В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.
Ключевые слова: образовательный процесс, электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс.
Стратегической целью государственной политики в области высшего образования является повышение его качества и доступности, что полностью соответствует современным потребностям общества и требованиям инновационного развития. Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования, направленного на повышение качества, предоставление условий для обеспечения равных возможностей для получения образования всех уровней и ступеней. Это предъявляет повышенные требования к уровню информационной культуры всех участников образовательного процесса как важнейшего компонента сущностной характеристики личности.
Развитие средств компьютерной поддержки процесса обучения и создания систем дистанционного обучения, требует интеллектуализации всего процесса обучения, так как традиционные системы не в состоянии удовлетворить потребностей как обучаемых, так и преподавателей.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в электронном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Технологии электронного обучения несут в себе совершенно иной подход к образовательному процессу, так или иначе смещая традиционную форму обучения на задний план. Университеты, как следствие, вынуждены реагировать на эти изменения, внедряя в свой образовательный процесс электронные курсы дисциплин.
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью совершенствования подготовки преподавателя к осуществлению учебного процесса в соответствии с уровнем развития современного информационного общества в аспекте формирования профессиональной готовности к применению средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Одним из таких средств является электронный учебно-методический комплекса дисциплины (ЭУМКД).
Под ЭУМКД понимается совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентами профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [2].
Принципиальные отличия электронного учебно-методического комплекса от традиционных «бумажных»:
− интерактивность;
− актуализация;
− интеграция;
− адаптация;
− визуализация [1].
В тоже время, электронный учебно-методический комплекс, прежде всего, как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:
− научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;
− доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала уровню подготовки обучающихся;
− наглядность: восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей;
− сознательность;
− систематичность и последовательность [3].
Как разновидность программного средства ЭУМКД должен соответствовать эргономическим требованиям:
− гармоничная цветовая гамма и композиция элементов обучения;
− «дружественный» интерфейс для обучающегося при взаимодействии с ЭУМКД.
Исходя из сущности ЭУМКД как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения, можно выделить структуру учебно-методического комплекса:
− четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определены порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;
− наличие рекомендации по изучению дисциплины;
− компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, лаконичным;
− наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео-, аудио-вставки) [3].
ЭУМКД создаются в системах управления обучением, которые можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения.
Система управления обучением (LMS) является программным приложением, которое предназначено для администрирования, мониторинга, документирования, предоставления учебного контента и контроля средствами электронного обучения и учебных курсов [2]. Одним из самых распространенных вариантов реализации таких технологий и методов во многих университетах, в том числе и в АлтГУ, является LMS Moodle.
Таким образом, в основе настоящей работы лежит разработка и использование электронного учебно-методического комплекса дисциплины подготовки бакалавров на базе LMS Мoodle с целью повышения эффективности того или иного вида учебной деятельности студентов.
В результате проделанной работы был разработан электронный учебно-методический комплекс, использующийся для комплексного информационного обеспечения обучающих процессов по дисциплине «Базы данных» для бакалавров 2 курса ИМиИТ АлтГУ по специальностям 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 02.03.01 Математика и компьютерные науки, 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии. Дисциплина «Базы данных» является одной из основных дисциплин, формирующих у студентов профессиональные знания и навыки в области современных баз данных и систем управления базами данных, жизненного цикла базы данных, технологий проектирования и анализа реляционных баз данных.
На основе анализа существующих ЭУМКД, используемых в образовательном процессе ИМиИТ, автором были определены основные составляющие элементы ЭУМКД:
− рабочая программа дисциплины;
− методические рекомендации по изучению дисциплины;
− форум для обсуждений;
− теоретические материалы;
− практикум, включающий: требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения, общую постановку задачи, список индивидуальных данных, пример выполнения работы;
− глоссарий;
− фонд тестовых заданий по каждой теме;
− дидактические материалы (презентации, электронные учебники, ссылки на внешние источники).
Таким образом, использование электронного учебно-методического комплекса позволило модернизировать преподавание данной дисциплины, предоставив возможность студентам доступ к материалам курса в любое время, а также возможность задавать вопросы преподавателю, по мере их возникновения, что стимулирует успешное обучение по данной дисциплине, повышает успеваемость и мотивацию студентов.
Использование ЭУМКД является одной из современных форм организации учебного процесса, позволяет осуществлять обучение независимо от места проживания обучаемого, а также оперативно реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.
Литература:
- Осадчая Е. К., Перевышина Н. Ю. Электронный учебно-методический комплекс как средство повышения качества образования студентов по компьютерной графике. — Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2011. — 128 с.
- Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. — 182 с.
- Шалкина Т. Н., Запорожко В. В., Рычкова А. А. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. — 160 с.