На
обложке изображен Николай Александрович
Бердяев (1874–1948), русский религиозный и политический философ,
представитель русского экзистенциализмa и персонализма.
Николай
Бердяев родился в фамильном имении под Киевом. Он происходил из дворянского
рода Бердяевых, известного традициями офицерской службы. Николай поступил
в Университет Святого Владимира на физико-математический факультет,
а через год перевелся на юридический. Но получить диплом учебного
заведения Бердяеву не довелось: за участие в студенческом марксистском
кружке саморазвития и Киевском «Союзе борьбы за освобождение рабочего
класса» его исключили из университета. До этого молодого человека уже дважды
арестовывали за участие в антиправительственных демонстрациях. Его выслали
в Вологодскую губернию под полицейский надзор. Там молодой философ написал
книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии».
Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное
движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. Николай
Александрович стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который
назвал «русским ренессансом начала ХХ века».
Философские
воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае,
критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения,
разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении
личности заключается смысл существования. Личность и индивидуум — понятия
противоположные. Мыслитель полагал, что первая — это категория духовная,
этическая, вторая — природная, часть общества. Личность по сути своей не
поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни
к государству. Свобода для Бердяева — это данность, она первична по
отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же
она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.
В
начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями
Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей
в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо
заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно. В труде
«Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое — таинственная
русская душа. Бердяев использовал яркие образы и аллегории, исторические
параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких
временны́х рамок — от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения
Руси до Октябрьской революции. По Бердяеву, русский народ не склонен слепо
следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание,
чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком
и чистом смысле слова».
Отношения
с советской властью у Бердяева, всегда стремившегося к свободе,
как он ее понимал, не заладились. Его дважды арестовывали, а в 1922 году
выслали первым рейсом «Философского парохода». Наблюдать за страшной войной
против СССР Бердяеву пришлось из оккупированной гитлеровцами Франции. Однако в
1946 году он все же получил советское гражданство.
Умер
Бердяев за письменным столом в своем рабочем кабинете в доме в Кламаре
(Франция) от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство
Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги,
написать которую он не успел. Философа семь раз номинировали на Нобелевскую
премию по литературе.