мнению редакторов, тематикой. Тем не менее, представленные выше данные демонстрируют, что 43 % аудитории GQ — женщины. Соответственно, женщинам также достаточно интересны темы мужского журнала, что опровергает вышеупомянутую теорию об ограниченности женских увлечений. Еще одним опровержением этой теории служит разностороння подача тем в женском глянце: в предыдущем разделе мы уже обсуждали последние статьи из июньского номера Vogue, в которых мода рассматривается с точки зрения спорта («Футбол в моде») и религии.
Если какие-то темы пересекаются, то в изданиях они освещаются по-разному. Например, в журнале GQ есть отдельная рубрика «Часы» — там публикуют подборки и пресс-релизы часов, а также тематические статьи. Читателю GQ не требуется объяснять, зачем им нужен этот аксессуар — им нужно объяснить, какие часы самые новые, надежные и дорогие. Это не просто украшение — это важная составляющая стиля жизни, ведь часы «и во время дедлайнов спасут, и для дайвинга пригодятся» (GQ май 2018, стр. 132–136). В Vogue часы — это аксессуар, как браслет или колье. Если в журнале публикуют подборку часов, то в разделе «драгоценности», и комментируют материал соответственно: «Часовые новинки осени созданы для ценителей и коллекционеров» (Vogue октябрь 2017 стр. 158).
Языковая специфика
Лексические особенности текстов.
Этот и следующие два параграфа частично опираются на статью Ольги Шатовой [10] и изложенные там теории. По ее предположению, в мужских журналах чаще используются неформальные метафоры. Это действительно так: мужской глянец написан более свободным языком, например: «В сексе, как в езде, — с опытом можно улучшить технику, но если азарта нет, откуда ему взяться?» (GQ май 2018, стр. 67). Женский язык в большей степени сдержанный и структурированный, но в то же время тоже достаточно экспрессивный. Сравнивая лексику в исследуемых журналах, можно заметить, что и в женском, и в мужском глянце большинство статей написано достаточно эмоциональным и легким языком.
В женских журналах, в отличие от мужских, не допустимы грубые выражения: их нельзя встретить ни в печатном глянце, ни в онлайн-издании. В GQ авторы и редактора выражаются свободно, но в рамках цензуры: в статьях могут быть использованы резкие и жесткие высказывания, но не ругательства (например: «…Если опять ничего не получится, разбей его на хрен», GQ июнь 2018, стр. 115).
В мужском глянце больше научно-технологической, спортивной и деловой лексики. При этом авторы используют общеизвестные и доступные термины, чтобы любой читатель мог понять, о чем статья. Пример из статьи об автомобилях: «Спортивный руль полагается машинам с двухлитровым мотором V6 в комплектации GT-Line» (GQ апрель 2018, стр. 88) — несмотря на профессиональную лексику, читатели без затруднения поймут смысл предложения.
В Vogue основной акцент сделан на терминологию из индустрии моды и красоты. Такие слова как «санксрин» и «хайлайтер» не поясняются в тексте: считается, что любой потенциальный читатель имеет базовые знания в этой области или может понять все из контекста. В материалах женского глянца из профессиональной лексики используются только популярные выражения — также, как и в случае с журналом GQ, терминология присутствует, но не затрудняет понимание текста. Эта гипотеза подтверждается в книге [9] бывшего шеф-редактора Vogue Анастасии Соколовой: «Скажите нет бесполезным англицизмам!<…> Языковой пуризм — прошлый век, но постарайтесь все же знать меру: профессиональный сленг только для внутреннего использования, для читателя — современный русский язык с добавлением понятных ему разговорных словечек…».
И. Н. Кавинкина в своей книге [2] утверждает, что женщины чаще описывают эмоционально-психологическое состояние человека и его внутренний мир, поэтому используют соответствующую лексику, в отличие от мужчин, которые избегают этой темы. Эта теория не находит подтверждения в GQ: в журнале тоже пишут о чувствах, но реже, и используют более нейтральную лексику для описания эмоций.
Исследование Ольги Шатовой содержит гипотезу о том, что женская лексика более скованна. Возможно, на момент написания статьи (2008 год), стиль материалов глянцевых изданий для девушек был действительно более сдержанным, но сейчас язык в таких статьях яркий и экспрессивный (пример: «Мой бой: стрижки под мальчика для озорных девочек», Vogue февраль 2018, обложка).
