В статье рассказывается о транспортной системе в Арктике. Также излагаются мифы различных уровней и функционирование с успешным развитием инфраструктуры.
Ключевые слова: Арктика, транспорт, миф, инфраструктура.
Арктика – регион, богатый природными ресурсами. Арктическая зона Российской Федерации – протяженная территория. Для связи арктических пространств с территорией Российской Федерации, для пользования ресурсами требуется транспортная система, от успешности функционирования которой, зависит прочность позиций России в рассматриваемом локальном регионе.
На работу транспорта влияет изменение климата. Большинство ученых уверены, что в течение трех последних десятилетий наблюдается глобальное потепление. При этом, из всех регионов мира потепление в Арктике наиболее ощутимо. Площадь морских льдов сократилась на 10–15 %, снежный покров на суше уменьшился, примерно, на 10 %.
В ближайшей перспективе наблюдаются следующие вектора развития:
- Соединение материка с портами путем создания единой логистической системы, включенной в витиеватую иерархию транспорта Российской Федерации.
- Обеспечение функционирования Северного морского пути в течение года путем модернизации ледокольного флота, в первую очередь, атомного.
- Увеличение состава транспортных средств в Арктике.
- Проведение социально ориентированной политики в отношении населения Арктики.
Наземный транспорт
Наземный транспорт в большинстве регионов сильно развит. Это Октябрьская и Северная железные дороги, а также автодороги федерального значения. В Республике Коми и Ненецком Автономном округе транспорт имеет автономный характер. В отдельных регионах протяженность железнодорожного полотна существенно сократилась.
Железнодорожный транспорт, как правило, перевозит грузы. Другой стороной является сокращение объема пассажирских перевозок. Разрабатывается несколько проектов развития железных дорог.
Северный широтный ход
В марте 2017 года ”Газпром” и РЖД подписали договор, согласно которому началось строительство железной дороги на севере Западной Сибири. Проект заключается в строительстве моста через Обь с подходом железных дорог, возведение линии Салехард-Надым, а также мост в конечном пункте линии [1, с.10].
Данный проект – заключительный этап выхода в Северный морской путь. Планируется, что железнодорожные поезда будут привозить грузы нефтегазовым компаниям. Таким образом, происходит развитие инфраструктуры Ямала и добыча сырья в Сибири.
Баренцкомур
Согласно данному проекту, Индига, Сосногорск, Троицко-Печорск в Республике Коми должны соединить поселок Полуночное в Свердловской области и город Сургут в Ханты-Мансийском автономном округе. По предварительным статистическим подсчетам, к 2030 году база грузов может составить 120 млн т.
Автомобильный транспорт
Подавляющее число дорог имеют твердое покрытие, а незначительный процент- усовершенствованное. Большинство в автомобильном транспорте составляют пассажирские перевозки. Общая протяженность дорог увеличивается, в основном, благодаря их строительству в Якутии и Красноярском крае.
Мифы «микроуровня»
- Необходимо создать единую транспортную сеть, которая будет функционировать круглогодично. Данный миф возник в период индустриальности. В действительности данный подход не выдерживает критику: он не учитывает возможности функционирования разных транспортных систем в течение года [2, с. 30–31]. Во большинстве своем это не рационально, также невозможно, учитывая специфику проблемы развития дорог в Арктике. Необходимо сочетание нескольких транспортных систем, позволяющие успешно взаимодействовать и дополнять друг друга в разные сезоны.
- Многие федеральные документы утверждают, что бездорожье- серьезное препятствие на пути к инновационной системе. То есть, проекты бездорожных систем автоматически не учитываются. В действительности, нужен иной подход. Другое направление инновационного поиска –уникальные комбинации видов транспортных средств, специфицированные по сезонам и по ландшафтным зонам. Поисковый характер задачи комбинации транспортных средств в условиях Сибири и Дальнего Востока отмечались даже Президентом РФ.
- Многими исследователями отмечается низкая мобильность населения России. Уровни мобильности могут различаться.
- Указывается, что интенсивный способ развития хозяйства благоприятный, а экстенсивный не допустим. Экстенсивное бездорожье сохраняется в долгосрочной перспективе, поэтому нужно адаптироваться и приспосабливать как традиционные, так и альтернативные транспорты.
