Особенности защиты прав на аудиовизуальные произведения в зарубежном законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Морозова, А. А. Особенности защиты прав на аудиовизуальные произведения в зарубежном законодательстве / А. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69620/ (дата обращения: 18.12.2024).



Изучая опыт зарубежных, можно сделать вывод о каких-либо недостающих нормах нашего национального законодательства или же наоборот о преимуществе норм российского гражданского права. Анализируя аудиовизуальные произведения в зарубежных странах, наиболее интересными являются такие страны как США, Япония и Индия. В соответствии с выбранными странами, познакомимся поближе с каждой из них.

Защита аудиовизуального произведения в США. США — одно из крупнейших и влиятельных государств современного мира. Анализируя механизм защиты аудиовизуальной сфере, необходимо понять сущность выбранной категории. На сегодняшний день в США действует Закон об Авторском праве 1976 года, который регулирует наиболее важные вопросы данной области [1]. Согласно указанному закону аудиовизуальное произведение- это произведение, состоящее из серии связанных изображений, которые предназначены для воспроизведения с использованием машин или приспособлений, таких как проекторы, иные просмотровые устройства или электронного оборудования, со звуком или без, вне зависимости от материального объекта, на котором они закреплены. Как справедливо отметил профессор Орлов Д. М, что в нормах закона об авторском праве, можно встретить весьма интересную формулировку, а именно, «фильмы и иные аудиовизуальные произведения» [2]. Данное словосочетание говорит о том, что американский законодатель уделяет большое внимание такому виду аудиовизуального произведения, как фильм. Его статус также подчеркивается и наличием определения в американском законодательстве. Под фильмом понимается — аудиовизуальное определение, которое состоит из серии связанных между собой изображений, создающих при последовательном показе иллюзию движения, с сопровождением звуками или без такового. Защита аудиовизуального происходит с того момента, когда произведение создаются в определенной форме и принадлежит автору. Важно заметить, что если произведение было создано на условиях найма, то работнику оно не принадлежит. Защита распространяется как на все опубликованные аудиовизуальные произведения, так и на неопубликованные. Также в законодательстве США в области авторского права большое внимание уделяется моменту создания произведения. То есть под защиту будут подпадать произведения, которые отвечают определенным условиям:

 произведение было создано гражданином США или лицом, имеющим постоянное местожительство

 произведение было впервые опубликовано в США

 произведение опубликовано в стране, которая ратифицировала Бернскую конвенцию

 аудиовизуальное произведение является государственной собственностью Соединенных Штатов.

Также необходимо подчеркнуть, что право США распространяет свою защиту только на те аудиовизуальные произведения, которые представлены в особой осязаемой форме выражения, а именно если оно может быть выражено при помощи машины или устройства. Любой спор в данной сфере подлежит судебному разбирательству с участием присяжным заседателей. Очень интересным является срок охраны аудиовизуального произведения, так как делится на несколько пунктов.

 те произведения, которые были созданы на или после 1 января 1978 года, охраняются в течение всей жизни автора, а также 50 лет после смерти автора.

 те произведения, которые были созданы до 1 января 1978 года, но не изданы, охраняются в течение всей жизни автора, а также 50 лет после смерти или 75/100 лет, в зависимости от произведения.

 те произведения, которые были созданы до 1 января 1978 года и зарегистрированы, охраняются 28 лет, но этот срок может быть продлен с 28 до 47 лет, для тех произведений, которые существовали на 1 января 1978 года, либо же давая этим произведениям срок охраны 75 лет.

Аудиовизуальное произведение может быть передано на основании контракта. Закон обеспечивает ведение протокола передачи авторского права в Агентстве по авторским правам. Хотя ведение протокола не требуется для законной передачи между сторонами, оно дает некоторые юридические преимущества и может требоваться для узаконивания передачи по отношению к третьим лицам.

Япония. На сегодняшний день в Японии существует закон об авторском праве, целью которого является внесение вклада в развитие культуры посредством установления авторских и смежных прав на произведения, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. В японском законодательстве понятие аудиовизуальное произведение встречается, но не раскрывается [3]. Интересно отметить, что авторское право Японии закрепляет понятие произведение. Согласно законодательству произведение — это творческое выражение мыслей и (или) чувств, относящееся к сфере литературы, науки, искусства и музыки. Для того чтобы аудиовизуальное произведение подпадало под защиту государства, оно должно отвечать определенным признакам:

 произведение есть выражение, то есть оно должно быть выражено в какой-либо форме, позволяющей восприятие третьими лицами;

 в произведении должны быть отражены чувства и мысли автора, таким образом нельзя признать аудиовизуальным произведением презентацию, а фильм можно, так как в нем заложены идеи, мысли, сюжет автора.

