В современном мире практически невозможно существовать без знаний об экономике в принципе. Наше государство нуждается в экономически образованных людях, способных изменить жизнь граждан, развивать экономику, решать экономические задачи. Для этого необходимо внедрять в систему образования компоненты, способствующие экономическому развитию личности со школьной скамьи. Только при таких условиях можно вырастить поколение специалистов, которые смогут участвовать в развитии страны и мира в целом.
Ключевые слова: экономика, мышление, навыки, общество, элективные курсы, образование
Наша страна, наше современное общество находятся на этапе очередного экономического кризиса. Возникает масса вопросов, на которые необходимо ответить как можно правильнее и скорее, дабы избежать ужасных последствий. Понятно, что ответить на них могут лишь осведомлённые люди, понимающие что происходит и владеющие необходимыми навыками. К сожалению, хороших специалистов, способных изменить экономику, не так уж и много. Почему?.. Попробуем ответить на этот вопрос хотя бы частично.
Прежде, чем стать хорошим специалистом, необходимо учиться не один год. Обучение начинается в школе, одна из задач которой — выпустить людей, экономически образованных, готовых вступить в экономические отношения. В современных образовательных учреждениях на сегодняшний день много предметов, но тех, на которых затрагивают экономику, экономические процессы или просто изучают поверхностно это понятие, почти нет. Поэтому, учителя, задумывающиеся над будущим страны, стараются «вложить в головы» обучающихся информацию об экономике. Но затрагивать эти темы достаточно сложно, так как учебная программа очень плотная и не позволяет уделять должного внимания этому разделу. В результате дети имеют представление об экономике лишь на теоретическом уровне или не имеют вовсе. В результате мы имеем молодое поколение, неспособное развивать страну, развивать экономику. В результате, с одной стороны, обществу требуются люди, экономически грамотные, а с другой, современное образование не даёт знаний и навыков в этой сфере на необходимом уровне.
Современная школа начинает обучать экономике сразу после начальной школы: в пятом классе — это задачи на проценты, в седьмом — арифметическая и геометрическая прогрессии. Причём эти задачи как раз и вызывают наибольшее затруднение при решении. Дети считают их одними из самых сложных при выполнении. Затем, в старших классах изучаются задачи с таблицами, задачи на построение графиков, с использованием алгоритмов. А изучая экономический рост, развитие, используются все эти параметры. Поэтому экономика и связана с математикой, которая в свою очередь является на сегодняшний день обязательным предметом при поступлении почти в любой институт или университет.
Чтобы после школы поступить и обучаться интересующей профессии, старшекласснику необходимо набрать высокий балл на ЕГЭ (форма выпускного экзамена с 2001 года). Причём ЕГЭ профильного уровня, предполагающий не просто решить текстовые задачи или посчитать действия, а задачи определённого направления. Так, под номером 17 в вариантах на ЕГЭ присутствует задача с экономическим содержанием, решить которую можно лишь, обладая определёнными навыками. Встречаются задачи на проценты, построение графиков, которые тоже можно приобщить к экономическим задачам.
Чтобы понять, насколько близки по своему значению задача с экономическим содержанием и понятие экономической грамотности, которое так важно школьнику, сравним их.
Так, например, в словаре Вишняковой С. М. «Ключевые понятия актуальная лексика» содержится следующее определение: «Экономическая грамотность — это готовность к участию в экономической деятельности, состоящая в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимания природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации [1, с. 485]». Некоторые другие авторы указывают очень похожие на это определения. А в стандарте среднего (полного) общего образования по математике говорится, что «ученик должен знать/понимать математические методы для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретировать результаты, учитывать реальные ограничения» [2, c. 85], «должен уметь: использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для: описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов» [2, c. 90]. Не будем приводить примеры многих авторов математических изданий, утверждающих, необходимость в использовании задач с экономическим содержанием на уроках. Приведу лишь один из учебного пособия Н.В Вахрушевой, что при решении таких задач «формируются представления по применению математических знаний, в освоении новых понятий, связанных с экономическими задачами определённого вида, повышается уровень вычислительных навыков и алгоритмической культуры, аккуратность и точность в расчетах [19, с.16]».
Видно, что развитие экономической грамотности напрямую связано с необходимостью решения задач с экономическим содержанием. И неважно будет ли жизнь старшеклассника связана с математикой в дальнейшем. Основы необходимо знать каждому.
Решая подобные задачи, ученики не просто выполняют последовательность арифметических действий, а рассматривают конкретные ситуации, связанные с реальностью, ситуации, которые могут произойти в дальнейшем. У детей, которые имею достаточную подготовку в решении таких математических задач, впоследствии больше шансов принять правильное решение в жизни в конкретной похожей ситуации, а также старшеклассники получают хорошую мотивацию в выборе профессий экономического характера и дальнейшем изучении математических приложений, связанных с экономикой.
Сегодня книжные магазины «пестрят» огромным количеством сборников для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике базового и профильного уровня. Но для хорошей подготовки необходимо учитывать особенность каждого ученика: одному удобнее заниматься самостоятельно, опираясь на видео, учебные пособия, сайты, а другому нужна помощь учителя, репетитора и т. д. В большинстве случаев обучающиеся обращаются за помощью, так как освоить задачи из второй части варианта сложно. И наиболее удобным способом подготовки являются курсы подготовки к ЕГЭ, так они менее затратны и являются достаточно эффективными. Посещая занятия, дети начинают подготовку с самых простых задач, в которых уже присутствуют «экономические нотки» (о них мы говорили выше). Затем, отработав алгоритм, преподаватель приступает к решению сложных задач, в том числе к задачам с экономическим содержанием. Важно не просто отработать алгоритм решения и «набить руку», а довести до сознания детей «почему решается так, а не иначе». Это необходимо для возможности учениками использовать навыки в дальнейшем.
В школах, особенно имеющих профильные направления, практикуются элективные курсы, направленные на изучение детьми предметов на более глубоком уровне. В программах 10–11 класса не предусмотрены уроки или разделы, на которых учитель может разобрать задачи с экономическим содержанием. А задачи такие в ЕГЭ есть, и решать их детей учить нужно (о важности таких задач мы говорили ранее). Поэтому возникает потребность в дополнительных занятиях, на которых учитель «выходит за рамки» программы и обучает детей экономическим задачам. Они — лишь частный случай прикладных задач, с помощью которых учитель помогает детям освоить элементы экономической теории.
Стоит ли говорить, какую важную роль играют подобные курсы в школьном обучении! Ведь, по сути, они являются единственным решением, позволяющим развивать ребёнка экономически. Общеобразовательные школьные программы сегодня не рассчитаны на развитие школьников экономически на достаточном уровне, поэтому элективные курсы являются неотъемлемой частью образовательной среды, развивающей школьников в экономическом и других направлениях, выходящих за пределы школьной программы.
Литература:
- Вишнякова, С. М. Профессиональное Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. [Текст]:Словарь. / С. М. Вишнякова. ‒ М.: НМЦ, 1999–538 с.
- Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 07.06.2017)