В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: английский язык, метапредметный подход, методы и приемы, критическое мышление, проблемное обучение, ФГОС.
В современной педагогической науке существует множество новаторских идей, способов, приемов и технологий. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире, что способствует развитию у школьников базовых способностей: мышление, воображение, целеполагание, понимание, действие. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед школой встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Формирование метапредметных результатов является одним из основных требований ФГОС. Именно эти результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. С введением новых требований меняется и роль учителя на уроке. По мнению Ю. В. Громыко, учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского и родного языков, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.
Для формирования метапредметных умений на уроках английского языка используются различные метапредметные технологии, которые преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль. Часто используемыми среди них являются кейс технология, обучение на основе образовательных ситуаций (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг), технология проблемного обучения, технология обучения проектной деятельности, технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии. Рассмотрим некоторые приемы и методы данных технологий.
Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету. Для того чтобы приобщить учащихся к изучению английского языка на уроках используется проблемный метод обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, то есть создаются такие условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя.
Одним из приемов данной технологии является «See-think-wonder”, принцип которого «Вижу-думаю-удивляюсь». Учащимся предлагается посмотреть на картинку в течении минуты, подумать и записать на листочке 3 существительных, 3 глагола и 3 прилагательных, которые бы описывали их мысли по поводу увиденного, сформулировать также 3 специальных вопроса к данной картинке, к примеру: Who are these people? What are they doing? Why are they doing it? Этот прием можно применять в начале урока в качестве визуального раздражителя на этапе целеполагания или же постановки проблемы, с помощью него можно и перейти к кластеру, обобщив и записав мысли учащихся.
На этапе работы с текстом при анализе или контроле понимания прочитанного используется прием «thin and thick questions” (тонкие и толстые вопросы). Исходя из названия, можно понять, что тонкие вопросы — это простые, общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет», выявляющие общее понимание учащимися прочитанного. Толстые вопросы — это вопросы, требующие детального ответа или анализа прочитанного.
Для развития информационного мышления школьников, формирования информационно-коммуникационной компетентности, активизации познавательной деятельности школьников применяются ментальные карты (mind maps). Они предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки и рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Также ребятам предлагается создание этих карт в онлайн режиме на сайте www.mindmeister.com. MindMeister — это онлайн-инструмент для майндмэппинга, который позволяет захватывать, разрабатывать и делиться идеями визуально. Редактор интеллект-карт используют для мозгового штурма, создания заметок, планирования проектов и множества других творческих задач.
Еще один прием, который можно использовать на этапе закрепления изученного или при работе по технологии проблемного обучения — это прием «лови ошибку». Учитель дает учащимся определенный текст проблемного характера, или тезисы, требующие подтверждения либо опровержения, или в заданиях для контроля изученного материала дается заведомо ложный факт, который ученик должен обнаружить и исключить из числа верных. Если это исследование, то учащиеся должны доказать, что это ложный факт. Также на уроках используются такие методы и приемы, как мозговой штурм, концептуальное колесо, кластеры, дерево предсказаний.
Мы живем в информационном веке и должны применять ИКТ технологии в своей деятельности. В просторах Интернета созданы многообразные интернет-ресурсы, которые используются на всех этапах урока, и мною создаются различные интерактивные задания в онлайн-платформах Learning Apps, MyVoki, в программах Hot potatoes, My Test. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Основной целью применения ИКТ является развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности.
Таким образом, метапредметный подход необходим в условиях реализации современного стандарта образования, а при изучении английского языка метапредметность не просто необходима, а неизбежна, и этот подход для уроков английского языка приобретает особенную актуальность, способствует формированию метапредметных результатов.
Литература:
- Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. — Минск, 2000.
- Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования //Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009.
- Чупрова Н. А. Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии. М, 2010.
- Метапредметный подход в общем образовании: вопросы реализации: сборник статей / под ред. Н. Ц. Шойдоковой. — Улан-Удэ: НовоПринт, 2014. — с.7–11.
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/realizatciya_metapredmetnosti_na_urokah_inostrannogo_163747.html
- https://infourok.ru/metapredmetniy-podhod-na-urokah-angliyskogo-yazika-3701133.html