Приведены методологические особенности исследования эффективности эксплуатации транспортного флота на грузовых перевозках, изложены результаты обоснования рациональных сфер применения типовых составов в Обь-Иртышском бассейне.
Актуальность исследования рациональных сфер применения основных типов составов на грузовых перевозках обусловлена действием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо выделить рыночные: конъектура, риск, конкуренция и другие определяющие положения судоходных компаний. 1
Стабильность и устойчивость в достижении поставленных целей и целевых ориентиров. Одним из путей решения этих задач- повышение эффективности эксплуатации флота на грузовых перевозках за счет использования различных видов флота и типов судов в сфере наиболее рационального их применения.
Анализ практического опыта организации транспортного процесса при осуществлении грузовых перевозок и результатов научных исследований в этой области позволяет сделать определенные выводы. Так, на большинстве направлениях грузовых перевозок несамоходный грузовой флот по экономическим показателям имеет преимущества перед самоходным. Это обусловлено прежде всего структурой перевозимых грузов, где преобладают массовые грузовые потоки. Широкие использование несамоходного флота на перевозке минерально-строительных грузов, где преобладают массовые грузовые потоки. Широкое использование несамоходного флота на перевозке минерально-строительных грузов, каменного угля, металлургических шлаков, лесных и других грузов в восточных бассейнах приносит судоходным компаниям определенную выгоду и доходы. При чём на дальнопробежных перевозках предпочтение отдается крупнотоннажным несамоходным судам и большегрузным составам. 4.
Малотоннажные грузовые суда успешно эксплуатируются на перевозках мелко порционных грузов и как правило на коротких пробегах.
Самоходный грузовой флот имеет свою сферу рационального использования. Они перевозят прежде всего грузы закрытого хранения, работают на линиях большой протяженности и высокой производительности грузовых перевозок в конечных пунктах, районах Заполярья, коротком периоде навигации, на быстро мелеющие притоки, перевозки грузов, требующих ускоренной доставки. Сфера деятельности речного транспорта на территории Западно-Сибирского экономического района и эксплуатация самоходного и несамоходного грузового флота на внутренних водных путях Обь-Иртышского бассейна определяется в рамках региональной транспортной системы. На нее оказывают влияние геополитические, географические, природно-климатические и социально-экономические факторы. В результате сложилось так, что в бассейне осуществляются следующие виды перевозок 1:
- Массовые грузы — несамоходный флот;
- Грузы крайнего Севера, Заполярья и приравненные к ним территории — самоходный и несамоходный флот;
- Добыча и перевозка нерудных строительных грузов — несамоходный флот;
- Крупногабаритные и тяжеловесные грузы — несамоходный флот;
- Контейнеры и пакеты — самоходный и несамоходный флот;
- Завоз грузов на боковые притоки и малые реки — самоходный и несамоходный флот.
Приведенные данные служат ориентиром в решении поставленной задачи и не могут быть использованы для подготовки и принятия конкретных решений по определению рациональных сфер применения на грузовых перевозках основных типов составов в Обь-Иртышском бассейне внутренних водных путей. Методика исследования рациональных сфер применения основных типов составов при осуществлении грузовых перевозок на внутренних водных путях базируется на определенных теоретических предпосылках и методологических принципах. Таковыми являются результаты анализа современных тенденций развития теории и практики организации транспортных процессов доставки грузов и технологических процессов работы технических средств перевозки, перегрузки, складирования и других 1,3. Современный этап в исследовании этих процессов основан на общей теории систем и теории воднотранспортных систем. 2, где реализуется системный подход при исследовании эффективности транспортных систем различных типов и видов. Системный подход представляет собой весьма значимое направление методологии научного познания и социальной политики. В его основе лежит исследование объектов как систем, которые рассматриваются как целочисленное множество взаимоувязанных элементов 2.
Применительно к организации транспортного производства системный подход означает, что изучаются основные количественные и качественные изменения в объекте исследования в целостной системе, а также между ними и окружающей средой. При этом вскрываются внутренние противоречия действующих объектах и между ними. При реализации системного подхода в исследовании транспортного производства доставка грузов и перевозке пассажиров на внутренних водных путях, оно представляется в виде открытой многоцелевой, иерархической, непостоянной во времени, сложенной управляемой системы с всеми присущими ей свойствами.
Таким образом, при исследовании транспортного производства доставки грузов по внутренним водным путям. Рассматривается система, состоящая из отдельных элементов: транспортный процесс и технологический процесс: работы технологических средств перевозки, перегрузки, складирования. Каждый из них также состоит из более мелких элементов. Одновременно транспортное производство является элементом (подсистемой) воднотранспортной системы 2 разного уровня (иерархий). Общая схема организации транспортного производства приведена на рис.1
Рис. 1. Общая схема организации транспортного производства
В качестве внешней среды исследуемой системы представляются:
Грузоотправители, грузовладельцы и другие виды транспорта при осуществлении мультимодальных перевозок. Организация транспортного производства начинается с приема груза от отправителя либо с другого вида транспорта (вход в систему) и завершается (выход)- выдачей груза получателю либо передача на другой вид транспорта.
Организационной основой функционирования системы «транспортное производство» являются принципы организации перевозок и работы флота 3.
В их числе: использование различных видов флота и типов судов в сфере наиболее рационального их применения. Их исследованию посвящена настоящая работа и это еще один аргумент в пользу актуальности исследования.
