Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суворкина, Ж. А. Геймификация как средство повышения интереса к обучению у учеников / Ж. А. Суворкина, А. С. Суворкин, А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 526-527. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69565/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье рассмотрена геймификация образовательного процесса, приведены методы по геймификации учебных занятий, проанализированы ее достоинства и недостатки в долгосрочной перспективе.

Если бы преподавателю XX в. сказали, что итоговая контрольная может вызвать у детей бурю положительных эмоций, он наверняка бы сделал недоуменное выражение лица и покрутил пальцем у виска. И был бы несомненно, прав… Однако время не стоит на месте, техники и методики обучения постепенно меняются, трансформируясь под запросы учеников.

В настоящее время более продвинутые преподаватели уже давно внедряют в практику элементы компьютерных игр, делая учебный процесс увлекательным для ребенка.

Вернемся к примеру с итоговой контрольной работой. Предположим, что группа учеников в течение семестра изучала английский язык: пробиралась сквозь «дебри» грамматики, заучивала новые лексические единицы и выводила все это в разговорную речь. Но вот уже не за горами виднеются долгожданные новогодние каникулы, и перед преподавателем встает задача проведения итоговой работы, нацеленной на проверку усвоенного материала. И здесь есть два пути:

 классический вариант — распечатать уже готовые тесты с заданиями по типу «выберите правильный вариант ответа», «раскройте скобки, поставив глагол в нужную форму» и «переведите предложения» и в течение часа смотреть на хмурые и скучающие лица учеников, тщетно пытающихся вспомнить изученные правила;

 геймифицированный вариант — потратить чуть больше времени на подготовку и провести с учениками «урок-бродилку». Итоговый тест будет реализован в форме теста, в котором основной задачей учеников будет, к примеру, помочь эльфам Санта Клауса, затерявшимся в магическом лесу, попасть на последний в этом году Полярный Экспресс до Северного полюса. В ходе квеста ученики будут бродить по классу (от локации к локации), выполнять ряд интересных заданий, в которых на самом деле замаскированы изученные темы, взаимодействовать друг с другом на изучаемом языке и получать «билетики». Для того чтобы помочь эльфам, детям необходимо набрать определенное количество данных «билетиков». Стараясь их заработать, в квест включатся даже те, кто обычно на уроке на все вопросы преподавателя отвечают односложно, а уж грамматику вообще терпеть не могут.

Геймификация в образовании — это применение игровых элементов в процессе обучения, направленное на достижение реальных целей. Контрольная работа, организованная в форме «урока-бродилки», является наглядным примером такой техники.

Геймификация присутствует в большинстве школ страны, но не все преподаватели об этом знают. Школьный год обучения представляет собой игру: в течение года ученик, отвечая на уроках и выполняя домашние задания, получает «очки». В конце года данные «очки» внимательным образом подсчитываются и анализируются, школьники «сражаются с главным боссом» (итоговой контрольной работой за текущий год) и по результатам данного «сражения» либо переходят на новый уровень игры, либо возвращаются к самому ее началу и проходят ее заново, но уже с другими игроками. [2]

Прием геймификации позволяет сделать учебный процесс действительно интересным и повысить вовлеченность всех учеников. Вместо молчаливого «отсиживания» уроков, школьники будут интерактивно взаимодействовать с учителем и друг другом за счет того, что в геймификации обязательно присутствуют нижеперечисленные элементы. [1]

 Динамика: урок представляет собой историю с продуманным сюжетом, который будет развиваться в зависимости от решений, принимаемых учениками. Ощущение причастности ко всем происходящим в истории поворотам не позволит даже самому тихому и скромному ребенку остаться в стороне.

 Мотивация: поскольку в ходе такой игры дети будут приобретать новые навыки, каждое следующее задание должно быть сложнее предыдущего. В противном случае интерес к игре будет потерян.

 Взаимодействие: ученикам необходимо постоянно получать обратную связь от своих одноклассников и преподавателя, чтобы корректировать свои действия и исправлять возникающие ошибки.

Урок, проведенный с элементами геймификации, это мечта любого школьника, нет ни сочувствующих взглядов одноклассников при ответе ученика у доски, ни монотонного рассказа Марии Ивановны. Обучение происходит в комфортной и дружелюбной атмосфере с применением столь любых элементов из компьютерных игр.

На данном этапе следует рассмотреть методы, которые можно использовать в целях геймификации учебного процесса — материализация, поощрение, соперничество. [3]

Поскольку многие люди относятся к классу «кинестетики», в процессе геймификации следует использовать как можно больше осязаемых объектов, что ускорит процесс обучения.

Кроме того, необходимо поощрять учеников. В данном случае речь идет не только за материальное поощрение, получаемое в ходе выполнения тех задач, которые требуют мастерства, но и поощрение самостоятельности со стороны учителя. Не следует стремиться все подробно и в деталях объяснять детям, поскольку важно чтобы они учились на своих ошибках и умели исправлять ошибки других учеников.

В некоторых случаях уместно использование здоровой конкуренции, для того чтобы развивать скорость и тактическое мышление в процессе борьбы со своим соперником.

Из всего вышеперечисленного следует, что геймификация — это техника, значительно улучшающая качество обучения за счет привнесения в скучные серые будни нечто увлекательного и забавного.

Однако все должно быть целесообразно. Не стоит полагать, что геймификация должна присутствовать на каждом уроке, поскольку переизбыток такого инструмента понесет за собой трудно корректируемые последствия.

Среди негативных последствий чрезмерного применение геймификации можно выделить:

 потеря способности концентрироваться на предмете, в случае если школьника никто не завлекает;

 подмена внутренней мотивации на внешнюю, в результате которой у школьника сложится ассоциация «выполнил задание = получил приз», и в случае отсутствия награды ребенок просто не будет работать;

 постоянная конкуренция между учениками может привести к конфликтам за пределами школы. [1]

Литература:

  1. Геймификация: как превратить урок в игру и не перестараться // Мел. URL: https://mel.fm/shkola/6783041-gamification (дата обращения: 01.02.2020).
  2. «Геймифицируй это»: как превратить урок в игру // iSpring. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/gameschool (дата обращения: 01.02.2020).
  3. Никитин С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1159–1162. — URL https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения: 01.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, ученик, задание, игра, итоговая контрольная работа, преподаватель, процесс обучения, ребенок, урок, элемент.


Похожие статьи

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования мотивационн...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявлению детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Похожие статьи

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку з...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования мотивационн...

Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья написана для более глубокого изучения проблем и подходов к проявлению детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации

В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образо...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Задать вопрос