В статье автор разбирает особенности кибервиктимности к кибербуллингу.
Ключевые слова: кибервиктимность, кибербуллинг, жертва, агрессор.
Сегодня Интернет занимает центральное место в жизни многих людей. К сожалению, он не только облегчает их жизни, но и приносит в них новые опасности. Одним из таких негативных явлений является кибербуллинг. В научных исследованиях начала 21 века он описывается как новое явление, однако к сегодняшнему дню он стал обыденностью. Всё больше людей становятся его участниками, принимая на себя роль жертвы, агрессора или наблюдателя. На первый взгляд похожий на классический буллинг, он несёт в себе ряд значимых отличий, что ставит перед психологами новые задачи.
Одной из важнейших является определение характеристики кибервиктимности к кибербуллингу. Понимание психологических особенностей, которые ведут к тому, что человек становится жертвой поможет вовремя диагностировать группы риска и проводить с ними профилактическую работу. Поможет практикующим психологам в работе с лицами уже ставшими жертвами. Как зарубежными, так и отечественными психологами проведено достаточно большое количество исследований, однако до сих пор не сформирована общая теория, основывающаяся на их материалах.
Важным моментом является то, что большинство проведённых исследований направлены на изучение школьного кибербуллинга. Относительно малое же внимание уделяется кибербуллингу между взрослыми людьми [2].
Большинство исследований, посвященных последствиям кибервиктимизации, было сосредоточено на молодежи, обучающейся в 5–12 классах. Среди этих возрастных групп некоторые негативные психосоциальные трудности были связаны с кибервиктимизацией, такие как снижение самооценки, более высокий уровень депрессии, социальное беспокойство и академические проблемы (то есть снижение оценок, повышенное опоздание и пропуск занятий). Исследования показали, что чем выше степень запугивания, тем выше вероятность того, что надругательство над подростком приведёт к проблемам со здоровьем и социальным проблемам. Несмотря на растущий объем доказательств, подтверждающих негативные последствия кибервиктимизации на развитие, меньше информации известно о детях в начальной школе, особенно о детях среднего школьного возраста, по сравнению с поздним детством и ранним и поздним подростковым возрастом [1, 7].
Многочисленные исследования показывают связь между традиционной и кибервиктимностью. Однако, похоже, существуют различия в том, как эти формы издевательств связаны с эмоциональными проблемами у жертв. Немногие исследования посвящены симптомам общей тревоги и депрессии как отдельным переменным при сравнении традиционной и кибервиктимизации. До сих пор неясно, насколько одинаково традиционная и кибервиктимизация связаны с проблемами психического здоровья у жертвы. В этой области требуются дополнительные исследования, в которых сравниваются традиционная виктимизация и кибервиктимизация, а также анализ того, как эти различные формы виктимизации связаны с количеством и типом эмоциональных проблем у жертвы [3, 6].
Большая часть исследований по кибервиктимизации не показывает гендерных различий. Тем не менее, некоторые исследования показывают более высокий уровень кибервиктимизации среди женщин, чем у мужчин.
Важным моментом является то, что кибербуллинг осуществляется проще, чем классический буллинг. Для него не требуется физический контакт, знакомство с жертвой или какие-либо сферы пересечения в реальной жизни. Агрессору достаточно увидеть аккаунт в социальных сетях для того, чтобы начать травлю. Это значительно расширяет круг лиц, которые могут стать жертвами. Но в большинстве случаев достаточно ограничить доступ к своему аккаунту и не проявлять эмоциональных реакций на действия обидчика, чтобы ему это надоело, и он остановил травлю. Поэтому здесь столь важно поведение жертвы, её первичная реакция на кибербуллинг [5].
Кибербуллинг в своих негативных последствиях не уступает классическому буллингу. Он приводит к стрессам, депрессиям, суицидальному поведению. Интернет расширяет возможности агрессора, увеличивает число наблюдателей и на долгие годы сохраняет в себе информацию о событиях. Спустя долгое время жертва может вновь наткнуться на старые сообщения и вернуться в ситуацию кибербуллинга, вновь переживая его негативное воздействие и даже испытывая чувство вины за то, что тогда не смогла защитить себя. Особенно опасным кибербуллинг является потому, что расширяет круг лиц, участвующих в травле. Нередки случаи, когда агрессор взрослый выбирает себе жертву ребёнка [4].
Благодаря исследованиям кибербуллинга становится возможным предотвратить его и минимизировать негативные последствия. Поэтому столь важно не останавливаться на достигнутом и продолжать научную деятельность в этом направлении.
Литература:
- Докучаева Н. В., Сафуанов Ф. С. Особенности личности жертв противоправных посягательств в Интернете / Н. В. Докучаева, Ф. С. Сафуанов // «Психология и право». — 2015. — № 4. — С. 80–93.
- Зинцова А. С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. No 3(35). С. 122–128.
- Aricak T. Cyberbullying among Turkish adolescents. / T. Aricak, S. Siyahhan, A. Uzunhasanoglu, S. Saribeyoglu, S. Ciplak, N. Yilmaz, C. Memmedov // Cyberpsychology and Behavior. Belgium: University of Antwerp. 2009. Vol. 11(8) P. 1–23
- Bauman S. Cyberbullying in a rural intermediate school: anexploratory study / S. Bauman // The Journal of Early Adolescence. 2010. Vol. 30. P. 803–833.
- Dilmac B. Psychological needs as a predictor of cyber bullying: a preliminary report on college students / B. Dilmac // Educational Sciences: Theory and Practice. 2009. Vol. 9. P. 1307–1325.
- Erdur-Baker O. Cyberbullying and its correlation to traditional bullying, gender, and frequent and risk usage of internet-mediated communication tools. / O. Erdur-Baker // New Media and Society. 2010. Vol. 12. P. 109–125.
- Holfield B. The Nature and Frequency of Cyber Bullying Behaviors and Victimization Experiences in Young Canadian Children / B. Holfeld, B. J. Leadbeater // Canadian Journal of School Psychology. — 2014. — No. 4. — P. 1–20.