Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Михеева, Т. В. Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров / Т. В. Михеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 510-512. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69514/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Ключевые слова: образовательный процесс, электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс.

Стратегической целью государственной политики в области высшего образования является повышение его качества и доступности, что полностью соответствует современным потребностям общества и требованиям инновационного развития. Информатизация является одной из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования, направленного на повышение качества, предоставление условий для обеспечения равных возможностей для получения образования всех уровней и ступеней. Это предъявляет повышенные требования к уровню информационной культуры всех участников образовательного процесса как важнейшего компонента сущностной характеристики личности.

Развитие средств компьютерной поддержки процесса обучения и создания систем дистанционного обучения, требует интеллектуализации всего процесса обучения, так как традиционные системы не в состоянии удовлетворить потребностей как обучаемых, так и преподавателей.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в электронном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Технологии электронного обучения несут в себе совершенно иной подход к образовательному процессу, так или иначе смещая традиционную форму обучения на задний план. Университеты, как следствие, вынуждены реагировать на эти изменения, внедряя в свой образовательный процесс электронные курсы дисциплин.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью совершенствования подготовки преподавателя к осуществлению учебного процесса в соответствии с уровнем развития современного информационного общества в аспекте формирования профессиональной готовности к применению средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Одним из таких средств является электронный учебно-методический комплекса дисциплины (ЭУМКД).

Под ЭУМКД понимается совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентами профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [2].

Принципиальные отличия электронного учебно-методического комплекса от традиционных «бумажных»:

− интерактивность;

− актуализация;

− интеграция;

− адаптация;

− визуализация [1].

В тоже время, электронный учебно-методический комплекс, прежде всего, как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:

− научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;

− доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала уровню подготовки обучающихся;

− наглядность: восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей;

− сознательность;

− систематичность и последовательность [3].

Как разновидность программного средства ЭУМКД должен соответствовать эргономическим требованиям:

− гармоничная цветовая гамма и композиция элементов обучения;

− «дружественный» интерфейс для обучающегося при взаимодействии с ЭУМКД.

Исходя из сущности ЭУМКД как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения, можно выделить структуру учебно-методического комплекса:

− четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определены порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;

− наличие рекомендации по изучению дисциплины;

− компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, лаконичным;

− наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео-, аудио-вставки) [3].

ЭУМКД создаются в системах управления обучением, которые можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения.

Система управления обучением (LMS) является программным приложением, которое предназначено для администрирования, мониторинга, документирования, предоставления учебного контента и контроля средствами электронного обучения и учебных курсов [2]. Одним из самых распространенных вариантов реализации таких технологий и методов во многих университетах, в том числе и в АлтГУ, является LMS Moodle.

Таким образом, в основе настоящей работы лежит разработка и использование электронного учебно-методического комплекса дисциплины подготовки бакалавров на базе LMS Мoodle с целью повышения эффективности того или иного вида учебной деятельности студентов.

В результате проделанной работы был разработан электронный учебно-методический комплекс, использующийся для комплексного информационного обеспечения обучающих процессов по дисциплине «Базы данных» для бакалавров 2 курса ИМиИТ АлтГУ по специальностям 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 02.03.01 Математика и компьютерные науки, 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии. Дисциплина «Базы данных» является одной из основных дисциплин, формирующих у студентов профессиональные знания и навыки в области современных баз данных и систем управления базами данных, жизненного цикла базы данных, технологий проектирования и анализа реляционных баз данных.

На основе анализа существующих ЭУМКД, используемых в образовательном процессе ИМиИТ, автором были определены основные составляющие элементы ЭУМКД:

− рабочая программа дисциплины;

− методические рекомендации по изучению дисциплины;

− форум для обсуждений;

− теоретические материалы;

− практикум, включающий: требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения, общую постановку задачи, список индивидуальных данных, пример выполнения работы;

− глоссарий;

− фонд тестовых заданий по каждой теме;

− дидактические материалы (презентации, электронные учебники, ссылки на внешние источники).

Таким образом, использование электронного учебно-методического комплекса позволило модернизировать преподавание данной дисциплины, предоставив возможность студентам доступ к материалам курса в любое время, а также возможность задавать вопросы преподавателю, по мере их возникновения, что стимулирует успешное обучение по данной дисциплине, повышает успеваемость и мотивацию студентов.

Использование ЭУМКД является одной из современных форм организации учебного процесса, позволяет осуществлять обучение независимо от места проживания обучаемого, а также оперативно реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.

Литература:

  1. Осадчая Е. К., Перевышина Н. Ю. Электронный учебно-методический комплекс как средство повышения качества образования студентов по компьютерной графике. — Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2011. — 128 с.
  2. Сергеев А. Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. — 182 с.
  3. Шалкина Т. Н., Запорожко В. В., Рычкова А. А. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): LMS, образовательный процесс, электронный учебно-методический комплекс, электронное обучение, система управления, учебный материал, предметный материал, учебное средство, учебный контент, учебный процесс.


Похожие статьи

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Похожие статьи

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Содержание педагогической системы формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики

Цель статьи — теоретическое обоснование формирования профессиональной подготовки будущих учителей информатики на основе специальных профилирующих дисциплин средствами информационно-коммуникационных технологий и ее практическая реализация.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Задать вопрос