С позицией системного подхода к исследованию проблемы «обоснование рациональной сферы использования основных типов судов и составов» как система, состоящая из комплекса поэтапного решения задач. Одновременно она является элементом (подсистемой) системы исследования другой более высокого уровня. (Рисунок 2). Результаты решения комплексы задач обоснования рациональных сфер здесь являются исходными для более широкого и глубокого исследования крупной проблемы. В частности, обоснованное определение альтернативных путей решения задач предварительной оценки.
Рис. 2. Алгоритм обоснования рациональной организации транспортных процессов и систем
Следует отметить, что в зависимости от цели проводимого исследования постановка проблемы и формулировки задач рассматриваемая проблема может быть реализована при обосновании организации транспортных процессов и систем либо как самостоятельное исследование. В такой постановке оно рассматривается как самостоятельная, состоящая из комплекса поэтапно решаемых задач (рисунок 3).
На первом этапе анализируются факторы, которые оказывают влияние на эффективность эксплуатации транспортного флота. При этом необходимо рассмотреть и проанализировать условия эксплуатации: габариты судового хода, гидрологический режим и другие характеристики водных путей, дальность перевозок грузов, производительность перегрузочной техники и пропускная способность грузовых причалов: условия и техническая оснащенность системы обслуживания флота.
На основе полученных данных разработаны требования судам для использования в конкретных условиях. Далее определяются: допустимая эксплуатационная осадка и габариты судна или состава; архитектурно-конструктивный тип, конструкция и эксплуатационные качества судна. В последующем с учетом сложившихся грузопотоков, условий судоходства, обработки и обслуживания флота производится предварительная оценка сфер использования основных типов судов и составов.
Система показателей работы транспортного флота представляет собой комплекс величин, характеризующих уровень, качество и эффективность использования транспортного флота на перевозках грузов и пассажиров. В их составе следует выделить и эксплуатационные, и экономические.
Первая составляющая включает четыре группы показателей, последняя из которых –показатели производительности и провозной способности. 3 Эти показатели более широко используются для оценки уровня и качества работы флота, а валовая производительность –комплексный показатель, который выделяется из всей системы эксплуатационных показателей. Существует несколько способов его расчета, в зависимости от потребности исследования и оценки.
В числе экономических показателей 1: сумма эксплуатационных расходов на содержание судов; судо-часовые и удельные показатели эксплуатационных расходов, себестоимость перевозок; доходы от перевозок; финансовые результаты в виде прибыли и прочие производные от них. Между эксплуатационными и экономическими показателями существует определенная связь 3. Так с увеличением валовой производительности флота снижается себестоимость перевозок и наоборот. Эта связь описывается следующим аналитическим выражением:
S (3),
где -удельные судо-суточные показатели эксплуатационных расходов по тяге и тоннажу, соответственно, руб/сило-сут, руб/тоннаже-сут.
Cy=; Cy=; (4)
tэ; t΄э-эксплуатационный период, соответственно, тяги и тоннажа, сут.
;-сумма эксплуатационных расходов по содержанию, соответственно, буксирного и несамоходного судна, руб.
Другой способ расчета себестоимости перевозок по элементам кругового рейса:
S=; (5)
Где -судо-часовые показатели эксплуатационных расходов по содержанию буксирного судна на ходу и стоянке, руб/судо-ч;
-продолжительность ходового и стояночного времени, в составе кругового рейса буксира, ч.
m΄-число несамоходных судов в составе; ед.
C΄-судо-часовой показатель эксплуатационных расходов несамоходного судна, руб/cудо-ч.
t΄кр- продолжительность кругового рейса несамоходного грузового судна, ч.
Следует отметить, что существуют и другие способ расчета себестоимости перевозок грузов. Применение того или иного способа зависит от решаемой задачи. Задача исследования: Влияние глубины судового хода на эффективность эксплуатации может быть решена в более актуальной постановке, учитывая увеличение их за счет дноуглубительных работ. Затраты при этом определяются в зависимости от объема землечерпания на поддержание гарантированных глубин либо по улучшению судоходных условий за счет увеличения глубины судового хода. 5,7
При этом задача существенно усложняется. Требуется обосновать оптимальные типы судов и составов. Эффективность их эксплуатации с учетом оценки затрат по улучшению судоходных условий за счет дноуглубительных работ. Комплексный показатель оценки эффективности содержит путевую составляющую.
Таким образом, предлагаемая методика исследования и обоснования сфер использования на перевозках типов судов и составов базируется на системном подходе, принципах научной обоснованности и поэтапности решения задач. Она может быть реализована как при исследовании сферы использования типов судов и составов, так проблемы организации транспортных процессов и систем.
Литература:
- Бунеев В. М. Менеджмент на внутреннем водном транспорте: учебник /В. М. Бунеев, А. В. Зачесов, Ю. В. Турищев /Под общей редакцией В. М. Бунеева.-Новосибирск: НГАВТ, 2013.-430 с.
- Бунеев В. М. Основы теории воднотранспортных систем: учебник /В. М. Бунеев- Новосибирск: Сибир.гос.унив.водн.трансп., 2016.-179 с.
- Бунеев В. М. Технология и организация перевозок на речном транспорте: учебник / Бунеев В. М.-Новосибирск: Сибир.гос.унив.водн.трансп., 2018.-185 с.
- Ваганов Г. И. Эксплуатация секционных составов/Г. И. Ваганов.-М.:Транспорт 1974–192 с.
- Дегтярев В. В. Улучшение судоходных условий сибирских рек/В. В. Дегтярев.М.:Транспорт.-1987.-176 с.
- Зачёсов В. П. Организация перевозок и работы речного флота/В. П. Зачесов, И. А. Рагулин, В. М. Бунеев.-Новосибирск: НГАВТ, 2009.-356 с.
- Судоходство и водные пути Обь-Иртышского бассейна: монография