В статье автор выявляет основные тенденции экономической преступности в Европе, проводит анализ активизации теневого сектора алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе, определяет эффективность государственных механизмов по предотвращению и борьбе с последствиями неформальной экономики в Евросоюзе.
Ключевые слова: Европейский союз, контрафакт, контрабанда, теневая экономика, политико-правовые механизмы.
Введение. Теневой оборот табачной и алкогольной продукции представляет собой особое направление государственного регулирования. Табачная и алкогольная продукция являются наиболее частыми товарами контрафактного оборота. Важно также подчеркнуть, что табачную и алкогольную продукцию часто относят к товарам низкой эластичности, а алкогольную продукцию к товарам неэластичного спроса. Следовательно, потребительский спрос на данную продукцию является очень устойчивым, что свидетельствует о прочных тенденциях потребления данной продукции и усиливает степень ее востребованности в обществе.
Актуальность выбранной темы заключается в значении сектора табачной и алкогольной продукции для государства. Указанные товары подразумевают особый вид налогообложения, а следовательно, при переходе производителей алкоголя и табака в ненаблюдаемую экономику, государство значительно не дополучает налоговые сборы с производителей и не выполняет государственный бюджет.
Объектом исследования является теневой оборот алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе. Предметом исследования являются особенности теневого оборота табачной и алкогольной продукции в государствах Европейского союза.
Целью данной статьи является определение и систематизация основных политико-правовых механизмов Европейского союзе в сфере снижения активности производителей контрафактной алкогольной и табачной продукции.
Источниковую базу исследования составили следующие нормативно-правовые акты Европейского союза: Директивы ЕС «О гармонизации структуры акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «О гармонизации ставок акцизов на алкоголь и алкогольную продукцию», «Об определении общих положений касательно товаров, облагаемых акцизами» от 2014 г. [1]; аналитические данные международных организаций таких, как ОЭСР [2], аналитические справки международных консалтинговых агенств, таких, как “Eurogroup Consulting and Sovereign Border Solutions” [3].
Степень изученности данной темы отмечена в работах зарубежных экономистов, занимающихся проблемами теневой экономики, таких, как Ф. Шнайдер [4] и Д. Эсте [5], а также Д. Кауфмана [6]. Проблемы неформальной экономики, в частности теневого оборота алкогольной и табачной продукции, отмечаются в работах российских экономистов: Д. Г. Ломсадзе, Д. А. Ендовицкий [7], Е. О. Дедюриной [8], а также ученых-юристов: Е. М. Журавлевой [9], К. А. Бякишевой [10].
Факторы распространения контрафактной продукции вЕвропе. Прежде, чем переходить к рассмотрению правовых механизмов борьбы с распространением контрафакта в ЕС, необходимо определить причины данного феномена, приведя конкретные примеры.
Пример 1. В Восточной Европе феномен теневой экономики во многом объясним долговременным функционированием в данных странах административно-командной экономической системы, в то время как через границу существовали рыночные системы, с характерным для них переизбытком продукции. Следовательно, данный избыток товаров нелегальным образом попадал в страны с командной экономикой. Более того, бывшие страны социалистического лагеря претерпели радикальные экономические преобразования, а следовательно, в связи с трудностями приспособления к новым общественным реалиям производители и участники товарообмена стали уходить в «тень». Радикальные экономические преобразования 1990-х привели к глубокому экономическому кризису, условия которого вынуждали предпринимателей вести нелегальную экономическую деятельность, во-первых, чтобы не разориться, а во-вторых, многие люди видели в этом единственный источник заработка на жизнь.
Пример 2. Чем выше налоги в одном государстве и ниже в стране по соседству, тем более активно ведется между ними теневой оборот продукции: распространяются такие явления, как контрабанда. Так, ярким примером являются случаи теневой торговли между Финляндией и Россией при высоких налогах в Финляндии, высоких размерах акцизных сборов и значительно более низких тех же показателях в России. Или же можно упомянуть теневой оборот табачной продукции между Литвой и ЕС, Республикой Беларусь и ЕС, Украиной и ЕС. Так, по европейским стандартам некоторые виды табачной продукции просто запрещены в странах Евросоюза, что открывает новые возможности для контрабанды. Таким образом, любые подобные запреты усиливают перспективы активизации теневого оборота в данном секторе. Возможно, в целях предотвращения данных тенденций, следует обратить внимание на политику федеральных штатов США, где борьба с источниками, посягающими на критерий американского законодательства «public health”, осуществляется посредством их легализации (наркотические средства) [11].
