На сегодняшний день большое число специалистов различных профессий, особенно тех профессий, где основным видом деятельности является работа с клиентами лицом к лицу и поиск решения их проблем, могут испытывать состояния физического, эмоционального и интеллектуального истощения вследствие рабочих перегрузок и стрессов. В 70-е годы XX в. в психологии и медицине эти симптомы истощения, сопровождающиеся разочарованием в работе, потерей смысла и негативным отношением к клиенту, были объединены общим названием «профессиональное выгорание». В настоящее время на смену понимания профессионального выгорания как медицинского синдрома приходит отношение к нему как к системной защитной реакции психики, не справляющейся с перегрузками и нуждающейся в помощи и адаптации.
Так что же такое профессиональное выгорание, причины его появления и способы борьбы с ним?
С каждым годом интерес руководителей к проблеме профессионального здоровья своих сотрудников становится все более заметным. Все больше компаний начинают проводить психологические тренинги, обращают внимание на атмосферу в коллективе, анализируют конфликтные ситуации с помощью переговоров с сотрудниками (тет-а-тет) в целях выявления профессионального выгорания, которое может быть одной из причин возникновения конфликтных ситуаций.
Понятие «профессиональное здоровье» интегрирует, объединяет в себе сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой. Весомый вклад в разработку названной проблемы может внести психология профессионального здоровья как новое научно-практическое направление, которое возникло и развивается на стыке таких прикладных дисциплин, как психология здоровья, организационная психология и психология труда.
Целью такого направления является использование психологических знаний для улучшения качества профессиональной жизни, обеспечения безопасности деятельности, сохранения и укрепления здоровья и психологического благополучия сотрудников организаций и работающих людей в целом.
Однако несмотря на то, что согласно этой теории в центре внимания находятся позитивные аспекты обеспечения профессионального здоровья, на самом деле, на основе сложившейся практики, можно наблюдать обратную картину: одним из основных направлений таких исследований являются психология профессионального стресса и исследования синдрома выгорания.
Синдром профессионального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. [1.]
В ритме современного мира жизнь людей протекает в постоянном стрессе, особенно тех людей, которые стремятся добиться успеха, достичь своих целей, именно таким людям приходится много и напряженно работать. Таким образом, стресс является непременным спутником работающего человека и со временем набирает темпы по своей интенсивности. Современный человек уже перестал замечать, когда и как его организм реагирует на стресс, потому что стресс стал очень обыденным. Он проявляется во всем, когда человек за рулем, когда стоит в пробках, когда листает информационную новостную ленту в социальных сетях в сети «Интернет», даже обычные средства массовой информации, такие как телевидение влияют на появление стресса в организме человека.
Принимая во внимание ускоренный ритм жизни, а также в связи с увеличением умственной и психологической нагрузки на человека синдром профессионального выгорания растет с невероятно быстрой скоростью. Жертвой такого выгорания становится любой работник, независимо от занимаемой должности. Это своего рода психологический вирус, который медленно развивается, ухудшая состояние своего носителя и тем самым влияя на его работоспособность и отношения с окружающими его людей и миром.
Причин возникновения синдрома профессионального выгорания на сегодняшний день можно выделить множество и у каждого они свои. Они возникают в связи с тем, что в настоящее время деятельность человека связана с воздействием неблагоприятных факторов: экологических, социальных, профессиональных, бытовых и т. д.
Очень часто воздействие этих факторов сопровождается сильными негативными переживаниями, физическими и психическими перенапряжениями. Что в свою очередь приводит к возникновению эмоционального выгорания.
В целом, как показывают проведенные исследования синдром профессионального выгорания зависит от ряда объективных, субъективных и социально-психологических факторов. Объективными факторами являются: условия труда, когда требуется повышенная психофизиологическая нагрузка и присутствуют неблагоприятные воздействия режима труда и отдыха; наличие эмоционально насыщенных межличностных контактов, возникающих в процессе профессиональной деятельности; хронически напряженная эмоционально-психологическая деятельность, заключающаяся в поддержании состояния постоянной готовности во время дежурства, информационной неопределенности, дефициту времени на анализ ситуации и принятия решения. [4.]