Права на аудиовизуальные произведения в Японском законодательстве делятся на два вида: личные права автора, имущественные права автора.

Личные права автора включают в себя:

 право на обнародование

 право на авторское имя

 право на неприкосновенность произведения

Имущественные права автора:

 право на воспроизведение

 право на представление

 право на публичный показ

 право на распространение

 право на переработку

Самым главным способом защиты аудиовизуальных произведений является судебная защита, также предусмотрена имущественная ответственность за понесенные убытки.

Индия является уникальной страной, так как в ней смешались нормы различный правовых семей. Результат и надежная охрана интеллектуального творчества является показателем как экономического, так и культурного развития.

Нормативные акты, которые защищают и регулируют интеллектуальную собственность, постоянно развиваются. Самым главным является закон об авторском праве Индии, который обеспечивает защиту владельцев авторских прав и предусматривает меры воздействия в виде штрафов или лишения свободы [4]. Весьма интересно законодатель относится к аудиовизуальным произведениям. Срок охраны произведения существует на протяжении всей жизни автора и 60 лет после его смерти. Если же аудиовизуальное произведение создано вдвоем (соавторство), то срок начинается со смерти последнего автора. Автору аудиовизуального произведения предоставляется ряд прав, а именно право на воспроизведение, право на публичный показ, право на передачу. Закон об Авторском праве защищает оригинальные аудиовизуальные произведения от их незаконного использования по всей территории Индии. Передача прав на аудиовизуальное произведение осуществляется посредством договора, согласно которому первоначальный владелец прав будет получать денежные выплаты. Срок использования переданных прав на произведение составляет один год. В случае если правопреемник не воспользуется данным правом в течение одного года, то договор теряет свою силу. Для наиболее полной защиты аудиовизуальных произведений Правительством Индии был создан Консультативный совет по реализации авторских прав. Данный орган контролирует соблюдение закона об авторских правах. Следует отметить, что защита аудиовизуальных произведений производится в обычных судах. Также необходимо сказать, что все правонарушения в данной области относятся к уголовным преступлениям. Так, например, суд вправе наложить арест на все контрафактные копии фильмов.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Рассмотрение регулирования и механизма защиты аудиовизуальных произведений в зарубежных странах дает возможность понять какое значение придается такому объекту в разных странах, насколько законодательство отдельно взятых стран по-своему подходит к данному вопросу.

Литература:

  1. http://iir-mp.narod.ru/subjects/ipr/laws/usa_law_summary.html [Электронный ресурс].
  2. Орлов. Д. М. Интеллектуальные права авторов аудиовизуального произведения по законодательству США // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6.
  3. https://www.zakon.kz/100541-obshchie-polozheniya-ob-avtorskom-prave.html [Электронный ресурс].
  4. https://ru.qwe.wiki/wiki/Copyright_law_of_India Электронный ресурс
Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное произведение, произведение, США, Япония, жизнь автора, автор, механизм защиты, публичный показ, срок охраны, Японское законодательство.


Похожие статьи

Особенности определения права на жилище в российском и зарубежном законодательстве

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Особенности регулирования права на свободу вероисповедания и совести в Конституции РФ и конституциях зарубежных стран

Актуальные проблемы законодательного регулирования и применения норм права в сфере авторских прав

Гражданско-правовое регулирование охраны авторских прав в сети Интернет

Правовые вопросы определения цифровых прав в законодательстве РФ

Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика

Актуальные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение нематериальных прав

Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ

Правовые основы реализации права на обращение физическими и юридическими лицами

Похожие статьи

Особенности определения права на жилище в российском и зарубежном законодательстве

Особенности правовой защиты смежных прав на территории Российской Федерации

Особенности регулирования права на свободу вероисповедания и совести в Конституции РФ и конституциях зарубежных стран

Актуальные проблемы законодательного регулирования и применения норм права в сфере авторских прав

Гражданско-правовое регулирование охраны авторских прав в сети Интернет

Правовые вопросы определения цифровых прав в законодательстве РФ

Право на воспроизведение, распространение и импорт аудиовизуального произведения: законодательство и судебная практика

Актуальные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение нематериальных прав

Правовое регулирование в сфере авторских прав сетевых СМИ

Правовые основы реализации права на обращение физическими и юридическими лицами

Задать вопрос