В мужском глянце редактора делают сильный акцент на авторитет. Апелляция к чужому мнению встречается не только внутри статей — на этом приеме построена целая рубрика «Деньги», которая подписана как «Советы от тех, кто умеет зарабатывать». В женском издании акцент на авторитет тоже делается, но менее явно: сама рубрика «Выбор Vogue» подразумевает, что если вещи, которые представлены на страницах журнала — это подборка от профессиональных редакторов глянца, то они самые стильные и актуальные. Также в Vogue больше статей, основанных на собственном опыте автора: это вызывает доверие читателя («И вот результат — за два месяца я похудела на три килограмма, кожа стала ровной, настроение улучшилось…», Vogue октябрь 2017, стр. 250). Этот прием тоже можно определить как «апелляцию к авторитету».
Еще одно наблюдение, которое было сделано при анализе контента в журналах: в GQ публикуется больше интервью и экспертных комментариев, чем в журнале Vogue. Комментарии также отличаются по объему: в GQ они масштабнее и ярче выделены. Это обуславливается потребностью в авторитетном мнении: для мужчин важнее, чтобы материал был подкреплен словами профессионала.
Важным различием в лингвистических особенностях Vogue и GQ является наличие самоиронии в мужском глянцевом журнале. Хотя в самом GQ такой прием встречается реже, чем в журнале MAXIM [10], самоиронии в нем значительно больше, чем в любом женском глянце. Данный прием добавляет статье легкости и делает материал более простым для восприятия. В GQ есть отдельная рубрика «За кадром», где публикуют ироничные комментарии о том, как создавался новый выпуск журнала (например: «О том, что продюсер Настя Чибисова — очень азартный человек, не догадывался никто в редакции. Все встало на свои места, когда на съемке героев «Кинотавра» мы долго не могли оттащить ее от покерного стола», GQ май 2018, стр. 28).
Синтаксические особенности.
В своей работе Ольга Шатова утверждает, что в женском глянце статьи написаны литературным языком со сложными конструкциями, в то время как предложения в мужских журналах более простые. В то же время в книге И. Н. Кавинкиной выдвигается теория о том, что женские предложения более простые, а мужские — сложные. Гипотеза Шатовой имеет больше примеров и находит подтверждение в работах других исследователей (например, В. В. Потапова [8]). Но ни одну из теорий нельзя считать актуальной: в современных изданиях большинство материалов написано легким и понятным языком, без сложных синтаксических конструкций. Как уже было сказано, лексика гендерных журналов и стиль текстов действительно отличаются, но главное правило для всех авторов одно: важно, чтобы текст легко читался и понимался читателем. В современном ритме жизни у аудитории нет времени читать слишком длинные статьи, перегруженные лишней информацией, поэтому язык и в мужском, и в женском глянце упрощают, а структуру текста делают более легкой для восприятия.
Ученые выделяют вводные конструкции как отличительную особенность мужского синтаксиса. Действительно, в статьях не редко используется такой языковой прием — так текст выглядит упорядоченнее и логичнее. Также мужской язык склонен к бессоюзным предложениям и словосочетаниям. Данный прием играет похожую роль, что и вводные конструкции: облегчает понимание текста, упорядочивает и концентрирует написанную информацию на основных деталях.
Женский синтаксис отличается экспрессивностью: там больше восклицательных и вопросительных предложений. Авторы статьи часто задают вопросы, и в следующем предложении сами же на них отвечают: такой прием помогает заинтересовать читателя и добавляет автору авторитетности. Вопросительные предложения также помогают редактору показать свое отношение к обсуждаемой теме (пример: «…кому о них знать, как не редактору глянца?<…> Серьезно? Надо было с контурингом?», Vogue февраль 2016, стр. 178). Восклицательные предложения в женских журналах чаще встречаются в интервью, чем в аналитических или обзорных статьях. Экспрессивность материалам придают выразительные слова, особенно в статьях о моде: «сексуальность, вульгарность, откровенность». Некоторые слова не несут в себе провокационного подтекста, но в контексте вызывают определенные ассоциации и привлекают внимание: «леопардовый, знойный, откровенный». Правильные иллюстрации уравновешивают броские заголовки, таким образом достигая нужного эффекта: внимание читателя привлечено, но дезинформации нет (см. рисунок 1).
