Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в школе.
Ключевые слова: художественное мышление, творческие способности, креативное мышление, педагогическая стратегия.
Введение
Школьное образование является важным звеном в становлении личности, формировании мировоззрения, развитии потенциала, способностей и навыков. Под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность личности, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладеть умением обосновывать, доказывать определенное положение, делать широкие обобщения [1]. При этом важной особенностью школьного образования (или в целом, становления личности в разрезе возрастных категорий) следует отметить постепенное развитие абстрактного и образного мышления, общей мыслительной деятельности.
Одним из важных компонентов мыслительной деятельности является процесс художественного мышления. Согласно определению [2], художественное мышление представляет вид духовной деятельности, направленной на создание, а также на восприятие и понимание произведений искусства, проявляя высший уровень художественного сознания.
Главной задачей художественного мышления является формирование художественных образов действительности в сознании автора, а также их воссоздание в сознании потребителей произведения. Художественное мышление протекает во взаимодействии с другими формами художественного сознания и действует на всех стадиях творческого процесса, начиная с накопления жизненных впечатлений, до воплощения замысла в материале.
Процесс художественного мышления основан на творческом процессе: в нем четко отражается процесс поиска и нахождения идеи, развития этой идеи, созидания вокруг идеи и, наконец, обмена опытом и осмысления/размышления. Этот процесс совокупно связан со стратегией, позволяющей помочь учащимся ориентироваться на каждом этапе процесса, и тактикой, ведущей к осуществлению стратегии и конечной цели процесса художественного мышления. Основываясь на педагогический контекст, авторами предложена методика определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей учащихся как средства развития их художественного мышления.
Стратегия итактика вформировании творческих способностей учащихся
Стратегия (др.-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека [9]. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов). Тактика — это инструмент достижения поставленных целей, согласованный с общей стратегией и являющийся ее частью.
С точки зрения педагогики тактика представляет собой систему педагогических воздействий, выстраиваемую соответственно частной, конкретной задаче данного взаимодействия в данной совместной с учащимися деятельности. Стратегия выстраивается тактически, через конкретные сиюминутные действия, а стратегическое решение опосредуется тактическими решениями [3]. При такой трактовке тактическая сторона деятельности касается момента «здесь и сейчас» обретаемых воспитательных результатов — не конечных, не итоговых, даже не устойчивых, но частных, поэлементных, пошаговых — как слагаемых проецируемого общего результата, а педагогическая технология обеспечивает тактику, снабжая профессионала арсеналом тактических операционных решений.
Педагогика, как известно, отражает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования [10]. Объектом педагогики является сознательный и целенаправленный процесс воспитания, при котором явления действительности обусловливают развитие человеческого индивида: такое «сложное единство науки и искусства», по мнению авторов, можно отождествить с понятием стратегии формирования тех особенностей личности, на которые направлены цели и результаты образования, а с помощью средств и инструментария (тактических приемов, подходов) педагогической теории — содействовать становлению личности в различных областях, формах и способах образования. Такую позицию целесообразно продемонстрировать через понятие творческой познавательной деятельности — процесса усвоения теоретического материала и выполнение заданий по применению знаний на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, как результатов, так и способов, процессов деятельности [4]. Творческая познавательная деятельность ученика — это высшая форма их самостоятельной деятельности, предполагает, что на основе заданных условии, границ, фактического материала, результатов наблюдении и пробных действии ученики могут выполнить самостоятельно: формулировать определения; давать характеристику структурных единиц знаний объектов, объяснять процессы и явления, законы и свойства; применять в новых условиях имеющиеся знания и навыки умения. Здесь наблюдается интересная зависимость, заключающая в том, что чем меньше информации получает от учителя ученик в учебном процессе, тем больше самостоятельности он должен проявить в решении проблемы т. е., должен быть выше уровень его активности [5].
