Обязательное пенсионное страхование как граница достойных пенсий в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Никитин, В. В. Обязательное пенсионное страхование как граница достойных пенсий в Российской Федерации / В. В. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69625/ (дата обращения: 18.12.2024).



В наши дни часто звучит формулировка «Достойная пенсия», которую надлежит зарабатывать всем, кто хочет получать эту пенсию в старости. Но почему же страховые пенсии сегодня все еще далеки от понятия «достойные».

Система формирования пенсионных прав в нашей стране базировалась на начислении и уплате страховых взносов по результатам работы каждого гражданина. С 1991 года, т. е. с года, когда начал функционировать Пенсионный фонд Российской Федерации, до 31 декабря 2001 года, вся страховая система фонда была незаметной и понятной, пожалуй, лишь самому Пенсионному фонду.

К концу 2001 года все работающие граждане уже были застрахованы в системе индивидуального (персонифицированного) учета, имели при себе страховое свидетельство государственного (позже — обязательного) пенсионного страхования, но с трудом понимали, что это за система. Понимание пришло с 20.12.2001 года, когда в законную силу вступил закон от 18.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Принципиально новая система обязательного страхования обозначила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете [2, ст.3].

Нормами рассматриваемого закона стали определяться размеры для начисления и уплаты страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, которые рассчитывались от начисленной заработной платы или как ее называют в народе — «белой зарплаты». Обязательства по уплате этих средств возложены на организации, осуществляющие выплату заработной платы своим сотрудникам. Но, исходя из статьи 22 рассматриваемого закона, можно сказать, что страховые взносы в пользу застрахованных лиц начислялись и уплачивались исходя из величины всей заработной платы работника за календарный год. Это говорит о том, что вся заработная плата влияла на величину будущей пенсии.

В статье будут рассматриваться показатели по общим основаниям.

Таблица 1

Распределение страховых взносов для определенной возрастной группы впериод с 2002 по 2004 годы

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1965 года рождения и старше

Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин 1956 по 19674 год рождения

На финансирование страховой части трудовой пенсии[1]

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 100 000 руб.

14,0 %

0,0 %

12,0 %

2,0 %

От 100 001 до 300 000 рублей

7,9 %

0,0 %

6,8 %

1,1 %

От 300 001 до 600 000 рублей

3,95 %

0,0 %

3,39 %

0,56 %

От 600 001 рубля

Страховые взносы не начислялись и не уплачивались

Таким образом, максимально возможный размер страхового взноса для рассматриваемой категории граждан 41 650 рублей для тех, у кого формировалась только страховая часть и 35 770 рублей + 5 880 рублей для лиц, у которых формировалась страховая и накопительная части.

Таблица 2

Распределение страховых взносов для лиц 1967 года рождения имоложе впериод с 2002 по 2009 годы

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

2002–2003 годы

2004 год

2005 год

2006 -2009 годы

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 100 000 руб.

11,0 %

3,0 %

10,0 %

4,0 %

9,0 %

5,0 %

8,0 %

6,0 %

От 100 001 до 300 000 рублей

6,21 %

1,69 %

5,64 %

2,26 %

5,08 %

2,84 %

4,5 %

3,4 %

От 300 001 до 600 000 рублей

3,1 %

0,85 %

2,82 %

1,13 %

2,54 %

1,41 %

2,26 %

1,69 %

От 600 001 рубля

Страховые взносы не начислялись и не уплачивались

Таким образом, максимально возможный размер страхового взноса для рассматриваемой категории граждан составлял: в 2002–2003 годах — 32 720 рублей + 8 930 рублей; в 2004 году — 29 740 рублей + 11 910 рублей; в 2005 году — 26 780 рублей + 14 870 рублей; в 2006–2009 годах — 23 780 рублей + 17 870 рублей.

Приведенные данные наглядно отражают тот факт, что все страховые взносы учитывались на лицевых счетах застрахованных лиц в целях формирования пенсионных прав.

Серьезные изменения прошли в пенсионном законодательстве в 2010-м году, когда в законодательство была внесена новая часть тарифа страхового взноса — солидарная. Тогда же значительно возрос тариф страхового взноса и стал составлять 26,0 % от суммы начисленной заработной платы. Однако на лицевой счет в части, касающейся формирования пенсионных прав, стала учитываться сумма, исчисленная от 16,0 % тарифа. Оставшиеся 10,0 % в лицевом счете не отражались.

Редакцией 24 рассматриваемого закона было внесено определение солидарной части.

Солидарная часть тарифа страховых взносов — часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере[2] трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ранее базовая часть пенсии финансировалась из государственного бюджета.

Равно как и ранее, законодательно предусматривалась предельная база для начисления страховых взносов. Но в отличие от предыдущих лет, когда достижение максимальной базы не предусматривало начисление и уплату каких-либо страховых взносов, теперь, с введением солидарной части, страховые взносы продолжают начисляться и уплачиваться.

Таким образом, в пределе базы для начисления страховых взносов, стал выделяться тариф для финансирования солидарной части. А при достижении порога предельной базы — предусмотрено только формирование солидарной части (без ограничения по сумме), без страховой и накопительной.

Если размер страховой части напрямую влияет на размер будущей пенсии, то величина солидарной части — никак не может влиять на величину фиксированной выплаты, т. к. ее размер устанавливается в твердой денежной сумме. До 2018 года фиксированная выплата к страховой пенсии индексировалась в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. С 20109 года величина этой выплаты определена до 2024 года включительно.

Таблица 3

Размер фиксированной выплаты кстраховой пенсии по старости [3, п. 8, ст. 10]

Дата, скоторой устанавливается новый размер фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты (руб.)

с 01.01.2019

5 334,19

с 01.01.2020

5 686,25

с 01.01.2021

6 044,48

с 01.01.2022

6 401,10

с 01.01.2023

6 759,56

с 01.01.2024

7 131,34

Исходя из этого видно, размер сформированной по системе обязательного пенсионного страхования солидарной части — никак не влияет на величину расчетной части пенсионного обеспечения.

Таким образом на основании вышесказанного можно сделать вывод, что система обязательного пенсионного страхования не дает возможности застрахованному лицу сформировать достойную пенсию, основанную на результате его трудовой деятельности, ввиду того, что сами правила учета страховых взносов ограничивают работников в их правах, как со стороны предельной базы, так и со стороны формирования солидарной части тарифа. Это позиция представляет собой уравнительную систему, которая работает сегодня для того, чтобы граждане получали пенсии в относительно одинаковых размерах.

Пенсионная система однозначно нуждается в исправлениях, которые должны находиться на стороне интересов будущих пенсионеров.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
  4. Интернет-сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: www.pfrf.ru

[1] Здесь и далее – с 2015 года формулировка «Трудовая пенсия» изменена на «Страховую пенсию» - Примечание автора

[2] Здесь и далее – с 2015 года понятие «Базовая часть пенсии» изменена на «Фиксированную часть к страховой пенсии» - Примечание автора

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая пенсия, страховая часть, накопительная часть, обязательное пенсионное страхование, солидарная часть, фиксированная выплата, начисление страховых взносов, Российская Федерация, финансирование, предельная база.


Задать вопрос