Рис. 1. Vogue апрель 2017
Различные исследования в сфере гендерного синтаксиса указывают на то, что женский язык более «мягкий» по своей структуре. Чтобы удостовериться в этом, было произведено сравнение писем главных редакторов за июнь 2018 года, в результате которого не удалось выявить специфичную «мягкость» письма главного редактора Vogue — по структуре и метафорам оно не сильно отличалось от письма главного редактора GQ.
Во время исследования обнаружилась тенденция к повторению слов «если, в том случае, на случай» в мужских журналах. Такой стилистический прием, как инверсия, встречается в обоих изданиях с одинаковой периодичностью, что было также доказано в статье Ольги Шатовой.
Несколько исследований, в том числе работы Попова и Кавинкиной, выдвигают гипотезу о том, что в женской речи часто встречаются диминутивы и аффектированная лексика. При анализе нескольких журналов Vogue (за декабрь 2016, май 2017, май 2018 и июнь 2018, октябрь 2019 и январь 2020) в тексте не встретился ни один из этих приемов. Из этого можно сделать вывод, что редактора и авторы женского глянца не склонны употреблять диминутивы и аффектированную лексику или используют эти приемы редко. При этом подтвердилась другая теория Потапова о том, что женская речь предрасположена к нормативности и структурированности языка.
Также удалось отметить такую особенность женского языка, как склонность к повторению. Этот прием усиливает акцент на важных деталях и придает дополнительную литературность тексту. Примеры: «<…> в черных очках он выглядит как отличник старших классов. Он и правда отличник», Vogue июнь 2018, стр. 106., «Просто мы перестали стесняться собственной силы. Не собираемся мы стесняться и собственных слабостей», Vogue, апрель 2018, стр. 64.
Стилистические фигуры и тропы используются в журналах Vogue и GQ одинаково часто. Разница есть только в их стиле: мужской глянец чаще прибегает к более резким и смелым метафорам («Игры для взрослых», GQ май 2018, статья о компьютерных играх), а женский — к более нейтральным («Мур на ладони», Vogue сентябрь 2017, стр. 254, статья о Джулианне Мур).
В журнале Vogue можно заметить частое употребление такого приема, как сравнение («Буду кутаться в огромную расписную дубленку, как Кейт Хадсон в фильме <…>», Vogue октябрь 2017). При этом градация не встречается ни в одном из последних трех выпусков, несмотря на теорию Потапова [8] о том, что в своей речи женщины часто прибегают к этому приему.
Морфологические особенности.
В книге И. Н. Ковиной говорится о различиях в использовании некоторых частей речи. Тем не менее без комплексного полного анализа морфологической структуры ряда номеров ярко выраженные морфологические особенности в журналах Vogue и GQ сложно найти: для полноценной коммуникации и мужчины, и женщины используют все части речи примерно в одинаковом количестве. Например, качественных прилагательных в статье про новый парфюм и в Vogue и в GQ будет одинаково много, а в материалах про тренировки в спортзале они будут фигурировать реже и в женском, и в мужском глянце. Количество используемых частей речи в данном случае зависит не сколько от гендерной принадлежности журнала, сколько от темы и содержания самой статьи.
Специфика оформления.
Важную роль в верстке журнала играют коды передачи: визуально информация воспринимается быстрее, в дальнейшем формируя соответствующий образ. В печатной индустрии компонентами, которые влияют на первое впечатление от номера журнала, являются шрифт, цвета, качество иллюстраций и формат страницы.
Vogue и GQ издаются в похожих форматах, за исключением того, что женский журнал на 0,5 см шире мужского. Зачастую Vogue также толще мужского издания, так как в нем печатаются материалы объемнее и расположено больше рекламных разворотов.
На обложках обоих исследуемых изданий самые важные заголовки (coverlines) выделяются тем же цветом, что и логотип журнала. Среди обложек женского глянца можно отметить тенденцию к спокойным цветам в одной гамме, а у мужских изданий — к ярким разноцветным обложкам (см. рисунок 2).
Рис. 2. Обложки Vogue май 2018 и GQ июнь 2018
Статьи и в Vogue, и в GQ преимущественно печатают черным шрифтом на белом фоне, при этом сами шрифты между журналами не сильно отличаются. Выделяются главные материалы номера: в них предисловие к статье нередко печатают на одной из фотографий съемки (см. рисунок 4). В мужском глянце текст на иллюстрациях располагают чаще, чем в женском, при этом в Vogue текст практически всегда печатают сверху подборок одежды и косметики. В результате данного анализа можно заметить следующую тенденцию: различия в оформлении изданий есть, но не ярко выраженные.
