Тенденции развития музыкального российского медиарынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 1364 раза

Библиографическое описание:

Агеев, А. И. Тенденции развития музыкального российского медиарынка / А. И. Агеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69532/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются аспекты формирования и этапы развития музыкальной индустрии в России. Приведены различные мнения организаций по прогнозированию тенденций роста аудитории музыкальных сервисов.

Ключевые слова:медиа, музыкальная индустрия, стриминг, подписка.

Музыкальная индустрия является частью экономической и общественной жизни России. Она представляет собой широкий спектр услуг, охватывающих рынок развлечений за счет создания и продажи музыкальных произведений. Люди слушают музыку повсюду: на улице, в транспорте, на работе, дома. Музыка используется в качестве фонового сопровождения на выставках, спортивных мероприятиях, она звучит в торговых центрах, ресторанах, парках и в других различных местах массового скопления людей. Таким образом, музыка становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Музыкальная индустрия продолжает сохранять тенденцию высокого спроса на рынке, поэтому крупные корпорации обеспечивают музыкальный рынок продукцией разнообразных музыкальных жанров, стилей и направлений.

Рассмотрим ключевые даты в истории развития музыкальной индустрии в России:

1924 — Создание первой государственной общественной широковещательной радиостанции «Радио-1».

1951 — Выпуск первой грампластинки композиций П. И. Чайковского.

1969 — Продажа первого магнитофона под компакт-кассету «Десна».

1978 — Первый проведенный в России концерт западной группы «Boney M».

1996 — Начало вещания российского музыкального телеканала «Муз ТВ».

1999 — Появление первых CD-MP3-плееров на российском рынке.

2007 — Выход на медиа-рынок русскоязычной версии портала «Youtube»

2010 — Запуск стримингового музыкального сервиса «Яндекс. Музыка».

Медиауслуги являются достаточно новым видом маркетингового и экономического товара в нашей стране, однако такие виды услуг с успехом утвердились на экономической арене страны. Отечественные компании создали уникальные сервисы на примерах зарубежных наработок. Стоит учесть, что в российском медиа-пространстве не существует государственной статистики по анализу авторов и правообладателей музыкального контента. Из некоммерческих организаций по управлению авторскими правами выступает «Российское авторское общество», в которой зарегистрировано более 22 000 правообладателей музыкального контента [1].

Информационное агентство «ИнтерМедиа» в «Российском музыкальном ежегоднике» хранит данные о 3 000 тысяч исполнителей, композиторов, технического персонала. В списке учтено 14 000 государственных учреждений, включающих концертные арены, театры, клубы, записывающие студии и лейблы. В состав ежегодника также входят музыкальные радиостанции («Авторадио», «Русское радио», «Европа Плюс», радио «Максимум», «Наше радио», «Ретро FM», «Шансон», DFM, радио «Монте Карло» и др.), музыкальных телеканалы («Муз ТВ», RU.TV, Bridge TV, Europa Plus TV, MTV, Music Box, VH1, «Ля Минор», «Музыка Первого», TNT Music). и стриминговые сервисы (Apple Music, Deezer, Zvooq, YouTube Music, «Яндекс.Музыка» и др.).

«J'son & Partners Consulting» — ведущая международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России. В докладе о тенденциях российского музыкального рынка компания прогнозирует, что выручка музыкальных стриминговых компаний может достигнуть 18,6 млрд рублей. По итогам 2018 года компания рассчитала выручку сервисов, которая составила 4,7 млрд рублей. Аналитики компании предрекают дальнейший потенциал роста стриминговых сервисов в России до 2021 года. Расчеты говорят о статистике, что в ближайшие 3 года медиа рынок вырастет в 4 раза, до 18,6 млрд. рублей, со среднегодовым темпом роста на уровне 58 % [2]. Консалтинговая организация выделила в своем отчете основных игроков рынка музыкальной индустрии, среди которых:

  1. Отечественные (локальные): «Яндекс.Музыка», Boom (принадлежащий компании Mail.ru Group), «Звук», «МТС Музыка» и «Билайн Музыка».
  2. Глобальные: Apple Music, Deezer, YouTube Music

Российский медиа-рынок продолжает ожидать музыкальный сервис Spotify, который был запущен в Швеции. Предполагается, что новый для отечественного рынка сервис составит достойную конкуренцию уже существующим на рынке платформам. А для российских авторов, исполнителей и композиторов появится дополнительный выход целевую аудиторию с сопутствующим увеличением их доходов. Вероятная стоимость подписки (по данным Forbes) составит 169 рублей в месяц (как у «Яндекс.Музыки» и Apple Music).

