В статье содержится актуальная информация о государственной поддержке инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России, раскрывается сущность и мероприятия в рамках поддержки МСП для развития инноваций в Российской Федерации.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инновация, инновационная деятельность, государственная поддержка.
Развитие малых и средних предприятий становится одним из приоритетов экономической реформы и модернизации. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в России», раздел 22, относится к поддержке малого и среднего бизнеса в сфере инноваций в промышленном производстве [1, с. 28]. Выделяется разработка инновационных мер, направленных на повышение конкурентоспособности производства.
Основная часть инновационных мероприятий малого бизнеса сосредоточено на машиностроении и металлообработке, химической, текстильной, пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Приоритетным направлением инновационной деятельности для малых и средних предприятий является приобретение современной техники и оборудования.
Ряд мер, которые устраняют барьеры для эффективного и динамичного развития стартапов малого и среднего предпринимательства, должен охватывать ключевые области и аспекты деятельности [2, с. 89]:
− предприниматели и предприятия участвующие в развитии национальной экономики должны иметь целевую поддержку;
− исключение бюрократических ограничений и поддержание разработки результативной налоговой политики;
− экономическая и правовая среда должна сопровождать развитие предпринимательства в инновационной деятельности;
− развитие малых и средних предприятий требует высокой степени профессионализма, квалификации работников и их активного участия в производственном процессе;
− приоритетное направление отдается инновациям, при создании и реализации предприятий.
Развитие инновационных малых и средних предприятий сильно зависят от очевидных и постоянных действий государственных и муниципальных политиков и предпринимателей, эти действия направлены на стимулирование производства [4, с. 142].
Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационной и продуктивной компании должны быть системными, комплексными. Становление и рост только что созданных малых предприятий будет во многом отталкиваться от создания выгодных обстоятельств для выхода на рынок, где органы власти проводят защитную политику в отношении продукции, товаров и услуг, производимых местными предпринимателями.
Поддержка инновационной деятельности со стороны государства — это необходимость, которая объединяет в себе мероприятия по внедрению необходимых юридических, экономических и организационных условий, стимулированию инновационной деятельности физических и юридических лиц. Осуществляется такая поддержка не только органами государственной власти РФ, но и на уровне субъектов государственной власти РФ.
Государственная поддержка может осуществляться в следующий формах [3, с. 44]:
− при уплате налогов, сборов, таможенных пошлин государство предоставляет льготы;
− оказание услуг образования;
− оказание поддержки в информационных вопросах;
− проведение консультаций и помощь в сборе пакета документов;
− стимулирование потребителей на приобретение инновационной продукции;
− предоставление финансовой поддержки в форме грантов, субсидий, кредитов и т. д.
− разработка целевых государственных программ, подпрограмм и мероприятий;
− экспортная поддержка;
− развитие инфраструктуры;
− не противоречащие законодательству РФ другие формы поддержки.
Государственная поддержка финансирования инноваций обеспечивается Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации с учетом принципов поддержки со стороны государства.
Ряд организационных мер для поддержки инноваций включает в себя:
− создание организаций, которые предоставляют вспомогательную инфраструктуру и вспомогательную деятельность для МСП, включая технопарки, центры коммерциализации технологий, инновационные технологические и научно-производственные организации;
− поощрение патентов на изобретения, сервисные модели, промышленные модели и других научных достижений, а также поддержка государственной регистрации других результатов интеллектуальной деятельности, созданных МСП;
− создание условий для привлечения МСП к заключению субподрядных договоров в сфере промышленных инноваций и производства;
− создание акционерных фондов с резервом инвестиций и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Среди всего вышеперечисленного стоит выделить области для поддержки запуска инновационных малых предприятий и существующих инновационных предприятий.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, разнообразие форм поддержки и количество ресурсов поддержки впечатляют. Цели поддержки разнообразны и всеобъемлющи. В то же время поддержка включает не только приоритетные виды экономической деятельности. Во-вторых, предпринимаются усилия по созданию многоканальной системы поддержки, и создаются необходимые институты развития. Инфраструктура государственной поддержки развивается. Акцент делается не только на финансовую поддержку, но и на имущество, консультации, инновационное и легальное производство.
Литература:
- Бусов В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. М.: Юрайт, 2013. 430 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
- Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2010. 520 с.
- Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 495 с. (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
- Romanova O., Arkhangelsky V., 2010. Effectiveness of small and average industrial business. Preprint. Ekaterinburg. Institute of Economics UB RAS.