С теоретической точки зрения описание и объяснение познавательных (когнитивных) основ художественного мышления остается труднодостижимой целью для исследователей [6,7]: как таковой, художественный процесс описан на основе множества подходов со стороны исследований творческого мышления (обзор этих исследований выходит за рамки данной статьи). Результаты этих исследований повлияли и продолжают влиять на художественное образование, так в основе обучения художественности как части искусства необходимо не только понимание процессов и результатов обучения, но и современные теории в отношении подходов, взглядов, основанных на практике современного художественного мышления, которое выступает как симбиоз искусства и науки познания, для выявления особенностей которой требуются отдельные исследования. Для этих целей авторы предлагают использовать модель (рис. 1), которая рассматривает вопрос взаимодействия творческого процесса и его результата (результата обучения), определяя художественное мышление как переход к познавательной деятельности учащихся, познанию как отдельному наиболее значимому компоненту мышления.
Рис. 1. Модель для методики формирования творческих способностей исходя из стратегических и тактических целей
Фундаментальная роль образования заключается в том, чтобы «вооружить» обучаемого теми компетенциями, которые ему нужны и/или будут необходимы для достижения успеха в обществе. При этом, по мнению многих исследователей (к примеру, [7,8]), креативное мышление является необходимой компетенцией для развития современной молодежи: именно креативное мышление может помочь им адаптироваться к постоянно и быстро меняющемуся миру, в котором требуются люди, обладающие навыками новых технологий (цифрового общества, информационного многообразия, возможностей 21-го века, которые даже трудно было себе представить), а также учитывая, что сегодняшние школьники завтра будут заняты в секторах экономики или общественного и государственного строительства, создавая новое и решая новые проблемы.
С другой стороны, обучение креативному мышлению — это и есть создание основ художественного мышления, при этом эти два понятия тождественны. Важность формирования (воспитания) творческого мышления в школе определена ролью образования в оказании поддержки учащимся в раскрытии, развитии и определении их талантов. Школа, таким образом, играет жизненно важную роль, заставляя детей чувствовать, что они являются частью общества, в котором живут, и что у них есть способствующие развитию творческие ресурсы.
Педагогический интерес представляет изучение возможностей того, каким образом творческое мышление может стать средством для понимания, осмысления тематических понятий урока в контексте заранее определенных целей обучения, при этом для повышения мотивации и интереса учащихся, необходимо разработать новые формы обучения, которые «взаимодействуют» с творческой стороной и творческим потенциалом всех учащихся. Такое развитие может особенно помочь тем ученикам, которые проявляют мало интереса к школе, и направлять их к выражению своих идей и реализации своего потенциала.
Заключение
Для некоторых учителей развитие навыков творческого мышления учащихся может показаться отвлечением от других задач в учебной программе. На самом деле учащиеся могут творчески мыслить в самой постановке понятийного аппарата урока, а креативное мышление может развиваться при содействии приобретению знаний о содержании той или иной темы посредством подходов, которые поощряют учащихся к изучению, обнаружению связей, и т. п. Важная роль учителя при этом — понимать, как можно распознать творческое мышление, обстоятельства, которые содействуют ему, и как они могут эффективно направлять учащихся на то, чтобы стать более креативными в своем мышлении. Лучшее понимание того, как развивается творческое мышление, может, в свою очередь, мотивировать учителей к постепенному накоплению навыков и «инкубации» творческих идей в процессе обучения. В дальнейших работах авторы планируют рассмотреть более детально предложенную модель, разработку методики и ее апробации для организации отдельных уроков по литературе в средней школе.
Литература:
- Джартыбаева Ж. Д. Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования. Автореф. дис. канд.пед.наук/ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–01
- Краткий словарь по эстетике/https://esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html
- Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. Уч. для вузов- М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Соколов В. И. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-М.: Аспект Пресс, 1995–255с.
- Жумагазина А. С. Художественное мышление как важная часть творческого процесса/Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 363–365. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11812/ (дата обращения: 25.04.2020).
- Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пос. для вузов -СПб.: Речь, 2005. — 317 с.
- Moraisa M. F., Azevedob I. What is a Creative Teacher and What is a Creative Pupil? Perceptions of Teachers/ Procedia Social and Behavioral Sciences 12 (2011) рр.330–339.
- PISA2021: Creative Thinking Framework. Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA 2021: Third Draft/OECD, April 2019.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/стратегия
- https://ru.wikipedia.org/wiki/педагогика