В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и назначения их на должность.
Ключевые слова: судебная власть, Конституция, федеральный закон, Российская Федерация, Конституционный Суд, Верховный Суд.
This article deals with problematic issues related to the implementation of the independence of the judiciary in the Russian Federation. In order to objectively implement independence, it is proposed to make changes for candidates for judges and the procedure for selecting judges and appointing them to the post.
Keywords: judicial power, constitution, federal law, Russian Federation, Constitutional Court, Supreme Court.
Самостоятельность судебной власти закреплена во многих нормативно-правовых актах. Например, в Конституции РФ [1], в ст. 5 ФКЗ «О судебной системе» [2] и других законах Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний момент времени существует достаточно законов, регулирующих самостоятельность и независимость судебной власти, все равно существует ряд проблемных вопросов применения и осуществления «действительной» самостоятельности и независимости судей. В данной статье мы разберем непосредственно проблему самостоятельности судебной власти.
Начнем с того, что судьей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [1]. Тут возникает вопрос: «а будут ли решения этого судьи достаточно объективны, серьезны и профессиональны»? В данном случае мы согласны с мнением А. В. Тонконогого, который предлагает увеличить возраст с 25-ти лет до 35 — лет и юридический стаж с 5-ти до 10-лет [6, с. 132]. Полагаем, что возрастной ценз и увеличенный вдвое юридический стаж поможет самому судье быть справедливым и достаточно самостоятельным в принятии своих решений по судебным делам.
Также существенной проблемой является порядок отбора в судьи и назначения их на должность. Если мы обратимся к статье 10 Конституции РФ, то увидим, что «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Однако эта самостоятельность и независимость лишь условна, поскольку процедура порядок отбора в судьи и назначения их на дожность зависит от решения Президента РФ, Председателей судов и квалификационных коллегий, что уже показывает несамостоятельность судебной системы. Равным образом существует закрытость процедур предварительного отбора кандидатур в судьи, что может привести к принятию произвольных решений не исключая коррупциогенный аспект [5, с. 182; 3, с. 102.].
На наш взгляд, данный вопрос решается путем проведения отбора судей с учетом принципов гласности и публичности. Выносится предложение назначения федерального судьи на должность установленным органом судейского сообщества или путём голосования населения соответствующего региона; осуществить отказ от порядка назначения председателя суда на должность вышестоящим судом в пользу выбора его всем составом суда уровня, соответствующего уровню осуществления его полномочий [4, с. 55].
Выход из проблемы предложил А. А. Тонконогов, с чьим мнением мы полностью согласны. Он призывает внести изменения в Конституцию, а именно, чтобы Председателей Конституционного Суда и Председателя Верховного суда либо избирать на всеобщем голосовании на срок не более пяти лет с правом переизбрания не более двух раз подряд и также мы считаем, что они должны осуществлять назначение других федеральных судей, а председатели судебных коллегий субъекта РФ должны назначать мировых судей. Данные изменения должны показать всю самостоятельность и независимость судей и судов при их избрании тайным голосованием и назначении на должность судьи.
В связи с этим необходимо внести в ст. 118 следующие изменения «Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет с правом переизбрания не более двух раз подряд», а так же исключить пункт «е» ст. 83 Конституции РФ, по которому Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов». Полномочия Президента по преставлению и назначению Советом Федерации судей следует также изъять из п. 1 ст. 128, изложив его в следующей редакции: «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации».
Пункт 2 ст. 128 следует изложить в следующей редакции: «Судьи других федеральных судов назначаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации после согласования с Председателем Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом» [6, с. 130].
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели несколько вопросов, которые, на наш взгляд, являются проблемами самостоятельности судебной власти. Мы считаем, что возраст для становления судьей нужно увеличить, также как и юридический стаж для более объективных выносимых решений. Также выяснили, что самостоятельность судебной власти в Российской Федерации не является так таковой, поэтому считаем, что Председатели Конституционного и Верховного судов должны быть избраны путем всеобщего тайного голосования не более чем на 5 лет и не больше двух сроков подряд, а в последующем Председатели должны назначать уже других судей. Эта «судебная цепочка» должна помочь реализовать принцип самостоятельности и независимости судебной власти без участия Президента РФ и законодательной власти в лице членов (депутатов) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: Приор, 2018. — 32 с.
- О судебной системе Российской Федерации: [федер. конституционный закон от 30.12.1996 № 1-ФКЗ] // СЗ РФ. — 1997. — № 1. — Ст. 5.
- Капаева, А. А. Проблемы реализации принципа независимости и самостоятельности суда в Российской Федерации / А. А. Капаева. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 101–103.
- Ковалев, С. Е. Независимость и самостоятельность суда в Российской Федерации /С. Е. Ковалев// Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения–2017: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Гатчина,- 2017.- С 54–58.
- Кондрашев, А. А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике /А. А. Кондрашев// Актуальные проблемы российского права. -2015.- № 8.- С. 181–187.
- Тонконогов, А. В. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти Российской Федерации/ А. В. Тонконогов// Закон и право. — 2020.- С.130–133.