В статье автор анализируетпонятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: рыночная экономика, конкуренция, конкурентоспособность, бизнес, государство.
Термин конкуренция происходит от латинского «concurrere», которое переводиться, как сталкиваться и соперничать. Сущность этого понятия заключается в борьбе товаропроизводителей за самые выгодные отрасли капитала, поиске рынков сбыта готовой продукции, источников сырья.
Благодаря конкуренции предприниматели стремятся предложить покупателям более качественную и совершенную продукцию или услуги, чем у других конкурентов.
Пользу от конкуренции ощущают и производители, и потребители. У нее есть и отрицательные стороны. Конкуренция усиливает стихийность и нестабильность в экономике. Из-за данного рыночного явления слабые компании исчезают, а сильные усиливают свои позиции в отрасли.
Рыночная конкуренция и ее виды обладают следующими функциями:
– выявлением или установлением рыночной стоимости продукции;
– распределением прибыли, исходя из затрат труда, выравниванием индивидуальных стоимостей;
– регулированием перелива денежных средств между различными отраслями.
Существуют различные виды конкуренции. В зависимости от исполнения предпосылок конкурентного рыночного равновесия выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.
Конкуренция совершенного типа — борьба на рынке, на котором присутствует огромное количество продавцов и потребителей. Каждый из них занимает маленькую рыночную долю и не может устанавливать собственные условия покупки и продажи продукции, услуг.
Не всегда возможна на рынке совершенная конкуренция. Иногда у отдельных производителей есть возможность контролировать ценовой уровень. Такая конкуренция именуется несовершенной.
Поскольку на рынке победителей всегда много больше, чем проигравших, стихия конкуренции остается определяющей чертой экономики.
Одним из наиболее важных преимуществ в конкурентной борьбе является открытость переменам, умение пользоваться ими, а иногда и готовность терпеть сопряженные с ними трудности. Рабочие места, компании, а порой и целые отрасли приходят и уходят. Города и регионы растут и развиваются — или увядают, если не могут приспособиться к переменам. Экономические перемены особенно сильно сказываются на малых бизнесах.
Сторонние наблюдатели часто отождествляют экономику с крупнейшими корпорациями. Однако их может удивить, насколько важную роль играют малые компании. На долю магазинов и других малых бизнесов в некоторых странах приходится свыше половины валового продукта частного сектора и занятой в нем рабочей силы.
Многие малые фирмы розничной торговли конкурируют с общенациональными сетями с их миллиардным годовым оборотом и многотысячным штатом сотрудников. Многие другие малые предприятия поставляют таким крупным компаниям товары и предоставляют услуги. Большинство новых рабочих мест создается малым бизнесом, особенно ввиду того, что крупные производители продолжают сокращать свои штаты перед лицом жестокой глобальной конкуренции.
Предприниматели по-прежнему с готовностью рискуют своими личными сбережениями ради того, чтобы завести собственное дело, невзирая на высокую вероятность неудачи.
Одна из очевидных причин того, что так много людей избирают этот путь, заключается в том, что основать собственную фирму относительно нетрудно. Открыть свое дело сравнительно легко — и столь же легко сделать это заново после провала первой попытки. Свобода потерпеть неудачу является необходимой составной частью свободы вообще, и это один из главных принципов, лежащих в основе экономической жизни.
Неудача на предпринимательском поприще не навлекает на незадачливого предпринимателя общественного презрения. Наоборот, неудачи такого рода часто расцениваются как ценный опыт, который поможет предпринимателю в следующий раз добиться успеха.
Неудачные попытки предпринимательства регулируются законами о банкротстве, с целью уравновесить интересы кредиторов, пытающихся вернуть себе максимальное количество активов обанкротившейся кампании, и интересы предпринимателя, потерпевшего неудачу, чтобы обеспечить ему финансовую защиту и позволить ему заново попытать счастья.
Малую фирму, утратившую платежеспособность, обычно проводят через процедуру так называемой ликвидации, при которой все активы банкрота распродаются, чтобы по возможности погасить его задолженность кредиторам. При этом некоторым кредиторам отдается предпочтение перед другими, и суд по делам о банкротстве назначает доверительное лицо, которому вменяется в обязанность проследить за тем, чтобы процедура банкротства осуществлялась по правилам.