Механизмы ЕС по предотвращению оборота контрафактной иконтрабандной продукции. Данный раздел посвящен анализу нормативно-правовой базы Европейского союза в области контроля за теневым оборотом табачной продукции. Приводятся нормативно-правовые акты ЕС, затрагивающие данную проблему, проводится их систематизация и краткий анализ.
Прежде всего, необходимо представить основные направления логистики контрафактной табачной продукции в Европе. Существуют два ключевых направления. Во-первых, крупнейшим является поставка нелегальной табачной продукции через Албанию. Продукция, изготовленная в Афганистане, Юго-Восточной Азии поставляется в Европейский союз и реализуется через сеть криминализированной экономики Албании. Во-вторых, не менее крупным регионом источником поставок нелегальной табачной продукции является Прибалтика, в частности Литва, которая представляет собой транзитную зону для поставок табачной продукции, произведенной в Беларуси и реализуемой в Европе по низким ценам [12]. Третье ключевое направление для рынка нелегальной табачной продукции обозначается как марокканское [13]. Также стоит отметить Турцию как важного дистрибьютера и транзитную зону контрафактных табачных изделий. Турецкий маршрут реализации табачного контрафакта включает балканские страны, при этом нелегальная табачная продукция поставляется в Европейский союза через Турцию наряду с партиями наркотических изделий из Ирана и Афганистана. Так, крупные перевозки контрабандных табачных изделий, осуществлявшихся по данному направлению, изымались по пути из Ирана в Украину и Молдову через Армению, затем в Европейский союз [14].
При анализе поставок нелегальной табачной продукции в период за 2011–2019 гг., согласно данным Евромониторинга, Нидерланды и столица Амстердам являются важнейшей транзитной точкой контрабандной табачной продукции в ЕС. На карте отчетливо прослеживается центральной положение Амстердама в реализации данной продукции. Следовательно, столицу Нидерландов с крупнейшей легальной торговой площадкой по продаже табака можно также охарактеризовать как общеевропейский центр сделок по обороту нелегальной табачной продукции [15].
В целях защиты финансовых интересов государств — членов ЕС. Европейская комиссия приняла решения об активизации борьбы с незаконной торговлей табачными изделиями. Важным юридическим событием в данной сфере стало вступление в силу в 2014 г. Директивы ЕС о табачной продукции, которой предусмотрено введение с 2019 г. системы отслеживания и прослеживания табачным изделий и элементов защитной маркировки [14].
В качестве примера может быть приведены следующие факты. Меры по борьбе с незаконной торговлей получили дальнейшее развитие благодаря заключению имеющих обязательную юридическую силу соглашений между Европейским Союзом и крупнейшими транснациональными табачными компаниями, например, «Филипп Моррис» [14].
Филип Моррис Интернэшнл (PMI) был первой компанией, заключившей соглашение с ЕС в 2004 году в обмен на сокращение членства в Европейской комиссии [15]. Соглашение обязывало компанию утверждать подрядчиков и предоставлять на таможне информацию, чтобы последняя могла напрямую отследить любую контрабандную продукцию.
Европейская комиссия имеет ряд рекомендаций по проведению политики в области снижения уровня теневого оборота алкогольной продукции. Так, в их число входят все нижеперечисленные. Во-первых, Европейская комиссия утверждает, что минимальные налоговые ставки для алкогольной продукции должны пропорционально увеличиваться темпам инфляции. Во-вторых, государствам-членам ЕС рекомендуется проводить гибкую налоговую политику в области контроля за оборотом алкогольной продукции на собственных национальных рынках. Их усилия должны быть направлены на решение таких проблем, как чрезмерная маркетинговая привлекательность алкогольной продукции, особенно для молодежи. В-третьих, Европейская комиссия рекомендует странам-членам ЕС маркировать алкогольную продукцию в соответствии со страной происхождения товара и во всем последующем логистическом процессе. В-четвертых, государствам-членам Европейского союза следует регулировать размер трансграничных покупок и в более строгом порядке регулировать налоги на алкогольную продукцию.
