Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, малые закупки.
Закупки согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в обиходе называемые «малые закупки», берут свое начало в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-94). Согласно пункту 14 части 2 статьи 55 ФЗ-94 размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами вРоссийской Федерации между юридическими лицами по одной сделке[1]; при этом заказы на поставки одноименных товаров[2], выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. [1]
Как видно некоторые ограничения наличествуют: закупка одноименных товаров, работ, услуг не чаще одного раза в квартал на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
С принятием Закона о контрактной системе это вид закупок с некоторыми изменениями перекочевал и в него[3]. Максимальная сумма одной закупки осталась та же, но вместо ограничения на закупку однородных товаров, работ, услуг не более одного раза в квартал законодатель ввел лимит на общую сумму закупок на выбор:
– не более двух миллионов рублей в год;
– не более 5 % от совокупного годового объема закупок, но не более пятидесяти миллионов рублей. [2]
Для многих заказчиков эти новые условия оказались более приемлемыми, особенно с небольшим бюджетом, у многих совокупный годовой объём закупок был сопоставим с указанным лимитом в два миллиона рублей.
Но такая идиллия продлилась буквально год. Проверяющие органы памятуя о временном ограничении, существовавшем в 94-ФЗ, но игнорируя установленный лимит для малых закупок ввели в законоприменительную практику термины «дробление закупок» и «неверный выбор способа определения поставщика». За нарушение «дробление закупок» стали привлекать к административной ответственности заказчиков, закупавших в течение года однородные товары, работы, услуги неоднократно, заключивших несколько договоров на однородные товары до ста тысяч рублей, хотя и в пределах установленного лимита для малых закупок. А за «неверный выбор способа определения поставщика» вполне можно привлечь просто за заключение договора до ста тысяч рублей, если проверяющим покажется, что заказчик вполне мог провести закупку с использованием конкурентных процедур.
Любовь заказчиков к малым закупкам объясняется несколькими факторами.
Простота. Оформление малых закупок не требует больших ухищрений и высокой квалификации. Требуется просто заключить договор. При проведении конкурентной процедуры на каждом из этапов:
– подготовка документации о закупке;
– публикация извещения;
– подведение итогов, определение победителя;
– заключение контракта;
– регистрация контракта;
– исполнение контракта;
– приемка результатов контракта;
– оплата контракта;
– размещение отчета об исполнении контракта;
можно насобирать не по одному штрафу, поскольку и нарушений на каждом из этапов вполне можно допустить не по одному. Дело тут не в небрежении служебными обязанностями, а просто в недостаточной квалификации заказчиков, особенно на момент вступления в силу Закона о контрактной системе. Профессиональных закупщиков в то время почти не было, во всяком случае стандарта высшего образования по закупкам не существовало. Закупками занимались в лучшем случае юристы и бухгалтера, в несколько более худшем — технические специалисты. Техническим специалистам пришлось вникать в тонкости юриспруденции, а юристам и бухгалтерам в тонкости технической документации и технической терминологии. В результате сильно выросли поступления в бюджет за счет штрафов, собранных с государственных заказчиков.
Неудобства финансового законодательства. Каждый год приходится перезаключать договора особенно с субъектами естественных монополий. В декабре нужно договор закрыть, а на 1 января конкурентную процедуру провести не получается. Трехлетний бюджет тут тоже не спасает, денежные лимиты все равно выделяются на год и для большинства заказчиков эти неудобства продолжаются. К этому добавляется то обстоятельство, что тарифы естественных монополий к концу года могут вырасти, к тому же потребление воды, света и тепла ни у кого не получается спланировать очень точно. Заказывать больше это нерациональная трата бюджетных средств, так что малые закупки нередко выручают в таких ситуациях.
Ограничения по малым закупкам не столь давно подверглись изменениям — с 1 июля 2019 года предельная сумма была увеличена до трехсот тысяч рублей, а с 24 апреля 2020 года поднята уже до шестисот тысяч рублей. Изменения по объему изменились незначительно — тоже не более двух миллионов рублей, либо не более десяти процентов (вместо пяти) от совокупного годового объема закупок, но не более пятидесяти миллионов рублей (пятьдесят и было).
Но самые существенные изменения внесены в процедуру малых закупок введением единого агрегатора торговли [3]. С 1 января 2020 года федеральные заказчики обязаны осуществлять малые закупки с использованием единого агрегатора торговли [6]. Поставщика федеральный заказчик обязан искать в едином агрегаторе торговли. [3, 4]
Не отстают и региональные законодатели. В Свердловской области создан аналог единого агрегатора торговли [7] и внесены изменения в соответствующее Постановление Правительства Свердловской области [5], согласно которому заказчики Свердловской области обязываются проводить малые закупки в областной системе малых закупок. [5]
Заказчик, закупающийся у единственного поставщика, почему то выглядит в глазах противников этого способа закупок злоумышленником, имеющим намерение закупить низкокачественные товары по завышенной цене с целью растранжирить бюджетные деньги и ограничить конкуренцию. Зачастую это просто желание со стороны заказчика с минимальными усилиями закупить товары (работы, услуги) с достаточным качеством по приемлемым ценам.
Литература:
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652.
- Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 824-р. // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 19 ст. 2797.
- Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2019 г. N 2013-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 824-р. // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. N 37 ст. 5212.
- Постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 г. N 1665-ПП «О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департамента государственных закупок Свердловской области и утверждении Порядка взаимодействия Департамента государственных закупок Свердловской области и заказчиков Свердловской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Свердловской области» // «Собрание законодательства Свердловской области» от 11 марта 2014 г. N 12–8(2013), ст. 2508.
- https://agregatoreat.ru/
- Малые закупки Свердловской области. http://torgi.midural.ru/smallpurchases
[1] 100 тысяч рублей на момент принятия закона.
[2] Согласно части 6.1 статьи 10 ФЗ-94 под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
[3] Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.