Субъективными факторами являются: эмоциональная сдержанность, при отсутствии умения отреагировать на эмоции безопасным способом; интенсивность восприятия и переживания обстоятельств профессиональной деятельности, выраженная в слишком эмоциональном восприятии своей работы, когда каждая неудача переживается, как личная трагедия. Таким образом, эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает потребность в их восстановлении или прибегать к приемам психологической защиты (смена профиля работы, профессии). [4.]
В результате всего этого, в целях недопущения развития синдрома профессионального выгорания каждому специалисту нужно иногда задаваться вопросом: «Как влияет на меня моя профессиональная деятельность, и что во мне изменилось?».
Если появилось недомогание, раздражительность, приступы плохого настроения, высокомерие, жестокость — возможно, это первые проявления профессионального выгорания, и только сам работник способен распознать дебют профессиональной деструкции, то есть постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда, взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Современными психологами разработаны следующие методы диагностики выгорания:
– метод наблюдения — для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;
– метод беседы — для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;
– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.
На основании диагностики организациями разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания сотрудников.
Основными условиями практических мероприятий являются те условия, которые направлены прежде всего на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом.
Рассмотрим, как борются с профессиональным выгоранием в одной из современных компаний.
Известная во всем мире компания Google (Гугл), известна своим отношением с особым вниманием к творческому потенциалу своих работников. В этой компании прекрасно понимают, что синдром эмоционального выгорания в первую очередь сказывается именно в этой сфере деятельности работников корпорации, и поэтому уделяют особое внимании по предотвращению данного явления у себя в организации. Они являются лидерами не только в IT технологиях, но и в организации трудовой деятельности. [2.]
Компания Гугл проявляет максимальную заботу о сотрудниках, с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. Осознавая, что люди разные и имеют разные потребности, они готовы предоставить им наилучшие условия организации труда и отдыха.
В первую очередь компания отказалась от нормированного рабочего дня и обязательного посещения рабочего места, поэтому работники сами могут выбирать, где им удобнее работать и в какое время.
При компании созданы детские центры, которые работают с детьми от 3-х месяцев. То есть родители могут не переживать о детях и доверить их профессиональным няням. К тому же родители могут в случае чего оказаться рядом со своим ребенком.
Компания закупила дорогое оборудование для релаксации — кресла-коконы для релаксации и стимулирования творческого процесса, которыми сотрудники фирмы могут воспользоваться в любое для них удобное время.
Не менее оригинально компания подходит к проведению отпусков сотрудников, обеспечивая сотрудников реализацией их мечты, желают ли они провести отдых в Гималаях или полетать на аэроплане. Этим подходом они обеспечивают высокую эффективность сотрудников в работе.
Лозунг Google звучит так:
«Мы осознаем, что наши сотрудники имеют самые разнообразные потребности, и это обязывает нас суметь оказать им поддержку индивидуальной направленности». [2.]
Принимая во внимание тот факт, что компания Google имеет достаточно средств, а также не маленький денежный капитал, для организации подобных мероприятий, можно сказать, что современным российским компаниям это не по карману. Однако, наши компании могут использовать следующие меры профилактики профессионального выгорания:
– сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам и (или) корпоративному психологу;
– важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе, руководство организации должно своевременно организовывать корпоративные тренинги для сотрудников или тимбилдинги;
– выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, современным людям очень важно чувствовать себя нужными, понимать, что они важны для компании;
– создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности. [3.]
Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Для этого необходимо:
– использование «технических перерывов», для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы), нужно уметь правильно организовывать и распределять свое время;
– изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
– стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
– изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;
– поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела);
– эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
Таким образом, профессиональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности и является выработанным механизмом психологической защиты организма от постоянного стресса.
В целях его профилактики и по борьбе с ним организациям, а именно руководителям необходимо проводить комплекс профилактических мер по работе как с коллективом в целом, так и с каждым сотрудником в частности.
Сотрудники, в первую очередь, должны быть внимательней к себе, научится правильно распоряжаться своим временем и своим отношением к жизни в целом.
Литература:
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017–343с.
- Мироненко Е. В. Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/98856/ (дата обращения 26.04.2020).
- Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 96–100. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm. (дата обращения 29.04.2020).
- Cамохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Научно электронная библиотека «КиберЛеника». — 2016 — Территория науки № 4. — С. 4 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vozniknoveniya-professionalnoy-destruktsii-i-professionalnogo-vygoraniya/viewer. (дата обращения 27.04.2020).