Шрифтовая графика как инструмент развития творческого потенциала школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 08.05.2020

Статья просмотрена: 863 раза

Библиографическое описание:

Старостина, К. Д. Шрифтовая графика как инструмент развития творческого потенциала школьников / К. Д. Старостина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69733/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены условия и способы формирования творческого потенциала у школьников в процессе работы со шрифтами. Проанализированы основные понятия и приемы шрифтовой графики. Проведено исследование между учениками средней общеобразовательной школы, в результате которого было выявлено, что каллиграфия и шрифтовая графика влияет на личностные качества школьников и их творческие способности.

Ключевые слова: шрифт, графика, каллиграфия, творчество, школа.

Keywords: font, graphics, calligraphy, creativity, school

В современном мире каждый встречается с таким понятием, как шрифт. Шрифт — это одно из важнейших средств визуальной коммуникации. Он сопровождает нас в повседневной жизни, будь то статья в журнале, вывеска в магазине, электронный документ или компьютерная игра. Шрифтовая графика, как один из элементов искусства, оказывает немалое воздействие на творческое развитие людей, а в частности детей. Впервые они сталкиваться со шрифтами еще в детстве, и на протяжении всего взросления взаимодействуют с ними. Очень важно, чтобы изучение искусства шрифтов было целостным и полным. Однако, в современных школах, данной теме уделяют все меньше внимания, хотя она влияет на важные психологические и эмоциональные аспекты становления личности.

Целью данной статьи является рассмотрение шрифтовой графики, как компонента, влияющего на творческий потенциал школьников. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты, связанные со шрифтовой графикой, провести исследование, выявляющее значимость шрифтовой графики, составить отчет о влиянии шрифтовой графики на творческие способности.

Известный типограф Ян Чихольд сказал: «Хороший шрифт — такая же сложная задача, как хорошая живопись или скульптура» [9]. Основываясь на его высказывании, можно смело заявить, что изучение искусства шрифта так же важно, как и изучении рисунка, графики, живописи и скульптуры.

Традиционно шрифтом называют комплект строчных и прописных символов, знаков препинания, цифр и спецсимволов одного размера и начертания для отдельной гарнитуры [4].

Изобретение шрифта берет свое начало в эпоху изобретения письменности, которое является одним из самых больших достижений человечества.

С развитием письма и появлением школ, где учили писать, стала формироваться привычка писца и читателя к знакам определенного типа. Так родилась каллиграфия [2].

Искусство каллиграфии чрезвычайно популярно и по сей день. Английский педагог Байрон Макдональд рекомендовал это занятие каждому способному держать перо, от шести до шестидесяти лет [6].

Каллиграфия — это искусство красивого и четкого письма. Это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит из таких элементов, как точка, линия, поверхность, чёрное и белое пространство [7]. Она воздействует на правое полушарие, отвечает за правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, тем самым влияя на творческие способности. Каллиграфия воспитывает такие качества, как усердность, внимательность, наблюдательность, а также развивает моторику рук. Можно сказать — это все те черты и особенности, которых не хватает современным школьникам. Именно поэтому занятия каллиграфией так важны в общеобразовательных школах.

Для большего понимания данной темы стоит лучше разобраться в понятии шрифтовой графики, изучить способы и приемы ее создания.

Шрифтовая графика — это искусство создания графических произведений с помощью шрифта или на его основе. Она способствует формированию графической шрифтовой культуры и развитию художественно — творческих способностей личности.

В наши дни шрифтовая графика — это мощнейшее средство креативного дизайна. Она приобрела самые необычные формы применения, например, каллиграмма — тесное слияния шрифта и изображение. Это способ творческой организации шрифта, в каком-то смысле — графическая игра, когда текст ложится в рамки очертания рисунка и своим расположением создает иллюстрацию. Каллиграмма стимулирует образное мышление, развивает наблюдательность, умение сосредоточиться [1].

Другая форма применения — это шрифтовой коллаж. Коллаж — это технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. Это один из видов арт-терапии, которая направлена на коррекцию психического состояния человека, восстановление положительных эмоций, привлечение радости, удачи и успеха [5].

