Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Гурьева, Е. И. Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо / Е. И. Гурьева, С. А. Ворожко, М. А. Ворожко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69769/ (дата обращения: 16.11.2024).



Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Ключевые слова: творчество, керамика, производство керамики, художественное наследие, творческие эксперименты, творческая интерпретация.

The purpose of the publication is to review the ceramic heritage of Pablo Picasso and to analyze the sources of influence on his work embodied in ceramics.

Key words: creativity, ceramics, ceramic production, artistic heritage, creative experiments, creative interpretation.

С 1946 по 1973 год Пабло Пикассо создал потрясающую коллекцию оригинальных керамических работ, которая насчитывает около 3000 экземпляров. Художник известен многими своими произведениями, но, возможно, величайшим вкладом в современную культуру было его непоколебимое стремление к экспериментам. До своего шестидесятилетия Пикассо уже занял особую нишу в истории искусств. Он был одним из основателей кубизма, написал «Гернику», создал свою знаменитую «сюиту Воллара» и был удостоен ретроспективы в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Большинство художников старше 60 лет с таким большим количеством достижений не стали бы искать новые художественные горизонты для исследования, но Пикассо не был обычным художником. Он всегда искал, экспериментировал и находил новые способы самовыражения. После окончания Второй мировой войны состоялась очень значимая для него поездка на юг Франции, вдохновившая художника на новую главу в его карьере. [2. C. 25]

В июле 1946 года Пикассо посетил керамическую ярмарку в небольшом французском городке Валлорисе, известным своим гончарным промыслом. Благодаря геологическим особенностям этого региона Франции, глина местных пород обладает уникальными качествами самоглазурования, и как следствие, большой устойчивостью к воздействию высоких температур. [1. C 52] В Валорисе производили традиционную кулинарную керамику, изготовленную на гончарном круге, часто декорированную росписью из рожка. Художник бывал в этих живописных местах с поэтом Полем Элюаром ещё до войны. Но именно в этот приезд у него завязалась настоящая дружба с Сюзанной и Жоржем Рамье, владельцами керамической мастерской «Мадура». Сюзанна Рамье была женщиной талантливой и энергичной. У неё за плечами была парижская Школа изящных искусств и руководство ткацкой фабрикой в Лионе. Именно в мастерской Рами под руководством Сюзанны и Жоржа стали проводиться эксперименты по творческой переработке форм народной посуды. В 1946 году Пикассо посетил «Мадуру» и вылепил несколько небольших керамических фигурок, которые были затем обожжены и бережно сохранены владельцами мастерской. Через год, в следующий приезд, фигурки были отданы художнику, которого не могло не тронуть такое чуткое отношение к его работам. Пикассо полюбил керамику всей душой. Это побудило его в 1947 году купить виллу в Валлорисе, чтобы вплотную заняться любимым делом.

В прошлом Пикассо экспериментировал с гончарным ремеслом — создал несколько ваз со скульпторами, такими как Пако Дуррио и Жан ван Донген, но именно работа в «Мадуре» зажгла в художнике творческий огонь. Он начал сотрудничать с мастерской Рамье, чтобы начать производство своей собственной керамики, открыв один из самых плодотворных периодов своей карьеры. [1. C 52] Но почему Пикассо, художник, который раньше исследовал другие художественные области, так заинтересовался керамикой? Было несколько причин. Во-первых, он был заинтригован тем, насколько быстро и с небольшими затратами он может создать новые керамические работы. В эпоху, когда только богатые люди могли позволить себе приобрести картины и скульптуры, Пикассо приветствовал идею о том, что его керамика потенциально может принадлежать обычным людям в послевоенном мире, поскольку этот вид ремесла подлежит тиражированию. [5] Ему также нравилась идея, что его керамические работы являются одновременно и эстетически привлекательными и функциональными — он часто дарил свои кастрюли, тарелки, кувшины и миски друзьям и членам семьи. Больше всего Пикассо стремился проверить творческий потенциал этой новой среды. Клод Пикассо, сын художника, упоминал о том, что его отец никогда не считал себя гончаром. Но его всегда интересовали материалы и технологии, исследование их качеств и возможностей, с помощью которых он мог открыть в себе новое творческое начало. Жорж Рамье выражал аналогичные чувства по поводу неутомимого любопытства Пикассо. Он писал о том, что всякий раз, когда Пикассо решает заняться новыми материалами, чтобы удовлетворить свое ненасытное желание обнаружить особенности каждой среды, он чувствует, что он освобожден от любой силы тяжести, которая может помешать полету его творческой мысли. [6. C 17]

