Тема урока: Кодирование информации
Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа).
Класс: 5-й
Цели урока:
1. Образовательные:
1) приобретение навыков кодирования информации;
2) формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;
3) формирование представления о кодировании и декодировании информации;
4) отработка навыков работы с таблицами и схемами.
2. Развивающие:
1) развитие любознательности ребенка; 2) формирование информационной культуры; 3) развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить; 4) развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля.
3. Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.
Задачи:
1) дать определение понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;
2) рассмотреть способы кодирования информации;
3) познакомить с различными кодировочными таблицами;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки.
Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.
Требования куровню усвоения учебного материала после завершения урока:
ЗНАТЬ
1) определения понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;
2) принцип кодирования и декодирования информации;
3) различные кодировочные таблицы;
4) способы кодирования информации.
УМЕТЬ
Кодировать информацию различными способами
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
I. Организационный этап (30 сек.) |
Приветствие. |
Приветствие. |
Проявление доброжелательного внимания. Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация знаний (4 мин) |
Давайте с вами вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке. (Слайд № 1) 1) Приведите пример обмена информации между людьми. Назовите источник и приемник. 2) Чем отличается источник от приемника информации? 3) Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример. 4) Определите источник и приемник информации в ситуациях: 1. Бабушка читает письмо. 2. Учитель объясняет новый материал классу. 3.Разговаривают подруги Света и Маша. 4. Человек читает объявление в газете. 5) Что вы знаете об электронной почте? Молодцы! Давайте приступим к новой теме! |
Предполагаемые ответы: 1) Например, разговор друзей. Источниками и приемниками будут оба друга. 2) Источник — это то или кто передает информацию, а приемник — тот, кто принимает. 3) Да, является. Например, если вы заблудились в лесу, то можно обратить внимание, что муравейники и гнезда птиц располагаются с южной стороны деревьев. 4) 1. Бабушка — приемник, а письмо — источник. 2. Учитель — источник, а дети — приемники. 3. Обе подруги и источники и приемники. 4. Человек- приемник, а газета — источник. 5) Электронная почта — это система обмена сообщениями с помощью компьютерных сетей. |
Познавательные УУД: — актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Личностные УУД: — умение кратко формулировать мысль с учетом норм родного языка; |
III. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.) |
Презентация «Кодирование информации». Итак, информация может поступать от источника к приемнику с помощью сигналов разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, электрическим. Для того, чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить исгнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пора просыпаться, телефонный звонок — что кому-то нуно с вами поговорить. (слайд № 2). Постепенно мы пришли к понятию код. Обратите внимание на слайд № 3. Код — это система условных знаков, а кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Ребята, может вы уже встречались с кодированием в своей жизни? Приведите примеры. Совершенно верно! Еще в супермаркетах каждый товар имеет свой штрих код, с помощью которого вводят информацию о стоимости товара. Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков. Свой код из шести цифр имеет каждый населенный пункт РФ. Посмотрите на слайд № 4 и прочитайте. Кто придумал специальный способ представления информации для слепых? В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде нулей и единиц. Обратите внимание на слайд № 5. Существуют различные способы кодирования информации. Скажите какие? Существует понятие, обратное кодированию. Как вы думаете какое? Верно! Итак, давай обратимся к учебнику на стр.52 и зачитаем основные понятия темы. Есть ли у вас вопросы по новой теме урока? |
Слушают и смотрят на интерактивную доску. Слушают и смотрят на доску. Примерные ответы: 1.Я думаю, что примером кодирования звуковой информации являются ноты.2. Например, азбука Морзе. Читают. Отвечают: французский педагог Луи Брайль Отвечают: 1.графический 2.числовой 3.символьный Отвечают: Декодирование Читают. |
Регулятивные УУД: 1.развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; 2.развитие памяти и логического мышления 3.актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей; Познавательные УУД: 1.развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; 2. умение кратко формулировать мысль; 3.формирование понятия «Главное». Коммуникативные УУД: умение работать с источником информации; формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
IV. Физкультурная минутка (2 мин) |
А теперь настало время немного отдохнуть. На поляне стоит сосна, к небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге) Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса влево-вправо) Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) А теперь на месте шаг, выше ноги! Стой, раз, два! |
Делают зарядку, повторяя движения за учителем. |
Личностные УУД: формирование здорового образа жизни |
V. Этап закрепления новых знаний (15 мин) |
Итак, сейчас вы попрактикуетесь по новой теме. Откройте ваши рабочие тетради на странице 63 и выполните номера № 79–85.(Слайд 6–7) Кто выполнит все задания в тетради, выполняет задания на компьютере. |
Выполняют задания в тетради. Выполняют задания на компьютере. |
Регулятивные УУД: развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. Личностные УУД: умение использовать возможности текстового редактора; Коммуникативные УУД: умение работать в парах, развитие диалогической речи. |
VI. Рефлексия (2 мин.) |
Сейчас вы получите по три карточки: красную, желтую и зеленую. Поднимите только одну из них: (Слайд № 8) Зеленая карточка — тема полностью понятна, выполнены все задания, урок вам понравился. Желтая карточка — тема понятна, но не все задания выполнены, урок понравился, но не все. Красная карточка — тема не понятна, не все задания выполнены, урок показался скучным. |
Поднимают карточки. |
Личностные УУД: развитие самооценки |
VII. Этап подведения итогов урока (2 мин) |
Учащимся выставляются оценки. Молодцы, почти все справились с заданием! Ребята, запишите домашнее задание: У. с 168–175 РТ с.67–71 № 86–90 (Слайд № 9) — Спасибо за урок. До свидания ребята! |
Записывают домашнее задание. До свидания! |
|