В данной статье приведены результаты констатирующего этапа исследовательской работы по теме «Пересказ сказок как средство овладения связной речью детьми дошкольного возраста» при помощи метода анкетирования родителей. Также для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа приведен прием мнемотехники, которая была нами использована.
Ключевые слова: связная речь, сказка, пересказ, исследование, мнемотехника, мнемодорожка, мнемотаблица.
Сказки — один из самых древних образцов красивой, интересной связной речи. При пересказе сказок дети учатся строить грамматически и синтаксически правильные предложения, используют яркие эпитеты и сравнения, пополняют активный и пассивный словарь [2]. Также с помощью сказки выявляются и решаются многие психологические проблемы [3].
В рамках нашего исследования мы проводили обучение пересказу сказок детей старшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 6» Березка» села Актаныш Республики Татарстан. Так как НОД по развитию речи немного времени уделяет закреплению навыков пересказа, мы организовали в группе кружковую деятельность «Я рассказываю сказки».
На констатирующем этапе исследования мы провели анкетирование 50 родителей с целью выявления их отношения к умениям их детей пересказывать сказки. Анкета включала 5 вопросов:
Рис. 1. Результаты анкетирования родителей
Анкета включала закрытые вопросы, на которые родители могли ответить: «да», «нет», «трудно сказать». Открытые вопросы: «Какие сказки любит ваш ребенок? Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» мы вынесли на обсуждение в формате «круглого стола», которое организовали на родительском собрании после анкетирования.
Как видно из результатов анкетирования, у большинства родителей достаточно противоречивое отношение к исследуемой нами проблеме. 90 % считают, что пересказ сказок помогает развивать речь ребенка, 65 % положительно оценивают умение ребенка пересказывать сказки. То есть родители теоретически высоко оценивают потенциал сказок и умение их пересказывать. И сами родители любят сказки (60 %). Однако их реальные действия говорят об обратном: только 30 % детей рассказывают сказки своим детям и 25 % слушают своих детей, когда они пересказывают.
Таким образом, родители готовы, чтобы кто-то прививал их детям навыки пересказа, но сами не проявляют реальных действий, чтобы обучить их.
Это подтвердилось в дискуссии с родителями в формате «круглого стола». В ответ на вопрос: «Какие сказки любит ваш ребенок?» больше 20 % родителей затруднились с ответом. 60 % родителей путали мультфильмы и книги, перечисляя все вместе: сказки, стихи, загадки и мультсериалы.
20 % родителей ответили, что считают сказки бесполезным времяпровождением. Они считают, что сказки — это просто вымысел, а детям нужно с ранних лет прививать «реальные навыки, которые помогут подготовиться к школе». Эти родители в ответах на вопросы анкеты отмечали, что сами сказок не любят и считают обучение их пересказу бессмысленным. На вопрос: «Какие специальные приемы и техники вы применяете для развития речи вашего ребенка?» эти родители ответили, что водят детей в «Школу раннего развития», и там с детьми занимаются специалисты всем необходимым для их развития, в том числе и речевого.
Таким образом, в рамках нашего исследования мы выявили, что:
1) дошкольникам очень нужны навыки пересказа для овладения связной речью и словесно-логическим мышлением;
2) их родители уделяют мало внимания формированию навыков связной речи, надеясь на детский сад и разнообразные кружки раннего развития,
3) сказки являются оптимальным материалом для обучения дошкольников навыкам пересказа при условии использования специальных приемов для трансформации текстов, чтобы предупредить пересказ, основанный на механической памяти.
Далее, для решения задач развития у дошкольников навыков осмысленного пересказа была применена методика использования блок — квадратов В. П. Глухова [4]; технология коллажа Т. В. Большевой [1].
Мнемотехники с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц позволяют обучить детей важнейшим умениям работы с текстом: кодированние и раскодирование текста [1; 4; 5]. Для того, чтобы сделать кодирование словесной информации в зрительный образ — схему, детям нужно придумать знак определенного события или героя сказки. При этом знак — это не иллюстрация, в нем должна отразиться только суть события, без лишних деталей и красот.
В процессе пересказа сказок дети, вместе с воспитателями, рисовали сначала мнемодорожки, а когда сказки стали объемными начали составлять мнемотаблицы. Детям, действительно, было легче рассказывать по графическим рисункам. Соответственно, мы можем сделать вывод, что использование данного приема для развития связной речи у дошкольников эффективна.
Литература:
- Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощь мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб.: Детство — Пресс, 2001. — 128 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития [Текст] /Т. Н. Зинкевич — Евстигнеева — М.: Малыш, 2019. — 320 с.
- Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку /И. В. Вачков. — М.: Изд-во «Ось -89», 2007. — 63 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 166 с.
- Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] /Т. А. Ткаченко. — М.: ГНОМ и Д, 2004. -130 с.