Пикассо часто не столько создавал новые формы, сколько переосмысливал те, которые уже были в производстве «Мадуры», перерабатывая их и наделяя собственными художественными смыслами. Художник часто применяет деформацию уже существующих сосудов, меняя их форму в зависимости от полёта творческой мысли. Так, например, вазы преображаются в широкобедрые женские фигуры, а женщина-сосуд становится часто встречающимся образом в работах художника. Кроме того, в его работах хорошо прослеживается влияние предыдущих эпох. Древние работы мастеров Этрурии и Кипра, Северной Америки и Испании также нашли отражение в творчестве Пикассо. Одна из самых знаменитых — трипод, ваза, созданная в 1951 году по прототипу сосуда северной Кипрской керамики. Сюзанна Рамье создала лаконичный образец этого изделия в белом цвете, а Пикассо переосмыслил древнее произведение, придав образу антропоморфные черты и использовав форму как основу для головы, поддерживаемой руками. Одной из особенных черт керамики Пикассо является его стремление наделить материал духовной жизнью, одушевить его. Фавны, кентавры, совы, яркие антропоморфные образы придают керамике художника достоверность и ощущение присутствия этих существ где-то рядом. Эта переработка древних образов была частью попытки Пикассо наладить связи с его средиземноморским культурным наследием и поместить его работы в традиции средиземноморского искусства и ремесла. Пластическая же трактовка образов объединяет созданные художником объекты в предметы с ярким узнаваемым авторским стилем, раскрывающим особенные черты каждого из них. Созданию каждого произведения керамической пластики предшествовал поиск выразительной формы, оттачивавшейся в многочисленных листах эскизов и зарисовок. Пикассо являлся мастером стилизации, эффектно подчеркивая форму изделий и привнеся из графики виртуозное умение работать с линией и пятном. Одним из образцов, демонстрирующих связь графики и керамики в творчестве Пикассо, является «Блюдо с натюрмортом и гроздью винограда». Оно решено в сочетании линейно-пятнового диалога с использованием монохромных ангобов и техники сграффито. Художник процарапывает подсохшую глину по ангобу резцом, обнажая естественный цвет материала, использует контраст шероховатой матовой и глянцевой поверхностей. Как хорошему колористу, Пикассо нелегко было смириться с изменением цвета изделий после обжига, но его подкупала прочность и красота преображенных предметов. Пикассо пользуется массой известных технических приемов в работе с керамикой, и в том числе изобретает новые. В 50-х годах он много работает в технике линогравюры, параллельно занимаясь линокерамикой. [1. C 63] Изображения на плоской поверхности линолеума прекрасно отпечатывались в глине, передавая все особенности авторского почерка. Одним из примеров, демонстрирующим данную технику, является «Плакетка с головой женщины в венке», созданная в 1964 году.

Иногда художник прибегает к заимствованиям из Античности, но он никогда не делает этого напрямую. В интерпретации образов, взятых из древней культуры, сквозит лёгкий юмор, богатая фантазия и авторская стилизация. Пикассо часто придаёт новый смысл привычным предметам. Так с его лёгкой руки дуршлаг превращается в маску, а терракотовая фляга — в стилизованное насекомое с ярким декором. Форма изделий развивается художником, некоторые из них выходят за рамки бытовых вещей и утрачивают свои утилитарные функции, становясь самостоятельными скульптурными объектами и приобретая статус произведений искусства.

Пикассо стал новатором во многих областях искусства, включая керамику. Его творчество послужило отправной точкой для авторской керамики, направления, которое возникло в 1950–1970 годах во Франции отчасти благодаря развитию и популяризации этого направления Пикассо. Художник оставил богатое наследие не только в виде материальных результатов своего творчества, но и в стремлении к переосмыслению любого вида искусства, новаторству и страсти к экспериментам, которые и в наше время являются главной движущей силой развития любого вида художественной деятельности.

Литература:

  1. Г. Р. Галямова. Художественные особенности французской керамики 1950–1970-х гг.: диссертация кандид. исск., Москва, 2012, С 52–57, 63.
  2. М. В. Кожемякин, Е. Ю. Раскина. Франция. Страна королей и пяти республик, Вече, 2012, С 25.
  3. А. Г. Костеневич. Пабло Пикассо (1881–1973). К столетию со дня рождения. Каталог выставки из советских собраний, 1982, С 7.
  4. К. В. Мамонтов. Проблема восприятия объема и пространства студентами на занятиях по дисциплине «Академическая скульптура» МГПУ, Москва, 2018, С 3.

5. Интернет источник: с The History of Picasso Ceramics: How Picasso Changed Pottery Forever, 2018

  1. Ramié. G. “Picasso’s Ceramics,” Chartwell Books, 1974, С 17
Основные термины (генерируются автоматически): художник, работа, керамик, творчество, форма изделий.


Ключевые слова

творчество, керамика, производство керамики, художественное наследие, творческие эксперименты, творческая интерпретация

Похожие статьи

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Китайская культура и искусство как объект вдохновения для творчества

Данная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес не только для моих ровесников, но и для людей любого возраста. В ней рассмотрены вопросы большого разнообразия китайской культуры и творчества, влияния и создания вдохновения у ...

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Критский период творчества Эль Греко

В данной статье рассказывается о начальном этапе творческого пути испанского художника Эль Греко. Его манере письма в первых работах и различных художественных течениях и школах этого периода на острове Крит.

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Похожие статьи

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Китайская культура и искусство как объект вдохновения для творчества

Данная работа посвящена изучению важных вопросов, представляющих интерес не только для моих ровесников, но и для людей любого возраста. В ней рассмотрены вопросы большого разнообразия китайской культуры и творчества, влияния и создания вдохновения у ...

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Критский период творчества Эль Греко

В данной статье рассказывается о начальном этапе творческого пути испанского художника Эль Греко. Его манере письма в первых работах и различных художественных течениях и школах этого периода на острове Крит.

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Задать вопрос