Игры с правилами — это такие игры, в которых мнимая воображаемая ситуация создается с помощью игрового правила, за несоблюдение которого назначаются те или иные санкции. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий [1].
С целью привлечения родителей к участию в экспериментальной работе в рамках выпускной квалификационной работы по повышению у детей стремления играть в различные игры с правилами мы провели с родителями две встречи с элементами социо-игровой технологии В. В. Букатова [1; 2]. Мы предложили родителям самим поиграть в игры с правилами и отметить потом, какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) развиваются в играх.
Мы предложили родителям сыграть в игру «Разведчики». Правила этой игры: играющие располагаются по кругу, сидят, опустив голову. По команде ведущего «Связаться с разведчиком» каждому играющему нужно поднять голову и скрытно, одними глазами связаться с кем-нибудь из круга. Нельзя говорить ни слова, размахивать руками, подмигивать. В этом случае враги обнаружат разведчиков, и задание будет провалено. Нужно «сцепиться взглядом» со своим «напарником» и держать друг друга взглядом. По сигналу «Приготовились» нужно быстро встать и, пока ведущий считает до 7, поменяться местами со своим напарником и на ходу пожать ему руку. Когда игра проигрывается второй раз, то выбирается «разведчик № 2», дается задание не просто поменяться с ним местами, пожав руку, но еще спросить на ходу номер квартиры и этаж, на котором назначена «явка». После того, как игроки поменялись местами, ведущий спрашивает у каждого по кругу, какие именно этаж и квартира были названы «разведчиком № 2».
После игры мы предложили родителям проанализировать, какие познавательные процессы развивает такая игра. Результаты обсуждения заносили в таблицу «Анализ психологических эффектов при игре».
Игровое действие |
Психический процесс, который тренируется в игре |
Дополнительные эффекты |
1. связаться глазами с «разведчиком № 1» |
- переключение внимания с одного человека на другого, — волевое усилие для сдерживания движений и речи |
- интерес, — сосредоточенность, — легкий страх «А вдруг меня не выберут» |
2. поменяться местами с разведчиком № 1, пожать ему руку при встрече |
- рассредоточение внимания на три действия «встать с места — пожать руку — занять место напарника», память (не забыть пожать руку) |
- быстрота реакции, необходимость согласовывать свои действия с действиями других игроков, в том числе из других «пар» |
3. связаться глазами с «разведчиком № 2» |
- переключение внимания с «разведчика № 1» на другого человека, — волевое усилие для сдерживания движений и желания комментировать происходящее |
- интерес, — желание выполнить это задание быстрее и лучше, чем поиск «разведчика № 1» |
4. поменяться местами с «разведчиком № 2» |
- рассредоточение внимания на четыре действия: «встать со своего стула — сказать номер своей квартиры и этажа — запомнить сказанный тебе номер квартиры и этажа — успеть занять место напарника |
- быстрота реакции, — удержание в памяти придуманных самим собой квартиры и этажа и сказанных тебе квартиры и этажа |
5. назвать по просьбе ведущего номер «явочной» квартиры и этажа |
- оперативная память на сведения, нужные только на время игры, — умение воспроизвести нужную информацию, не перепутать с другими похожими сведениями, помнить при назывании «разведчиком № 2» те сведения, которые сам ему назвал |
- переключение внимания с тех сведений, которые называют другие игроки на ту информацию, которую должен сообщить сам, когда подойдет очередь, — не растеряться в этот момент, — не перепутать цифры |
6. подведение итогов |
- оперативная память на всю игровую ситуацию; — мышление — нужно связать игровую задачу и качество ее выполнения самим собой, своими «разведчиками» и всей группой в целом; — воображение — хочется и дальше представлять себя «разведчиками»; — появление дружеских чувств к «своим разведчикам», желание продолжать с ними общение |
- интерес к тому, что было в голове у других игроков, веселье при вспоминании суеты и растерянности; — легкое раздражение на себя или на партнеров, если не удалось выполнить отлично; — волевое усилие — выслушивать мнения других игроков |
С целью глубокого погружения родителей в тему развития познавательной активности во время разнообразных игр с правилами мы предложили родителям сыграть в словесную игру «Загадочные сокращения (аббревиатуры)» и проанализировать ее потенциал для развития познавательной активности детей. Игровое правило этой игры следующее: ведущий предлагает игрокам вспомнить распространенные аббревиатуры и объяснить их значение (ДК — дом культуры, СМС — SMS — short message service — служба коротких сообщений, СЭС — санитарно –эпидемическая станция и др.). После вспоминания и расшифровки знакомых аббревиатур ведущий предлагает сочинить свои аббревиатуры на любую тему и записать на листочке. Затем каждый игращий по порядку, сидя в круге, произносит свою аббревиатуру. Остальные игроки предлагают свои варианты расшифровки.
Родители, которым мы предложили придумать свои варианты, сочинили и очень сложные, похожие на сценки аббревиатуры, например, «КВТП — кто выпустил тигра погулять?», «КШИСВ — Красная Шапочка ищет Серого Волка», и совершенно простые зашифрованные команды и пожелания: «ИС — иди спать», «ХОНД — хочу отдохнуть на диване», «ЛРС — люблю ребенка своего».
Игровое действие |
Психический процесс, который тренируется в игре |
Дополнительные эффекты |
1.придумать загадочные сокращения |
воображение |
расширение знаний о мире |
2.разгадать аббревиатуры, придуманные другими |
- внимание, — воображение, — фонематический слух, — зрительно-слуховое соотношение, — пространственные отношения |
интерес, веселье |
3.фиксация названий в письменной форме |
- мышление, — память — звуко-буквенные соотношения |
можно придумать сюжет для игры |
4.подведение итогов |
- оперативная память на всю игровую ситуацию; — мышление — нужно связать игровую задачу и качество ее выполнения самим собой и всей группой в целом |
- воображение |
По такой схеме мы провели с родителями еще несколько игр правилами:
а) словесные: «Эхо», «Тарабарский язык», «Споры с предлогами», «Фразы с заданными словами», «Рифмы на –ок»;
б) подвижные: «Заводные человечки», «Встать по пальцам», «Хороводы», «ПДФ (память физических действий)».
Анализ проведенных игр привел родителей к пониманию того, что игры с правилами имеют много положительных качеств:
1) во время игры с правилами развиваются внимание, память, мышление, и это развитие происходит автоматически во время достижения главной цели таких игр — соблюдения игровых правил для решения игровой задачи;
2) в игре с правилами большую роль играет познавательный интерес, он тоже включается автоматически, пробуждает азартность и увлеченность игровой задачей;
3) игры с правилами всегда коллективны, в них не играют в одиночку, требуют распределения усилий между членами команды, установления дружеских чувств между детьми.
Анализируя значение игр с правилами для развития дружеских чувств у детей и вспоминая свое собственное детство, родители пришли к выводу, что детям очень полезны игры во дворе, в разновозрастной компании.
Литература:
- Букатов, В. М. Игры для детского сада. Развитие талантов через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов /Под общей ред. В. М. Букатова. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. — 189с.
- Букатов, В. М. Шишел — мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 144с.