Ключевые слова: коррупционная направленность, УК РФ, преступление, приговор.
На сегодняшний день коррупция представляет собой угрозу для экономической безопасности нашей страны, так как значительно препятствует проведению социальных преобразований, затрудняет деятельность общественных механизмов, что отрицательно сказывается на национальной экономике и вызывает недоверие к государственным институтам.
Сотрудниками правоохранительных органов осуществляется комплекс мероприятий, который направлен как на предупреждение, так и на выявление и пресечение преступлений, имеющих коррупционную направленность.
Так по данным Следственного комитета России, который был создан 15 января 2011 года, за последние 9 лет его работы в суды было направлено более 80 тысяч уголовных дел о коррупционных преступлениях, по которым обвиняемыми проходили многие высокопоставленные чиновники, а также должностные лица различных структур [5].
В 2019 году направлено в суд для рассмотрения по существу 6 468 уголовных дел о 11 664 преступлениях. Среди преступлений, которые были инкриминированы фигурантам этих уголовных дел, преобладают: дача и получение взятки, различные виды мошенничества, присвоение и растрата.
По указанным уголовным делам перед судом предстали 6 902 обвиняемых. В их числе 308 лиц, в отношении которых применялся особый порядок уголовного производства, в том числе 50 адвокатов, 120 глав муниципальных образований, 6 судей и иные лица. Также среди обвиняемых 752 сотрудника МВД России, 181 сотрудник ФСИН России, 84 сотрудника ФССП России, 34 сотрудника ФТС России, 51 сотрудник МЧС России, 9 сотрудников прокуратуры, 476 представителей органов местного самоуправления.
Статистика коррупционных преступлений в правоохранительных органах РФ, обнародованная Следственным комитетом России, подтверждает давний тезис ряда экспертов о принципиальной нереформируемости системы МВД. Полиция (ранее милиция) всегда была, остаётся и, видимо, будет самой коррумпированной силовой структурой в стране.
В 2019 году вынесены приговоры многим, в том числе высокопоставленным лицам, уличённым в коррупции. В их числе бывший глава Республики Коми Вячеслав Гайзер и его соучастники; бывший мэр Владивостока Игорь Пушкарёв; заместитель директора ФСИН России Олег Коршунов; бывший руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Кубасай Кубасаев; бывший врио председателя правительства Роспублики Дагестан Абдусамад Гимидов и его заместитель Раюдин Юсуфов.
Завершено расследование уголовных дел в отношении: бывшего заместителя Председателя Правительства Московской области Алексея Кузнецова, экстрадированного из Франции; должностных лиц ФБУ «Администрация Волго-Балт»; начальника ФГУП «Спецстройсервис» при Спецстрое России» Андрея Ярцева; директора Департамента развития МЧС России Беслана Гогохии; Бывшего заместителя главы администрации города Нижнего-Новгорода Владимира Привалова; руководителя секретариата губернатора Сахалинской области Вячеслава Горбачева; бывшего заместителя губернатора Псковской области Александра Кузнецова; начальника ФГКУ «Санаторий Федеральной службы судебных приставов «Зелёная долина» Александра Сафонова, Заместителя председателя Иркутского областного суда Николая Новокрещенова и иных лиц [5].
Позиция руководства Следственного комитета России по поводу нарушений закона работниками Следственного комитета является принципиальной и жёсткой. «Следственный комитет оперативно реагирует на каждый факт коррупции, тем более если речь идёт о чистоте своих рядов» [6]. Руководство СК России декларирует о том, что совершивший преступление сотрудник, невзирая на чины и должности, будет привлечён к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. За прошедший 2019 г. в суды были направлены уголовные дела в отношении 27 сотрудников ведомства.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019 году увеличилось количество преступлений коррупционной направленности по сравнению с 2018 годом на 1,6 % (30 991) [1]. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчётный период составил 1,5 %.
В целом по стране возросло на 14 % (с 3 499 за 2018 г. до 3 988 за 2019 г.) число деяний, предусмотренных статьёй 290 УК РФ (получение взятки). За 2019 год число преступлений, предусмотренных статьёй 291 УК РФ (дача взятки) увеличилось на 21,5 % (с 2 612 в 2018 г. до 3 174 в 2019 г.).
Число деяний, предусмотренных статьёй 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 32,5 % (с 979 до 1297).
Генеральная прокуратура сообщила, что в 2019 году ущерб от коррупционных преступлений составил почти 55,1 миллиарда руб. (8,8 % от суммы ущерба, причинённого всеми видами преступлений в России) [4].
