Культурное пространство второй половины ХХ века, в частности «оттепель», характеризуется активизацией лирики, всплеском интереса к ней. Лирические тексты становятся потребностью в высказывании, в выражении духовной жизни человека, его мыслей и чувствований, отношений к переменам, сдвигам и процессам эпохи. Необходимость быть услышанным обусловила распространенность и адресованной лирики.
Ю. М. Гальперин справедливо отмечает: «Нет нужды доказывать, что стихи, посвященные современниками выдающемуся поэту, представляют собой в совокупности ценный материал для понимания взаимосвязей поэта с эпохой и для характеристики самой эпохи в динамике ее мироощущения» [3, с.540].
К диалогической художественной речи, ее взаимодействии в поликультурном мире, функционировании в тексте в своих работах первым обратился М. М. Бахтин [2].
Адресованная лирика — все те тексты, которые написаны с установкой на диалог с адресатом.
В словаре «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий» «адресат» представлен как «воспринимающая инстанция дискурса, коррелятивная инстанции адресанта («отправителя» текста). В первичных речевых жанрах фигура А. совпадает с реальным «получателем» — участником единичного коммуникативного события высказывания; однако в произведениях идеологических (в частности, литературных) она является позицией миропонимания, уготованной для каждого потенциального реципиента — позицией «разных степеней близости, конкретности, осознанности» [1, с.337].
Адресованная лирика,основывающаяся на диалогизации художественной речи, — это лирика, в которой апелляция к адресату имеет не только декларативно подчеркнутый характер, но и выступает как предмет непосредственного изображения в произведении. Иначе говоря, в данном типе лирики адресат выступает не как внешнетекстовая семантическая величина (потенциальный читатель), а как внутритекстовый образ, воображаемый собеседник, в форме обращения к которому автор выстраивает свое стихотворное произведение.
Выделяются два главных аспекта поэтического диалога. С одной стороны, адресованная лирика рассматривается как обращение к имплицитному адресату, что, в первую очередь, подразумевает под собой диалог с читателем; с другой, является следствием диалога, в который говорящий или пишущий вступает с конкретной личностью.
Главные признаки адресованной лирики нами понимаются в обращенности стихотворения, то есть наличии адресата и адресанта в поэтическом диалоге либо посвященности определенному лицу, а также в коммуникации с этим лицом. К стратегиям выстраивания коммуникативного диалога относим и заимствование строк поэтического произведения одного писателя в качестве эпиграфа у другого.
Как было отмечено, XX век, особенно его вторая половина, отличается всплеском адресованной лирики. В диалог с современниками или «старшими адресатами» вступали многие писатели той эпохи. Остановимся на поэтах 1960–1980-х гг.
Так, например, Д. С. Самойлов большое количество стихотворений посвятил поэтам XX века, в числе которых Игорь Северянин, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Арсений Тарковский. Поэт не просто апеллирует к ним и к их творчеству, он напрямую обращается к этим поэтам, вступая с ними в диалог.
Марине Ивановне Цветаевой Самойлов посвящает трехчастное стихотворение «Марине Цветаевой» (1947). Для Самойлова Цветаева — целая эпоха поэзии, в третьей части он пишет: «Ты, Марина, — комета / В полете ее непрямом». Первая часть стихотворения «Марине Цветаевой» сразу же обосновывает желание поэта и цель его обращения к ней: «Я хочу, чтобы ты повторилась!». Самойлов создает сложный, глубокий и противоречиво антитезисный образ по отношению к самому себе:
Пограничные полосы,
Иноземные грады. –
Мы различные полюсы,
Между нами — разряды.
Литературоведы Н. Лейдерман, М. Липовецкий отмечают, что в творчестве Д. Самойлова присутствует ахматовский интертект. Ей посвящены такие стихотворения, как «Ах, наверное, Анна Андреевна», «Смерть поэта», «Ночной гость» (где переплетаются пушкинский и ахматовский контектсы), «Получил письмо издалека» и др. В стихотворении «Ах, наверное, Анна Андреевна» Д. С. Самойлов вступает в поэтический и творческий спор с Ахматовой:
Ах, наверное, Анна Андревна,
Вы вовсе не правы.
Не из сора родятся стихи,
А из горькой отравы,
А из горькой и жгучей,
Которая корчит и травит.
И погубит.
И только травинку
Для строчки оставит.
Основная задача лирического обращения заключается не только в передаче душевных переживаний автора и его мировоззренческих установок читателю, но и в обозначении литературных ориентиров поэта, их сверке, а также в «примеривание» адресата под чью-либо литературную «личность», в стилизации творчества и в желании автора встроить себя в ту традицию, которая задана «старшим адресатом».
Конечно, важным оказывается изучение векторов и способов взаимодействия авторов: личные знакомства, дружеские связи и т. д. Без выявления этих отношений анализ «адресованной лирики» будет не полон.
Подводя итог, отметим, что особенности «адресованной лирики» второй половины XX века выражаются в обращении к имплицитному адресату, адресация является следствием диалога, в который говорящий или пишущий вступает с конкретной личностью, и в обозначении литературных ориентиров поэта. Выбор того или иного средства выражения в лирическом дискурсе зависит от авторского замысла.
Литература:
- Бахтин, М. М. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий» / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко — Москва: Издательство Кулагиной, 2008. — 358 c. — Текст: непосредственный.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 5 т. М.: Языки русской культуры, 1996 Т.5 Работы 1940-х начала 1960-х годов. С. 159–206.
- Гальперин, Ю. М. Блок в поэзии его современников // Литературное наследство / Ю. М. Гальперин. 1982. Т.92. № 3 — С.540–597 — Текст: непосредственный.
- Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: учеб. пособие для филологич. спец. В 2т. Т. 2: 1968–1990. М.: Академия, 2003
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1972