Третий прием — это креативная типографика. Типографика — это искусство расположения/создания композиции из наборного материала на плоскости листа [3]. Типографика работает с текстом как с графической структурой, рассматривая печатные блоки в качестве элементов композиции. Любой объект текстового пространства становится частью целого, и связан с остальными элементами макета определенными отношениями через пропорции, форму, цвет, динамику движения. При этом не запечатываемое поле листа также является важным звеном этой композиционной игры [8].

Четвертым приемом является трафарет. Можно сказать, что трафарет — это приспособление, которое используются для нанесения на поверхность разнообразных символов и изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления. В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы.

Завершающим приемом является шрифтовой плакат. Обычно он лишен всякого украшения и зрительно воздействует на человека гармонической слаженностью всей композиции, характером рисунка букв, его органической связью с содержанием, цветовым строем, ритмом. Благодаря изучению шрифтового плаката, ребята научатся композиции элементов, ритму, стилевому единству и акцентировке шрифтовой композиции.

Учащимся средних классов МБОУ ХТЛ г. Кирова, было дано задание создать при помощи приемов стилизации собственный шрифт. Работы лицеистов оценивались по следующим критериям:

− Оригинальность идеи (10 баллов)

− Креативный подход к реализации идеи (10 баллов)

− Соблюдение единой стилевой композиции (10 баллов)

− Выразительность и целостность композиционного решения (10 баллов)

− Качество выполнения (10 баллов)

По выполнению задания, работы учащихся были проанализированы и оценены баллами. Всего было рассмотрено 24 работы. На основе данных были составлены диаграммы (рис. 1–5).

Рис. 1.Рис. 2

Рис. 3.Рис. 4.

Рис. 5

Исследование показало, что все учащиеся выполнили задание соответственно, показали навыки владения различными художественными материалами, проявили свою оригинальность и неординарность, были аккуратны и грамотны. Из этого следует, что большая часть работ получила высокие баллы.

Шрифтовая графика и каллиграфия являются эффективным способом изучения изобразительности, стилистики, конструкции, пластики, пропорции и ритма. Таким образом, они позитивно сказываются на творческой деятельности учащихся.

Литература:

  1. Безрукова Е. Шрифты: шрифтовая графика: учеб. пособие для СПО / Е. А Безрукова, Г. Ю. Мхитарян; ПОД науч. ред. Г. С. Елисеенкова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт; Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2019. — 116 с. — (Серия: Профессиональное образование).
  2. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. — 596 с.
  3. Королькова А. Живая типографика — М.: IndexMarket, 2012. — 224 с.
  4. Крейг Дж. Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика / Пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. — СПб.: Питер, 2016. — 176 с.
  5. Литвинчук В. Коллаж: чем он полезен? URL: https://shkolazhizni.ru/world/articles/60246/
  6. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех — Москва: Книга, 1990. — 248 с.
  7. Пу Ю. Каллиграфия и здоровье. URL: http://calligraphy-expo.com/participants/Yuan_Pu/kalligrafiya-i-zdorov_e
  8. Филиппова М. Г. Основы композиции в типографике [Текст] / М. Г. Филиппова — Шадринск, 2014.
  9. Чихольд Я. Образцы шрифтов — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2018. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): шрифтовая графика, балл, каллиграфия, шрифт, шрифтовой плакат.


Похожие статьи

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины

Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...

Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников

Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...

Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга

В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Похожие статьи

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на сов...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Сделана попытка проанализировать результаты исследований с целью выявить основные проблемы интеграции цифровых технологий в различные области музы...

Развитие коммуникативных способностей обучающихся средней школы средствами дидактических игр

В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и...

Овладение техникой чтения на английском языке в начальной школе: проблемы и причины

Статья посвящена вопросу овладения учащимися начальной школы техникой чтения на английском языке. В статье раскрыты понятия «чтение», «иноязычное чтение» и «техника чтения», выявлены трудности, которые могут возникнуть при овладении техникой чтения н...

Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников

Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования ...

Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга

В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их разв...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Особенности обучения графическому дизайну в подростковом возрасте

Рассмотрено понятие графического дизайна и сделаны выводы о том, что он отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения основам изобразительной деятельности подростков. Раскрывается специфика использования методов творческ...

Игра как фактор развития познавательных процессов в ранней профессионализации младших школьников

Статья посвящена проблеме развития познавательных процессов у младших школьников. Рассматривается важное значение игр в развитии познавательных процессов у младших школьников. Показано, что ранняя профессионализация с использованием игр может оказать...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Задать вопрос