Добровольно погашен ущерб на 4,1 миллиарда руб. По приговору суда изъято имущество, деньги и ценности на 1,5 миллиарда руб. Наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 18,2 миллиарда руб.
Однако по данным СК РФ при взаимодействии с коллегами из ФСБ России, МВД России, прокуратуры, Счётной палаты России, Росфинмониторинга и других государственных органов за 2019 год возмещён ущерб от коррупционных преступлений на 2,47 млрд рублей. А для обеспечения возмещения причинённого вреда наложен арест на имущество обвиняемых на 12,9 млрд рублей.
Исходя из изложенного напрашивается вывод о том, что более 52 миллиардов руб. ущерба за 2019 год остались невозмещёнными.
В 2019 году зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности. Уголовные дела по коррупционным статьям Уголовного кодекса РФ открыты в отношении 15 773 лиц.
Увеличилось количество выявленных фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве. В 2019 году отмечено 13 867 фактов, в 2018 году — 12 527, в 2017 году — 12 111 фактов.
При этом по данным Генеральной прокуратуры РФ случаи мелкого взяточничества происходят всё реже: в 2019 году — 5 408, в 2018 году — 5 437, в 2017 году — 5 841 случай.
По результатам оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Самарской области в 2019 году в регионе возросли показатели взяточничеств на 26 % по сравнению с 2018 годом [3].
Таким образом, в Российской Федерации из года в год растёт количество преступлений коррупционной направленности, также, как и растёт их выявляемость. Данное обстоятельство может свидетельствовать о хорошей работе правоохранительных органов и слабости законодательства в данной сфере. Коррупционеры не боятся мер, предпринимаемых государством, в борьбе с данным явлением, убеждены в своей безнаказанности (не верят в неотвратимость наказания).
О такой ситуации косвенно может говорить статистика числа преступлений, по которым вынесены обвинительные приговоры, и виды наказания осужденных лиц по основной квалификации за совершение преступлений коррупционной направленности в 2019 году. Данная статистика ведётсяСудебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации [2].
По данным Судебного департамента в 2019 году всего по составам коррупционной направленности вынесены обвинительные приговоры (по основной и дополнительной квалификации) 15 562 лицам (в сравнении с предыдущими годами см. рис. 1).
Это на 22 % меньше, чем в 2016 году и на 7 % меньше, чем в 2018 году.
Рис. 1. Всего вынесено обвинительных приговоров (по основной и дополнительной квалификации)
Из приведённых выше показателей можно сделать вывод о том, что количество вынесенных обвинительных приговоров с каждым годом стабильно уменьшается. О такой же тенденции свидетельствуют и цифры количества осуждённых лиц (рис. 2).
Рис. 2 Всего осуждено лиц (по основной квалификации обвинения по приговору)
То есть имеется стойкая тенденция к уменьшению вынесения обвинительных приговоров, что может свидетельствовать о некачественном расследовании правоохранительными органами уголовных дел с неверной квалификацией преступлений и передачей дел в суд без надлежащей доказательственной базы.
Относительно стабильным, с тенденцией к уменьшению, является количество лиц, которые реально были лишены свободы на определённый срок (рис. 3).
Рис. 3 Количество лиц, которые реально были лишены свободы на определённый срок
Однако количество осуждённых, освобождённых от наказания или которым наказание не назначалось, неуклонно снижается (рис. 4).
Рис. 4. Количество осуждённых, освобождённых от наказания или которым наказание не назначалось
Также уменьшается количество приговоров, в которых фигурирует основной вид наказания, не связанный с реальным лишением свободы, такой как штраф (рис. 5).
Рис. 5. Количество штрафов, наложенных, как основное наказание.
В 2019 году конфисковано имущество (ст. 104.1 УК РФ) у 305 человек, в 2016 г. — у 543; 2017 г. — у 349; 2018 г. — у 296 чел. В 2019 году уменьшилось количество лиц, у которых было конфисковано имущество, по сравнению с 2016 годом на 44 %.
Более чем в полтора раза (162 %) по отношению к данным 2017 года, на 23 % по отношению к данным 2018 года, увеличилось количество обвинительных приговоров за коммерческий подкуп по ч. 3 ст. 204 УК РФ с квалифицирующими признаками:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
в) в крупном размере (в редакции ФЗ от 03.07.2016 № 324-ФЗ).
