В России социальная защита спортсменов не является комплексной системой и только сейчас встает на путь своего становления. Существующие программные документы и отдельные организационно-правовые механизмы, направленные на социальную защиту спортсменов в регионах, не имеют эффективного системного воздействия в данной сфере. Рассмотрев средства и методы социальной защиты в целом, необходимо выделить систему правового и экономического регулирования спортивной деятельности, которая предполагает наличие и совершенствование правового и экономического пакета соответствующих документов.
Понятие защита спортсмена с точки зрения обеспечения социальной защиты в системе спорта включает в себя не только защиту личных интересов, но и защиты прав спортивных клубов и государственных структур этой сферы, так как именно они обеспечивают весь процесс становления спортсмена и системы спорта [1].
Поэтому рассматривая средства и методы социальной защиты спорта в целом можно выделить систему правового и экономического регулирования спортивной деятельности, которая предполагает составление правового и экономического пакета соответствующих документов. В свою очередь механизмом государственной поддержки спорта будут являться определение и установление определенных гарантий по социальной защите в случае травмирования спортсмена.
Рассматривая проблему оказания социального обеспечения и защиты спортсменов видно, что отсутствует специальное законодательство о страховании, минимальные стандарты страхования членов сборных команд различного уровня. Еще одной проблемой остается отсутствие медицинского обеспечения и системы переподготовки спортсменов различного уровня, которые заканчивая свою спортивную карьеру, становятся «непригодными» к дальнейшей трудовой деятельности вне спорта. Социальная поддержка нуждается в достаточном финансировании, которая имеет недостатки даже в сфере пенсионного обеспечения.
Специального рассмотрения требует также, проблема обеспечения и совершенствования института социальной защиты, где особого внимания требует к себе разработка системы мер на законодательном уровне, так как спортсмен будет выступать не только как частное лицо, которому государство должно обеспечить его частную деятельность по обеспечению социальной само-защищенности, но и как субъект конкретной сферы социума. Следовательно, необходимо провести специальный анализ правового статуса спортсмена, его деятельности в настоящее время и по завершению спортивной карьеры.
Рассматривая социальную группу спортсменов, можно предположить, что социальная защита как система должна гарантировать и организовывать на высоком уровне конкурентоспособность спортивной индустрии с любыми видами деятельности человека в обычной жизни. Только при таких условиях будет реализован на высоком уровне основной принцип организации и оказании социальной защиты спортсмена, которая предполагает, что всегда и во всем необходимо обязательно ориентироваться на то, что любая организация должна строиться на подчинении единому законодательству. Поэтому, попытки «создания «специализированных» законов о социальной защите» и обеспечению спортивной деятельности спортсменов различного уровня, которые предпринимаются в нашей стране, являются недостаточными.
Вопросы реальной социальной защиты спортсменов предполагают внимание к этому аспекту жизнедеятельности спортсмена в течение всей спортивной карьеры, а не только социального обеспечения по ее завершении и материальной поддержки и премирования во время таковой. При этом система социальной защиты должна предполагать не столько материальное обеспечение, сколько учет этого фактора в сочетании с иными мерами психологического плана по обеспечению социального благополучия в целом.
Защита спортсменов является неотъемлемой частью системы социальной защиты населения. Она играет важную роль в развитии данной сферы и нуждается в формировании комплексной системы мер и постоянном их совершенствовании. От степени эффективности мероприятий, реализуемых в этой области, зависит здоровье и благосостояние спортсменов и членов их семей, а, соответственно, и состояние физической культуры и спорта в стране в целом, здоровье нации.
Необходимость «регулирования института спорта на законодательном уровне», которое будет включать вопросы социальной защиты спортсменов, остается принципиально важной. Прежде всего, это обусловлено тем, что каждый гражданин, занимаясь спортивной деятельностью должен иметь право на предоставление ему соответствующих условий, так как это целесообразно с различных точек зрения таких как, воспитательная, политическая, экономическая и юридическая [3, с. 232].
Только в таких условиях «занятия спортом становятся правом, гарантированным государством всем гражданам, только при этом возможна гарантированная социальная защита и в системе спорта» [2, с. 55].
Социальная защита спортсменов как единая система должна формировать и гарантировать конкурентоспособность спортивной индустрии с любыми видами трудовой деятельности человека в обычной жизни на высоком уровне. Только при таких условиях будет реализован принцип организации и оказания социальной защиты спортсменам, которая предполагает подчинение единому законодательству.
Таким образом, выявив недостаточность мер социальной защиты спортсменов различного уровня, установленных не только в законодательстве Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, возникла необходимость формирования комплексной программной и нормативной базы, которая реально обеспечит реализацию прав спортсменов. Для этого потребуется дополнительная разработка мероприятий по решению проблемы адресной социальной защиты спортсменов.
Литература:
1. Багов, Р. А. Физическая культура и спорт как фактор социальной защиты населения: Проблемы и перспективы формирования системы индивидуальной социальной защищенности / Р. А. Багов, М. П. Безруков. — М.: 2009. — 38 с.
2. Бауэр, В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях России / В. Г. Бауэр. // Спорт для всех, 2013. — № 3 — С. 50–56.
3. Безруков, М. П. Социальная защита и институт спорта (социокультурный анализ) / М. П. Безруков. — М.: Тровант, 2001. — 232 с.