Ключевые слова: образовательные технологии, модель А. Маслоу, модель получения компетенции, пути получения компетенции, ООД, метаязык, LMS, речевые тренажёры
Анализ модели психики, несмотря на ее кажущуюся простоту, позволяет увидеть интересные закономерности.
Первый вывод — это то, что единственное, чем человек способен управлять и чему его возможно научить, это деятельность и способы ее выполнения. Как показал П. Гальперин, обучение умственной деятельности обязательно включает в себя этап выполнения ее в виде внешних, физически выполняемых действий.
Поэтому получение и усвоение информации — всего лишь промежуточный этап в процессе формирования навыков выполнения определенной деятельности и не должно быть самоцелью учебного процесса, как зачастую происходит.
Второй вывод — мотивация и интерес являются важнейшим компонентом процесса обучения, и без них процесс не может быть эффективным.
Кроме того, поведение человека контролируется сознанием и мышлением лишь в незначительной степени, и есть по крайней мере несколько различных контуров управления поведением, часто неосознаваемых и недоступных для непосредственного воздействия и изменения.
Психика человека — очень сложное и комплексное явление, и любая ее модель, в том числе и самая подробная и сложная, никак не может отразить все ее свойства и обеспечить полное соответствие. Поэтому несколько простых моделей могут принести больше практической пользы, чем попытки создать полную и всеохватывающую модель.
Рассмотрим известные модели получения навыков (компетенции) и отследим пути их получения на модели психики.
Модель получения неосознаваемой компетенции (навыка) обычно приписывается Абрахаму Маслоу, что не верно (рисунок 1). Модель широко известна в среде онлайн-обучения и мотивационных и психологических тренингов. Она структурно тождественна модели психики и непосредственно выводится из нее, и наоборот (рисунок 1).
Рис. 1. Модель получения компетенции (навыка)
1.Человек наблюдает деятельность других людей, но в отсутствии мотивации не осознает потребность в получении такого навыка для себя.
2.Осознание потребности вызывает эмоции и желание этот навык получить.
3.Человек изучает информацию и приобретает знания, что приводит к умению (сознательной компетенции) выполнять нужные действия.
4.Тренировка и практика ведут к образованию навыка, позволяющего выполнять действия без сознательного контроля, автоматически. Практическое применение для реальных задач ведет к улучшению навыка и росту мастерства.
Это классический путь сознательного обучения. Он декларируется в большинстве образовательных систем и организаций, но, к сожалению, при отсутствии мотивации учеников, формальном подходе к предмету обучения и минимуме практики, он вырождается в формальный учебный путь, характерный для официальных образовательных структур (путь 1–3 на рисунке 2, показанный черной стрелкой).
Полученные таким путем знания не подкрепляются практикой, вызывают минимум интереса и не предполагают последующее практическое использование. Поэтому после формальной проверки и получения отметок они обычно очень быстро забываются, и этим все заканчивается.
На рисунке 2 мы можем наблюдать и другие пути, которые приводят к желаемому навыку, и соотнести их с известными или новыми учебными подходами.
Так, прямой путь 1–4 — это путь имитации, подражания, копирования. Весьма простой и эффективный, так как задействует специально существующие для этого механизмы мозга — зеркальные нейроны. К сожалению, он используется в основном только с маленькими детьми и учениками начальных классов. Хотя в некоторых сферах он может давать лучшие и более быстрые по сравнению с теоретическим подходом результаты и для взрослых.
Рис. 2. Пути получения компетенции (навыка)
Путь подражания, усиленный мотивацией и интересом (1–2–4), можно называть моделированием. Он достаточно хорошо представлен в известных классических исследованиях (например, в концепции социального обучения А.Бандуры).
Путь 2–4 — это путь проб и ошибок, возможный при отсутствии источников информации и образца для моделирования. Он же и путь инсайта или озарения при осуществлении новой, ранее не существующей деятельности.
Также на схеме можно наблюдать и более экзотические, но в то же время и более эффективные пути. Например, как в подходе П. Гальперина 2–1–4–3–4: мотивация — демонстрация — самостоятельное выполнение в реальности — проговаривание вслух — проговаривание про себя — полная автоматизация навыка.
Особый интерес представляет путь визуального моделирования (1–2–1–4). При этом словесное, абстрактное описание способа деятельности заменяется схемой, наглядной моделью, которая и выступает в качестве ориентировочной основы осваиваемой деятельности.
Подобный подход в последнее время набирает популярность в связи с развитием компьютерных систем, визуальных интерфейсов, средств визуализации, инфографики и методов визуального мышления.
Литература:
- R. B. Dilts and A. DeLozier, Encyclopedia of Systemic Neuro-Linguistic Programming and NLP New Coding, vol. 1, Scott Valley, CA: NLP Press, 2000, pp. 83–90.
- Педагогическая психология. Учебное пособие: Флинта, Наука; М.; 2011 ISBN 978–5–9765–1011–1
- Robert Frager, James Fadiman «Personality & Personal Growth», 5th ed., 2002