При составлении списка кредиторов, которым полагается возмещение, приоритетом пользуются банки и другие кредиторы, выдавшие обеспеченные займы, а также работники обанкротившейся фирмы, которым задолжали заработную плату. Если предприятие было малой корпорацией, список замыкают акционеры, взявшие на себя риск в надежде на потенциальные прибыли: они во многих случаях, несут безвозвратные убытки.
Если же платежеспособность утратила крупная компания, она может избрать процедуру, которая позволяет компании провести реорганизацию, не прекращая своей деятельности.
Если компания все еще располагает ценными активами или продолжает получать доход, и, если кризис выглядит как временное явление, кредиторы могут вначале согласиться на частичное погашение задолженности, с тем чтобы дать компании возможность преодолеть трудности и продолжать платить по счетам. В таком случае акционерам грозит потеря части своих инвестиций, но фирма останется на плаву.
Законы о банкротстве также позволяют избежать непосильного бремени задолженности и начать все сначала. Эта лазейка может быть критически важна для некоторых предпринимателей.
Взлеты и падения крупнейших, самых мощных корпораций наглядно иллюстрируют принцип созидательного разрушения конкуренции в действии. Одни компании исчезают с рынка вообще, либо ввиду того, что их поглотили другие компании, либо они распались на ряд более мелких фирм, либо утратили свои позиции в экономике или просто прекратили свое существование. Некоторые из заменивших их компаний начинали свой путь в качестве малых предприятий.
Конкурентоспособность — неотъемлемая принадлежность рыночной культуры, в экономической теории, пока еще не существует единого понятия конкурентоспособности, которое может показать всю свою многогранную натуру, как экономической категории. На данный момент времени представлено множество определений данного понятия.
Одно из самых распространенных трактовок дал выдающийся американский экономист Майкл Портер. Он считает, что конкурентоспособность — это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [2].
В современной экономической теории понятие «конкурентоспособность» используется для категорий различных уровней, которые включают конкурентоспособности товаров, отраслей, предприятий и, конечно, страны.
B иерархии конкурентоспособности представленного понятия, конкурентоспособность страны находится на самой первом месте. Она представляет собой способность страны производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков, и создавать условия для увеличения государственных ресурсов темпами, чтобы обеспечить стабильный рост ВВП и качества жизни в мире ценностей.
Второе место занимает конкурентоспособность региона. Способность региона производить товары и услуги, которые отвечают требованиям национальных и международных рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста коэффициент потенциальной конкурентоспособности субъектов хозяйствования, предоставляющих уровень BРП и качество жизни региона в мировом значении.
На третьем месте — конкурентоспособность отрасли, что представляет собой способность отрасли производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков, и создать условия для увеличения потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли [1].
Далее идет конкурентоспособность организации — способность удовлетворять потребности потребителей путем производства и предоставления на рынке товаров и услуг выше, чем в конкурентов; использование ресурсов производства и управления для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости компании.
И наконец, конкурентоспособность товара — это способность товара быть привлекательным для покупателя, по сравнению с другими продуктами типа и для того же предназначения, за счет лучшего соответствия с требованиями, качество и эффективность затрат, оценки рынка и потребителей.
Конкурентоспособность продукции и предприятия взаимосвязаны. Так, продукция определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию на экономическом рынке.
Таким образом, конкуренция — это система стабильных отношений между хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими товары, опосредующими их стремление обеспечить для себя лучшие условия производства и сбыта и извлечения большей прибыли. Эти ссылки являются объективными, логичными и присутствуют в качестве основных характеристик рынка.
Конкурентоспособность — характеристика относительная, что делает возможной ее оценку лишь в сравнении с конкурентами, будь то конкурирующие на внешних рынках сбыта компании или их продукция.
Литература:
1. Жаров А. Н., Макеев И. С. Теоретические подходы к понятию и оценке конкурентоспособности // Российский университет дружбы народов. — 2016. — № 10–3 (75). — С. 1142–1144.
2. Хафизова А. В. Обеспечение конкурентоспособности услуг по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении // диссертация и автореферат по ВАК РФ 08.00.05. — Уфа, 2010. — 144 с.