За счет большого количества населения страны, Российская Федерация является мировым лидером по доле слушателей музыки через стриминговые (или потоковые) сервисы. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в нашей стране в категорию «молодежь» (14–30 лет — потенциальная аудитория стриминговых сервисов) по данным 2017 года, в России проживают 29,4 млн. молодых людей [3]. Большинство таких граждан за прошедшие 10 лет сформировали новый востребованный рынок, включающий музыку, который почти полностью вытеснил продажи офлайн. По аналитическим подсчетам агентством Statista в 2018 году объем рынка цифровой музыки в России оценивался в $166 млн, из которых $137,5 млн — стриминг. По итогам 2023 года аналитики агенства предполагают рост до $182 млн, из которых $153,6 млн придется на стриминг. «Statista» рассчитала средний доход на пользователя (ARPU) в $7,44 и спрогнозировала рост за до 12,5 млн пользователей, стриминга с 18,4 млн до 21,8 млн человек».. В рисунке 1 приводятся исходные данные расчетов [4].

Рис. 1. График продажи цифровой музыки в России, млн $

Музыкальная индустрия в России, несмотря на свое отставание от зарубежного опыта, занимает большую нишу на мировой арене. Аналитические агентства (по данным 2018 и 2019 годов) предполагают двукратный рост аудитории музыкальных сервисов. Еще рано рассуждать о росте или возможном упадке музыкальной аудитории в условиях всеобщей пандемии и последующей изоляции по данной теме, так как нет общей статистической и экономической картины. Известно одно, музыка необходимо человеку, а значит рынок между потребителем и производителем всегда будет существовать. Музыкальная индустрия продолжает трансформироваться на российском медиа рынке, переходить из классического формата покупки музыки на физических носителей в «облачные», стриминговые, получаемые через сеть-Интернет. Рынок сохраняет тенденцию высокого спроса, поэтому крупные корпорации (как отечественные, так и зарубежные) продолжат успешно конкурировать в сфере музыкальных сервисов.

Литература:

  1. Снежинская, М. Г. Музыкальная индустрия как социокультурный феномен: дис. … докт. социол. наук/ М. С. Снежинская. — Москва, 2019. — 201 с.
  2. Алексеев, В. Музыкальная страна. Рынку стриминговых сервисов в России предсказали четырехкратный рост — URL: https://www.dp.ru/a/2019/05/17/Muzikalnaja_strana__Rinku (дата обращения: 28.04.2020).
  3. Распределение населения по возрастным группам (от 30.08. 2019) — Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/demo14(1).xls (дата обращения: 28.04.2020).
  4. Верник, А. Г. Социальная сеть Youtube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов: дис. … докт. филол. наук/ А. Г. Верник. — Челябинск, 2015. — 177 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, музыкальная индустрия, музыка, сервис, ARPU, высокий спрос, государственная статистика, музыкальный контент, музыкальный сервис, цифровая музыка.


Ключевые слова

медиа, музыкальная индустрия, стриминг, подписка

Похожие статьи

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Развитие, функции и инструменты аудиобрендинга

В данной статье исследуется определение понятия аудиобрендинга, его историческое развитие. Также автор описывает основные инструменты аудиобрендинга и его функции в построении эмоциональной связи между потребителем и брендом.

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на территории Российской Федерации в реалиях 2023 года

В статье рассмотрена тема продвижения бизнеса в социальных сетях, представлены данные статистических отчётов по оттоку и приросту аудитории и контента в социальных сетях в РФ с марта 2022 года, описаны тенденции развития социальных сетей.

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

Возникновение, черты и роль digital-маркетинга в деятельности предприятия

В данной статье будет проанализировано понятие digital-маркетинга, история возникновения данного явления, его характеристики и виды в современном мире, а также роль в деятельности предприятия.

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Эволюция российского рынка маркетинговых исследований

В статье рассмотрена эволюция индустрии маркетинговых исследований в России, проанализированы его основные участники, их специализация, выделены основные тренды развития рынка маркетинговых исследований.

Похожие статьи

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Развитие, функции и инструменты аудиобрендинга

В данной статье исследуется определение понятия аудиобрендинга, его историческое развитие. Также автор описывает основные инструменты аудиобрендинга и его функции в построении эмоциональной связи между потребителем и брендом.

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на территории Российской Федерации в реалиях 2023 года

В статье рассмотрена тема продвижения бизнеса в социальных сетях, представлены данные статистических отчётов по оттоку и приросту аудитории и контента в социальных сетях в РФ с марта 2022 года, описаны тенденции развития социальных сетей.

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

Возникновение, черты и роль digital-маркетинга в деятельности предприятия

В данной статье будет проанализировано понятие digital-маркетинга, история возникновения данного явления, его характеристики и виды в современном мире, а также роль в деятельности предприятия.

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Эволюция российского рынка маркетинговых исследований

В статье рассмотрена эволюция индустрии маркетинговых исследований в России, проанализированы его основные участники, их специализация, выделены основные тренды развития рынка маркетинговых исследований.

Задать вопрос