Специфика социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре определяются «общественной оценкой, признанием вида деятельности, статуса индивида или социально-профессиональной группы» [3, с. 32], в контексте профессиональной деятельности специалиста.
Для определения специфики социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре необходимо рассмотреть особенности его профессиональной деятельности. Отметим, что его деятельность направлена на развитие физических и психических качеств (обучающихся, тренирующихся, пациентов), на формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и личности в целом.
Заметим, что специалист по адаптивной физической культуре имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.
Говоря о специфике социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре отметим, что его функциональными обязанностями являются также идейно-нравственное воспитание, обучение специальным знаниям и умениям по физической культуре и лечебной физической культуре, осуществление организаторско-управленческой деятельности и др.
Заметим, что специалист по адаптивной физической культуре (инструктор-методист ЛФК) постоянно находится в состоянии психического напряжения в результате того, что интегрирует в себе образование, физическую культуру, медицину, рекреацию, спорт и культурный отдых. Учитывает «анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек» [1, с. 220] в организации тренировочного процесса. А также специфику различных нарушений в состоянии здоровья при работе с пациентами в лечебных учреждениях.
Говоря о социальном престиже следует сказать, что уровень профессионализма специалиста по адаптивной физической культуре зависит от его личностных качеств, которые дополняют педагогический или лечебный процесс элементами новизны, готового быстро включаться в «инновационные процессы, быть успешным в профессиональной деятельности и показывать высокий уровень готовности к выполнению данной деятельности» [5, с. 3].
Исходя из этого, мы можем утверждать, что специалист по адаптивной физической культуре, ориентированный на профессиональную деятельность, которая «всегда проявляется в деятельности» [4, с. 241] должен помимо высокого уровня собственного физического развития быть компетентным и грамотным специалистом.
Известный педагог, Б. С. Гершунский, характеризуя профессиональные качества педагога, а в нашем случае специалиста по адаптивной физической культуре отмечает, что «в XXI веке большинство педагогов будут высококвалифицированными специалистами, воспринимающими новые идеи и адекватно оценивающими их результативность» [2, с. 3].
Говоря о специфике социального престижа, отметим, что современное состояние развития общества обусловливает рост значимости педагогического и медико-педагогического труда специалиста по адаптивной физической культуре, так как уровень работоспособности пациентов, состояние здоровья обучающихся зависят от эффективности их физического воспитания и навыков здоровьесбережения.
Заметим, что специалист по адаптивной физической культуре приобретает социально значимые черты в процессе своего профессионального становления и повышения своей компетенции. То есть он должен владеть новейшими технологиями и методиками, тем самым повышая социальный престиж своей профессии.
Таким образом, мы полагаем, что спецификой социального престижа специалиста по адаптивной физической культуре является положительная мотивация профессиональной деятельности и социально-активная позиция, выражающаяся в активности индивида к собственной включенности в общество. Заметим, что такие личностные качества специалиста по адаптивной физической культуре, как ответственность, инициативность, являются показателем активности в социуме.
В свою очередь, специфика занятий по адаптивной или лечебной физической культуре подразумевает: обеспечение безопасности на занятиях лечебной физической культурой и устранения факторов, способных спровоцировать причинение вреда здоровью и жизни; совместная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре с тренирующимися с целью демонстрации правильного образца.
Таким образом, наличие достаточного уровня развития интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сфер личности, способствует совершенствованию коммуникативных и организаторских навыков специалиста.
Резюмируя вышесказанное, заметим, что специалист по адаптивной физической культуре должен обладать общечеловеческими морально-нравственными качествами, позволяющими обеспечивать ориентированную профессиональную деятельность, а также специфическими качествами, свидетельствующими о профессиональной пригодности специалиста.
В контексте нашего исследования отметим, что использование в педагогической или лечебной деятельности таких форм и средств, которые обеспечивают максимальную эффективность от занятий и способствуют повышению показателей состоянию здоровья.
Таким образом, социально-активная позиция специалиста по адаптивной физической культуре предполагает: творческий подход к организации педагогического или лечебного процесса; индивидуальный поход в подборе содержательного материала для занятий; концентрацию на активизацию компенсаторных и адаптационных процессов организма, восстановительных функций; рациональность использования собственных возможностей, устойчивость морально-нравственных принципов принятых в обществе; вариативность методов и форм работы.
Литература:
- Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / В. М. Гелецкий. — Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2008. − 342 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Б. С. Гершунский. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.
- Краткий словарь основных понятий по социологии / Под общ. ред. А. Г. Махова. — 2-е изд. — Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 2009–44 с.
- Педагогика: учебное пособие / под ред. О. Ю. Ефремова. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 352 с.
- Чиркова Е. В. Формирование готовности будущего воспитателя к созданию ситуации успеха в работе с дошкольниками: автореф. дис.... канд. пед. наук / Е. В. Чиркова. — Воронеж, 2012. — 24 с.