Специфика иллюстраций.
В женском глянце иллюстрации конкретные: карикатуры и другую графику там практически не публикуют. Каждая фотография или картинка иллюстрирует текст автора. Интервью сопровождаются модным съемками героя. Такое обилие фотографий красивой одежды и известных женщин в глянце воздействует на механизм подсознательного: читатели проектируют эти образы на себя.
В GQ транслируется симулякр успеха: дорогая машина, часы, красивые женщины. Модная съемка чаще всего одна — приоритет в журнале отдают фотографиям самих вещей. В журнале множество иронических и риторических кодов, что снова указывает на «легкость» структуры мужского глянца. Перед статьей рисуют карикатуру автора, а темы часто иллюстрируют графическими рисунками. Например, в постоянной рубрике «GQ Клуб» журналист Лидия Маслова отвечает на вопросы читателей в достаточно грубой форме: визуальным эквивалентом к этому образу служит иллюстрация автора со строгим, немного презренным взглядом (см. рисунок 3).
Рис. 3. Карикатура автора, GQ июнь 2018
Специфика рекламы.
В начале главы мы обозначили целевую аудиторию журналов — самый важный компонент для грамотного анализа рекламы в глянце. В журнале, где аудиторию составляют преимущественно женщины, доминируют рекламные развороты с косметическими средствами, одеждой и аксессуарами. Из 66 разворотов номера Vogue (июнь 2018) только на трех рекламировали часы, и на пяти — различные услуги. В выпуске GQ (июнь 2018) 24 рекламных разворота: по два отведено на часы и спорт, четыре на машины, три на различные услуги и оставшиеся 13 на мужскую одежду и аксессуары. Реклама одежды все равно преобладает относительно других товаров, но их соотношение значительно пропорциональнее, чем в журнале Vogue.
Можно отметить, что оформление рекламы в журналах с разной гендерной ориентацией не имеет кардинальных различий. Отличаются только представленные товары, что обусловлено разной аудиторией.
Вебсайт.
Вебсайт дает редакторам и авторам больше свободы с точки зрения оформления и лексики, а также расширяет выбор тем для статей, так как последние новости и интерактивные подборки публикуют только на онлайн-платформах. Сайты Vogue и GQ не только различаются между собой, они также отличны от своих печатных версий.
На сайте GQ главное меню разделяется на темы «Стиль», «Герои», «Девушки», «Увлечения», «Путешествия», «Видео», также можно отсортировать материалы по хэштэгам (#). В журнале больше интервью и аналитических статей приглашенных авторов, на сайте доминируют подборки и новости. На gq.ru есть две рубрики «Девушки» и «Секс»: в первой публикуют материалы об актрисах, певицах и моделях, а во второй дают практические советы. Сексуальный подтекст в некоторых статьях очевиден, иллюстрации к статьям выбирают откровенные: фотографии девушки в нижнем белье или купальнике. Одежде тоже уделяется много внимания: например, каждые выходные публикуют материал «В чем ходили мужчины на этой неделе».
На сайте журнала Vogue главное меню состоит из категорий «Мода», «Коллекции», «Красота», «Suzy Menkes» (международный репортер), «Украшения», «Радости жизни», «Видео», «Журнал», которые дополнительно делятся на подкатегории. Большинство материалов: новости из мира красоты и моды, светская жизнь и обзоры последних дизайнерских коллекций. В отличие от GQ, Vogue ни в журнале, ни в онлайн-версии не часто пишет о противоположном поле и редко затрагивает тему отношений и секса.
В социальных сетях и на сайте ярче выражены особенности гендерных журналов, а именно мягкость и нормативность женского глянца и дерзость мужского.
Иллюстрации на сайте и в журнале GQ отличаются, но имеют одинаковую функцию. Если в печатной версии карикатуры несут ироничный и развлекательный характер, то в онлайн-версии эту роль играют GIF-изображения, которые часто ставят на обложку статей. В Vogue редко используют GIF-изображения, и, если они есть, в них не заложен сатирический подтекст. На сайте женского журнала больше подборок: например, подборка белых платьев [16].
