В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образовательную среду, просвещение и подготовку обучающихся в области культурно-эстетического образования. Намечены общие направления, предъявляемые к образовательной среде для культурно-эстетического образования.
Ключевые слова: культурно-эстетическое образование, система образования, развитие способностей, воспитание, искусство, дизайн-образование, художественное образование, архитектурное образование, искусство и культура, культура, дизайн, архитектура, изобразительное искусство, образовательная среда, средовое пространство.
Урбанизированная среда крупного города — среда, где происходит воспроизводство социального, культурного, научного, физического потенциала населения. В результате активных изменений развития общества городская среда стала развиваться стихийно и хаотично с вероятными изменениями культурных, духовных, эстетических ценностей. Это определяет новые «нормы» поведения и культурные ценности, высокую плотность предметно-пространственной среды, генерирования ее культурных смыслов, различных видов деятельности. В области культуры происходят изменения и присутствует нестабильность духовных и нравственных ценностей. Культура предполагает удовлетворение эстетических потребностей, приоритет общечеловеческих и гуманных ценностей, как потребность человека, гармонизация человека и общества. Негативное влияние отсутствия культурно-эстетического образования проявляются и в восприятии, реакциях, поведении, мотивации и т. д.
Исследованию вопросов культурно-эстетического образования посвящены работы Е. В. Савеловой, М. С. Кагана, В. А. Калашниковой и др., однако не исследованы требования, предъявляемые к образовательной среде.
Глобальная проблема культурно-эстетического образования заключается в сокращении передачи культурно-эстетического богатства, накопленной веками, которая несет великую образовательную ценность. Для того, чтобы шел процесс необходима соответствующая образовательная среда, интеллектуальное личное общение ученик-учитель, но и во взаимодействии учитель-учитель, ученик-ученик. Образование традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), которое должно решать задачи просвещения, формировать мировоззренческие установки учащихся, социализации, инкультурации. Образование позволяет изучить исторические и современные формы социальной организации, регуляции и коллективной самоидентификации, основных ценностно — смысловых значений и др. [2, с 222]. Необходима среда для культурно-эстетического образования, позволяющая получать информацию и достаточно глубокие знания и умения, чтобы применять их в деле. Образование воспитывает как способность к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуальному активному восприятию сделанного другим. Образовательный процесс — это передача знания и умения, а добыча знания, создание нового знания и умения — это процесс функционального исследования. Культурно-эстетическое образование — междисциплинарная основа, включающая и искусство, и науки, требующая органичного синтеза образного и научного системного подходов [4].
Культурно-эстетическое образование важно приобретать при соответствующей организации средового пространства и образовательного процесса. Необходимо создание обучающей среды, включающую структуру, направленную на получение высоких результатов. Система культурно-эстетического образования должна включать целостность предметно-пространственной среды: целесообразность структур, гармоничную связь всех ее элементов, своеобразие, использование конкретной природной ситуации и т. п. Структура средового пространства культурно-эстетического образования должна включать пространство для деятельности, информационное и материальное оснащение, отвечающие инновационной деятельности, достаточный материальный фонд и средства обучения (учебники, натуральные объекты, учебные модели, муляжи, макеты, учебные таблицы, плакаты, экранные и экранно-звуковые средства обучения, диапозитивы, учебное видео, учебные видеозаписи, учебные приборы, установки, инструменты, лабораторные принадлежности и др.). Объемно-планировочное и архитектурно-композиционное решение культурно-эстетической среды следует проектировать, как правило исходя из функционального назначения этих помещений: учебные помещения, учебно-производственные мастерские и др. А также необходимо проектирование специализированной реакционной среды «площадки отдыха» для отдыха человека, восстановления его сил и возможностей после трудовой деятельности и т. д. разные формы «спокойного» незапрограммированного поведения (прогулка, созерцание, беседа и т. п.), что позволяет раскрепостить человека, улучшить его здоровье, повысить творческий потенциал [1, с 132].
Необходимо создать культурно-эстетическую ценность среды, которая позволит создать гармоничное пространство и решить основные экономические и культурные задачи. Такие изменения позволят удовлетворить требование вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию (высокую эстетическую оценку), что является важным. Потому что такая целостная оценка, есть оценка с позиций культурного развития человека, при которой предмет эстетического отношения представляет перед ним не с одной стороны, а всесторонне. В настоящее время нет специализированных пространств для культурно-эстетического образования и среды для эффективной профессиональной подготовки учащихся, есть только разрозненные приспосабливаемые помещения. Дизайн среды является одним из перспективных направлений дизайнерского проектирования и нацелен на преобразование среды жизнедеятельности в контексте постоянных изменений [3, с 11].
Культурно-эстетическое образование — одна из основ образования и формирования личности, включающая взаимосвязь между материальной и художественной культурой, и духовным наполнением общества. Поэтому для развития современного общества, культурно-эстетическое обучение и воспитание являются важнейшими направлениями образования, которые являются неотъемлемой частью системы образования. Это позволит внести большой вклад в восстановление духовно-нравственной гармонии и будущим поколениям. Создание среды для культурно-эстетического образования позволит создать экологически-безопасную состоятельность, культурно-экологическую осмысленность, нравственность, духовность и общечеловеческие ценности.
Литература:
- Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, Ефимов А. В. и др.. — М.: «Архитектура-С”, 2004. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с
- Анисимов, Н. В. Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса / Н. В. Анисимов. — Краснодар.: КГИК // «Культурная жизнь Юга России”. — 2018. — № 1. — С. 11–14.
- Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.