В статье проведен анализ поставщиков социальных услуг в Приморском крае в контексте проблем и перспектив развития. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: социальные услуги, перспективы, поставщики, государственные нужды, заказы.
Около 20 % населения Приморского края нуждаются в обеспечении социальной защиты. Поддержку этим гражданам, включая финансовую помощь, услуги социального обслуживания на дому и т. д., оказывают центры социального обслуживания населения.
Настоящую проблему для повышения качества социальных услуг представляет отсутствие инструментов политики региональных властей, направленных на развитие конкуренции. Те же конкурсы в соответствии с ФЗ-94 подразумевают размещение заказов на оказание услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд с упором на экономию.
В конкурсах побеждают те поставщики, которые предложат наименьшую цену, что является прямой угрозой для качества поставляемых услуг. Ни одна из заявившихся организаций на конкурсы в 2018 г. не имела внедренную систему менеджмента качества. Для потребителей услуг это обозначает то, что их интересы и потребительские качества услуг для поставщиков не интересны и не находятся в приоритете. [1]
В связи с ухудшением экономической ситуации в 2019–2020 гг. наблюдается снижение объемов кредитования организаций, которые занимаются поставками социальных услуг. С одной стороны, их стоимость не может быть поднята из-за высокой социальной значимости. С другой стороны, она не может быть сохранена на прежнем уровне из-за растущих издержек поставщиков.
Перспективным направлением деятельности местных органов власти будет оценка рыночной ситуации и проведение детального анализа по политике ценообразования. Без наличия представления о том, из формируется цена на услуги и каковы реальные затраты поставщиков, невозможно будет представить эффективного сотрудничества между поставщиками социальных услуг и их потребителями.
Одним из перспективных направлений для повышения качества социальных услуг является тотальных переход поставщиков к системе менеджмента качества. К настоящему времени это могут себе позволить крупные поставщики, которые могут рассматривать внедрение системы менеджмента качества как инвестиционный проект. Это же позволит стимулировать развитие конкуренции между разными поставщиками.
Способом повышения качества социальных услуг являются субсидии и гранты из местного бюджета. С учетом его дефицита в условиях кризиса предлагается сделать упор в работе местных властей на поддержку проектов, включающих в себя инновации. [2]
Также следует обратиться к перспективному направлению, связанному с софинансированием проектов из внебюджетных источников. Такое софинансирование могло бы быть предоставлено со стороны градообразующих предприятий Приморского края. Соинвесторам за счет софинансирования удалось бы повысить социальную эффективность их деятельности.
Сфера социальных услуг считается непривлекательной для прихода новых инвесторов. Прямые затраты в себестоимости отдельных социальных услуг могут составлять 80–90 % от заявленной стоимости. Поэтому многие поставщики услуг рассматривают участие в конкурсах на поставку услуг под государственные и муниципальные нужды для того, чтобы обеспечить свою выживаемость. [3]
Проблему представляет и низкое качество социальных услуг. По данным на 2018 г., только 7 % работников предприятий в сфере социального обслуживания повышали свою квалификацию в течение последних 5 лет.
Без получения новых знаний об инновациях и технологиях не будет возможности предложить потребителям современные и качественные социальные услуги.
Начиная с 2018 г., планомерно сокращается численность организаций-спонсоров, которые софинансируют предоставление социальных услуг. Все софинансирование в настоящее время строится на деятельности крупных предприятий, где корпоративной политикой предусматриваются вложения в социальную сферу. [4]
Малый и средний бизнес участия в таких проектах практически не принимает. Зато на территории края зарегистрировано около 200 организаций социальной направленности, силы и возможности которых следовало бы использовать для повышения качества социальных услуг. [5]
Перспективным направлением может стать учреждение при региональном правительстве координационного центра с участием представителей от общественных организаций социальной направленности. Ими могли бы быть заявлены проекты, направленные на повышение качества и перечня социальных услуг. В настоящее время социально незащищенные категории граждан нуждаются в решении проблемы лекарственного и медицинского обеспечения, проблемы организации досуга, обучения современным технологиями для общения, подработки и хобби. При развитии социальных услуг перспективным направлением могло быть стать расширение перечня поставщиков социальных услуг и их максимальное освобождения от налогов и других обязательных взносов. [6]
Литература:
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. URL: https://asi.ru/investclimate/rating
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 18.05.2018 № 204. URL: https://kremlin.ru/acts/bank/43027
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1402 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf
- Рейтинг социально-экономического положения регионов России Приморский край по итогам 2017 года. URL: http://riarating.ru/infografika/20180523/ 630091878.html (
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2017. URL: http://www.riarating. ru/infografika/20180214/630082471.html
- Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции: монография: в 2 кн. Кн. 2 / [И. И. Меламед, А. Л. Абрамов, А. Г. Коржубаев и др.]; под ред. И. И. Меламеда. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. 740 с. (Сер. «Россия в АТР» / под общ. ред. В. И. Курилова).