Чтобы более наглядно проанализировать разницу подачи контента на сайтах Vogue и GQ нужно рассмотреть, как данные онлайн-ресурсы освещают одну тему. Возьмем нашумевшую новость о свадьбе принца Гарри и актрисы Меган Маркл. В Vogue эту тему рассматривали подробно: разбирали образ невесты от платья до макияжа, образ жениха, образы знаменитых гостей по отдельности. В GQ вышло всего несколько статей, которые в основном посвящены принцу Гарри. После свадьбы Vogue выпустил несколько материалов о вечернем свадебном ужине и семейной фотосессии, GQ выпустил только одну статью: «Кто-то раскопал давно потерянную секс-сцену с Меган Маркл [17]». Из приведенного выше анализа можно сделать вывод, что на сайте GQ публикуют больше развлекательного контента, чем информационного. На сайте Vogue, наоборот, выкладывают в основном небольшие материалы с самыми важными последними новостями. Женский журнал освещал королевскую свадьбу подробно и в режиме «прямого эфира», так как его аудитория заинтересована в этой теме. Мужской глянец тоже не мог проигнорировать такое важное событие, но материалы на эту тему получилось в большей степени несерьезные и даже ироничные.
Таким образом, содержание и оформление глянцевых журналов трансформировались со временем, они приняли более универсальную форму с точки зрения гендерных особенностей. Часть теорий относительно мужских и женских особенностей языка не изменились, основные из них: язык в мужском глянце немного грубее и прямолинейнее, а в женском сдержаннее. Но тенденция к половому равенству затронула лингвистическую гендерологию: отличий между «женскими» и «мужскими» текстами с лексической и синтаксической точек зрения стало меньше. Это явление в большей степени проявилось в женском глянце: в материалах сократилось количество уменьшительно-ласкательных слов и появилось больше терминологии. Контент в Vogue остался достаточно узкопрофильным, при этом темы стали рассматриваться под разными углами: с точки зрения политики, искусства, благотворительности. Журнал GQ всегда отличался от других изданий, но с принятием образа европейского «идеального мужчины» в издании начали публиковать материалы, подходящие для более широкой аудитории. Процентное соотношение женской аудитории GQ опровергло теорию о том, что девушкам не интересно читать политические, экономические и спортивные новости.
Проведенное исследование можно учитывать при маркетинговом анализе целевой аудитории, а также при составлении редакционного плана другими изданиями, которые ориентированы на эту тему. Данная работа может послужить дополнением к дальнейшему изучению гендерной лингвистики и ее трансформации за последнее десятилетие.
Литература:
Глущенко О. А., Е. С. Прудникова «Стереотипные образы женщины и мужчины в зеркале русской языковой культуры» монография /; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Камчатский гос. ун-т им. Витуса Беринга». — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга», 2013. — 208 с.; 20 см.; ISBN 978–5–7968–0560–2
Кавинкина И. Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка. — Москва, 2012 — Lap Lambert Academic Publishing — С.176
Кириллина А. В. / Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. — Москва, 2004 — РОССПЭН — С.205
Кирилина А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании — Науч. докл. высш. шк., Филол. науки. М., 2000. No 3. С. 28–36.
Маевская А. Ю. Гендерная проблематика в контенте глянцевых журналов — Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. № 2.
Полубиченко Л. В. Мужской и женский язык рекламы — Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2000. No 2. С. 46–51.
Поспелова О. В. Гендерный подход к изучению медиадискурса //Актуальные проблемы журналистики. — Архангельск, 2004
Потапов В. В. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии // Филологические науки. — 2002. — № 1. — С. 109–127
Соколова Анастасия. Как стать лучшим редактором глянца. Самоучитель от редактора Vogue — Москва: Индивидуум паблишинг, 2017. — 162, [6] с.
Шатова А. О. «Гендерные особенности мужских и женских журналов» — Москва, 2008 — научная статья, источник: yspu.org/images/7/77/Шатова_статья.doc
Nick Stevenson, Peter Jackson, Kate Brooks. Reading Men's Lifestyle Magazines: Cultural Power and the Information Society. — The Sociological Review, vol. 51, 1_suppl: pp. 112–131., First Published May 1, 2003.
URL: https://www.vogue.ru/fashion/favourites-of-vogue/113_luchshikh_par_obuvi_nedeli_mody_v_milane_ss_18/
URL: https://www.gq.ru/style/how-to-face-care
URL: https://www.gq.ru/person/harrison-ford-cool
URL: www.condenast.ru
URL: https://www.vogue.ru/fashion/favourites-of-vogue/beloe_plate_s_dlinnymi_rukavami_glavnaya_veshch_letnego_rarderoba/
URL: https://www.gq.ru/girls/kto-to-raskopal-davno-poteryannuyu-seks-scenu-s-megan-markl