Мифы «макроуровня»
- В части документов излагаются приоритет прямых авиатрасс. Однако схема беспосадочных авиаперевозок, флагманские последними советскими десятилетиями, являющимися негибкими и неспособными оперативно влиять на многие радикальные изменения множественных мировых и экономических конъюнктур в развитые страны, замещающие сетевые схемы транспортной системы с возвышением роли хаба, транспортно-логистического центра всех видов. И эта тенденция обозначается не только в пассажирских авиаперевозках, но в целом в пассажирском и грузовом транспорте.
- Отдельные документы делают акцент на ”концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях” развития одного конкретного вида транспорта. Однако реальность настоящих времен заключается в эффектах гибкой комбинаторики видов транспорта, коллективного обучения с пилотным экспериментированием, умных технологий и кадров, постоянных инноваций. Именно с ними связывается динамичное развитие транспортных систем всех видов. В этих условиях искать драйверы развития в старых эффектах, значимость которых уже существенно ослаблена, будет абсолютно неверно. Транспортным системам Севера и Арктики нужны для динамичного развития уже совсем новые эффекты и новые драйверы.
Водный транспорт
Данный вид транспорта занимает наибольшую долевую часть от всего арктического транспорта России. Его основу составляет Северный морской путь, исторически сложившийся маршрут, располагающий коротким периодом навигации. В советском периоде истории, Северный морской путь ежегодно увеличивал объем перевозок. С установлением рыночной экономики происходит отход от использования данным маршрутом. В начале XXI века возобновилось использование Северного морского пути. Согласно прогнозам, объемы перевозок увеличатся к 2024 году, составив 80 млн тонн [3, с. 46].
В качестве импульса развития маршрута может стать строительство порта Сабетта на Ямале. Также базовым портом является Мурманск. Северный морской путь административно начинается в Карском море от порта Дудинка до Берингова пролива. Развитие Северного морского пути должно стать одним из основных стратегических приоритетов Российской Федерации в Арктике. Поддержание высокого объема грузоперевозок позволит успешно интегрировать порты в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивая экономическую связь в Арктике.
Воздушный транспорт
В связи с возникающими трудностями в строительстве наземной инфраструктуры ввиду больших денежных затрат и проблем в эксплуатации, а также для оказания медицинской помощи и в борьбе с чрезвычайными ситуациями, высока роль воздушного транспорта. В советский период отечественной истории происходило активное развитие транспорта, но кризис в 1990-е годы привел фактически к разрушению системы воздушного транспорта. По причине сложностей с реконструкцией и оснащением прекратились использоваться многие аэродромы.
Происходит восстановление аэродромов, разрабатываются самолеты и строятся взлетно-посадочные полосы. Однако, стоит признать катастрофичным состояние воздушного транспорта в Арктике. Высокие цены на пользование данным видом транспорта делают его недоступным для большинства населения Арктики.
Как обеспечить эффективную инфраструктуру вАрктике
- Вложения в мощную, капитальную инфраструктуру, реализация крупных инфраструктурных проектов при огромных затратах.
- Вложения в универсальность самих транспортных средств.
- ”Подстройка” экономической деятельности под природные особенности и ритмы, вложения в сложнейшую систему стыковок, внешних и внутренних баз, перевалок и перегрузок.
Таким образом, разрабатывая эффективные прикладные меры освоения Севера и Арктики, нужно опираться на советские североведческие школы, но не просто вернуть ее, а творчески переработать с учетом современных вызовов и наработок мировой науки. Возвращение прежней освоенческой парадигмы, которая мощно развивалась в исследовательском сообществе экономикогеографов советского времени и была забыта временно в кризисные 1990-е годы, в радикально обновленном виде сегодня необходимо. И очень важным элементом в этой работе является переосмысление новой природы и новой роли локальных транспортных систем в современном освоении Севера и Арктики России.
Литература:
- Грузинов В. М., Зворыкина Ю. В., Иванов Г. В., Сычев Ю. Ф., Тарасова О. В., Филин Б. Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве/ Арктика: экология и экономика № 1, 2019, 20 с.
- Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории, 2018, № 4, С. 26–41.
- Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики/ Арктика и Север, 2019, 36, С.42–56