В заключение следует сказать, что, основываясь на вышеизложенных фактах, теневой оборот алкогольной и табачной продукции в Европейском союзе действительно является важной проблемой для государств-членов ЕС. Сложность контроля за транзитом незарегистрированной продукции во многом обуславливается неевропейским происхождением поставляемых в ЕС товаров, их транспортировками, в первую очередь, из экономик стран Азии.
Развитая система политико-правовых мероприятий в Европейском союзе по снижению активности теневого оборота табачной и алкогольной продукции объясняется социально-экономической стратегией “public health”, которой руководствуются многие государства-члены ЕС, и по проблеме которой наблюдается увеличение количества судебный решений, в частности, выносимых Европейским судом за последние два десятилетия.
Приведенные механизмы Европейского союза по сдерживанию нелегального оборота алкогольной и табачной продукции в малой степени влияют на снижение контрафактной деятельности в данной сфере. Во многом это объясняется указанным выше разнообразием методов и средств производетелей контрафактной продукции по избеганию государственного регулирования. Следовательно, данные правовые коллизии представляют особое значение для руководства Европейского союза и национальных государств по снижению активности контрафактного производства и реализации нелегальных товаров алкогольной и табачной продукции в ЕС. В данной связи, существование подобных правовых коллизий в области контроля неформальной экономики обозначает значительное количество нерешенных руководством ЕС вопросов по данной проблеме.
Литература:
- The Protocol to Eliminate Illicit Trade in Tobacco Products. Fifth session of the Conference of the Parties (COP) to the WHO FCTC. — Seol, Korea. — 2012. — 12 Nov.
- OECD. The Economic Impact of Counterfeiting and Piracy // Executive Summary. 2007.
- Analysis and Feasibility Assessment Regarding EU systems for Tracking and Tracing of Tobacco Products and for Security Features. Final Report. № EAHC / 2013 / Health / 112013 / S 068–112544. — Eurogroup Consulting and Sovereign Border Solutions. — 2015. — March. — 301 p.
- Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики во всём мире. — URL: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2–18.shtml.
- Friedman, E., S. Johnson, D. Kaufman and P. Zoido-Lobaton (2000), ‘Dodging the grabbing hand: the determinants of unofficial activity in 69 countries’, Journal of Public Economics, 76: 459 p.
- Ендовицкий Д. А., Ломсадзе Д. Г. Теневая экономика Европы и России: проблемы и пути решения: Монография / Д. А. Ендовицкий, Д. Г. Ломсадзе. — Воронеж: Издательство ООО «РИТМ», 2019. — 56 с.
- Ломсадзе Д. Г., Дедюрина Е. О. Актуальный проблемы теневой экономики: опыт ЕС по борьбе с контрафактной продукцией и возможность его адаптации в России: Монография / Ломсадзе Д. Г., Дедюрина Е. О. — Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. — 164 с.
- Журавлева Е. М., Яни П. С. Контрабанда: объект, момент окончания преступления // Российская юстиция. 2005. № 11.
- Бякишев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2007.
- Почс Р. Оценка компонентов теневой экономики и их объектов в Латвии // Латвияс Венстнесис. 2015.
- Euromonitor International, Illicit Trade. In: Global Report: Tobacco –World, 2008.
- The Protocol to Eliminate Illicit Trade in Tobacco Products. Fifth session of the Conference of the Parties (COP) to the WHO FCTC. — Seol, Korea. — 2012. — 12 Nov.
- Joossens L., Merriman D., Ross H., Raw M. How eliminating the global illicit cigarette trade would increase tax revenue and save lives. Paris: International Union Against Tuberculosis and Lung Disease, 2009.
- Edward P. Richards. Public Health Law as Administrative Law: Example Lessons / Edward P. Richards. — Maryland: Example Lessons, 2007. — 29 c.
- OECD/EUIPO (2017), Mapping the Real Routes of Trade in Fake Goods, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/9789264278349-en