В 2017 г. таких приговоров было 16, в 2018 году — 21, в 2019 г. — 26.
В 2019 году уменьшилось количество вынесенных обвинительных приговоров по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 290 УК РФ (Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой местного органа самоуправления) по сравнению с 2016 годом почти вдвое рис. 6).
Рис. 6. Количество обвинительных приговоров по ч. 3 ст. 290 УК РФ
Несмотря на то, что в целом по стране за 2019 год (по сравнению с 2018 годом) возросло число деяний, предусмотренных статьёй 290 УК РФ (получение взятки) на 14 % (по данным обвинения), количество обвинительных приговоров за тот же период уменьшилось на 1 % (по данным Судебного департамента при ВС РФ).
За 2019 год число преступлений, предусмотренных статьёй 291 УК РФ (дача взятки), увеличилось на 21,5 % по сравнению с 2018 годом (с 2 612 в 2018 г. до 3 174 в 2019 г.). Количество обвинительных приговоров по данной статье за тот же период увеличилось на 20 %. Что сопоставимо.
Таким образом, обобщая статистические данные, предоставленные Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ следует, что наибольшее количество коррупционных преступлений совершено в системе МВД РФ, а правоохранительные органы в целом показывают высокую статистику выявления коррупции, тогда как суды данную статистику не подтверждают.
Высокий уровень коррупции в МВД РФ отчасти объясняется тем, что число сотрудников полиции значительно больше числа сотрудников других правоохранительных органов, что статистически не может являться достоверным. Более объективным критерием мог бы стать процентный показатель по отношению к числу сотрудников. Однако ввиду засекреченности указанных сведений такой сравнительный показатель недоступен для анализа
Проблема высокого уровня коррупции в правоохранительных органах в целом и в системе МВД РФ кроется в отсутствии должной мотивации к соблюдению закона, падении профессионализма и квалификации личного состава, в «палочной системе» оценки работы органов дознания и предварительного следствия.
Это хорошо просматривается по качеству раскрытия и расследования преступлений. Порой доказательная база по расследуемым уголовным делам основывается на признании вины, в том числе, полученного в отсутствии защитника. Следствием низкого профессионализма и системных проблем является рост уголовных дел коррупционной направленности, направленных в суд, но переквалифицированных в последующем судом или возвращённых судом прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ.
Порочность «палочной системы» заключается в её показушности, а отсюда и постановочная борьба с коррупцией. Дело в том, что ключевой показатель, по которому оценивается работа правоохранительных органов — доля раскрытых преступлений и административных правонарушений. Для следователя и дознавателя — это число уголовных дел, направленных в суд и показатели возмещения материального вреда потерпевшим. В этой статистике особое место занимают тяжкие и особо тяжкие преступления, а также дела коррупционной направленности, мода на которые появилась в последние годы.
Добросовестная и качественная работа следователя, в результате которой он установил отсутствие состава преступления в рамках уже возбуждённого дела, остаётся для него неоцененной. Тогда как направление им уголовного дела в суд с обвинительным заключением по коррупционному преступлению, даже в тех случаях, когда такого не имеется, является показателем хорошей работы.
Однако коррупция — это болезнь не только МВД или иных правоохранительных органов, это болезнь всего общества. Требовать от чиновников перестать брать взятки, когда все остальное общество их дает, не является решением проблемы.
Коррупцию следует искоренять во всем обществе, при этом внутри правоохранительных органов нужно создать такие условия, чтобы решить вопрос по закону было легче и эффективнее, чем давать взятку. При этом работу самих правоохранительных органов следует оценивать прежде всего по качеству работы как таковой, в том числе, по качеству полученных доказательств, а не по числу выявленных коррупционных преступлений.
Литература:
- Состояние преступности в России за январь — сентябрь 2019 г., Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главное управление правовой статистики и информационных технологий, Москва// Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/b51/sbornik_9_2019.pdfза
2. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации//Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=216
- Результаты оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Самарской области за 2019 год//Режим доступа: https://63.мвд.рф/document/19417515
- Генпрокуратура: ущерб от коррупционных преступлений в 2019 году превысил 55 миллиардов рублей// Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3252493
- В СК России проанализирована практика расследования коррупционных преступлений//Режим доступа: https://sledcom.ru/news/item/1417917/
- СКР опубликовал статистику о коррупционерах. На первом месте — полицейские // [Электронный ресурс] URL: https://www.znak.com/2019–1209/skr_opublikoval_statistiku_o_korrupcionerah_na_pervom_meste_policeyskie