В статье говорится о региональной диспропорции в странах. Эта тенденция в последнее время значительно набирает обороты, а следовательно, и борьба с такой проблемой должна быть комплексной. Автором проводится анализ состояния Российской Федерации по коэффициенту 90/10, в результате которого выявляется, что коэффициент региональной диспропорции равен 15,4, это означает серьезное неравенство между регионами, и большой разрыв в экономическом развитии между самыми богатыми и самыми бедными субъектами в стране. Данное исследование проведено с помощью сравнительного метода статистических данных. Результаты исследования приводят к выводу о возможных путях решения данной проблемы, одним из которых будет путь по инновационной траектории, здесь также выделяются свои трудности, об этом подробнее рассказывается в статье. Еще одним решением проблемы диспропорции станет развитие регионов.
Таким образом, одной из задач региональной политики является привлечение инвестиций для внедрения перспективных новых технологий и научных разработок.
Ключевые слова: диспропорция, регион, экономика, развитие, динамика, экономические показатели, благосостояние, инновации, ВВП на душу населения.
The article refers to regional imbalances in countries. This trend has recently been gaining momentum, and therefore, the fight against such a problem should be comprehensive. The author analyzes the state of the Russian Federation by a coefficient of 90/10, as a result of which it is revealed that the regional imbalance coefficient is 15.4, which means serious inequality between regions, and a large gap in economic development between the richest and poorest entities in the country. This study was conducted using the comparative method of statistical data. The results of the study lead to the conclusion about possible solutions to this problem, one of which will be the path along the innovative trajectory, its difficulties also stand out here, this is described in more detail in the article. Another solution to the problem of imbalance will be the development of regions.
Thus, one of the tasks of regional policy is to attract investment for the introduction of promising new technologies and scientific developments.
Keywords: imbalance, region, economy, development, dynamics, economic indicators, welfare, innovation, GDP per capita.
Автором предлагается к рассмотрению очень важной мировой тенденции, которая в последнее время начала набирать обороты — это борьба с региональным неравенством в странах.
Разница между регионами внутри государства по экономическим показателям может быть, подчас, даже больше, чем между разными странами.
В частности, в США средний реальный ВВП на душу населения приблизительно на 90 % выше, чем в Словакии. Вместе с тем, в США в штате Нью-Йорк ВВП на душу населения выше, чем в Миссисипи на 100 %.
Население, а также многие эксперты, взволнованы тем, что такие серьезные разрывы и расхлждения являются признаком того, что некоторые регионы значительно отстают, а это тормозит всеобъемлющий рост. Слабые показатели уровня развития регионов приводят к возмущениям и расшатывает доверие и организованность в обществе.
Один из методов исследования регионального неравенства заключается в расчете показателя 90/10 посредством деления реального ВВП на душу населения в верхних 10 процентах регионов на тот же показатель для нижних 10 процентов регионов в стране. К примеру, в Италии коэффициент 90/10 равен 2,25, это значит, что в обеспеченной провинции Больцано ВВП на душу населения примерно в 2 раза больше, чем в Сицилии.
Автором было проведено собственное исследование, по результатам которого коэффициент Российской Федерации равен 15,4. Это оказываает огромное отставание (в 15 раз) самых бедных субъектов России, таких как Республика Ингушетия (ВРП на душу населения 112,6 тыс.руб), Чеченская Республика (133,4 тыс.руб.) и другие, от самых развитых: Ненецкий автономный округ (ВРП на душу населения 6950,4 тыс.руб.), Сахалинская область (2407,9 тыс.руб.), город Москва (1423,6 тыс руб.) (таблица 1).
Таблица 1
10% самых богатых РФ |
ВРП на душу населения |
10% самых бедных субъектов РФ |
ВРП на душу населения |
Ненецкий авт. округ |
6950,4 |
Республика Ингушетия |
112,6 |
Ямало-ненецкий авт. округ |
5710,1 |
Чеченская республика |
133,4 |
Ханты-Мансийский авт. округ |
2680,1 |
Карачаево-Черкесская республика |
165,4 |
Сахалинская обл. |
2407,9 |
Кабардино-Балкарская республика |
168,2 |
Чукотский авт. округ |
1578,5 |
г. Севастополь |
180,1 |
г. Москва |
1423,6 |
Республика Северная Осетия |
185,6 |
Магаданская обл. |
1196,7 |
Ивановская обл. |
196,0 |
Республика Саха (Якутия) |
1123,1 |
Республика Дагестан |
203,3 |
Тюменская обл. |
834,8 |
Республика Крым |
204,6 |
Всего |
23905,2 |
1549,2 |
|
Коэффициент 90/10 ≈ 15,43 |
|||
В значительной степени, сводя к нулю серьезное уменьшение неравенства за последние три десятилетия, диспропорция между регионами в странах с развитой экономикой понемногу увеличивается с конца 1980-х годов. Коэффициент 90/10 в странах с развитой экономикой в современный исторический период составляет около 1,7, то есть в 90-м процентиле в среднем на 70 процентов состоятельнее, чем регион на 10-м процентиле. В то же самое время, между регионами разница в доходах существенно меньше, чем в рамках одного региона.
Прогрессирующие разрывы также говорят о том, чтои уже не так стремительно, как ранее, пытаются сократить отставание от состоятельных регионов более бедные регионы в странах с развитой экономикой.
Меньшую предположительную продолжительность жизни, плохие показатели здоровья, также имея более высокую младенческую смертность, в стреднем обладает население в отстающих регионах. В таких регионах уровень безработицы намного выше, а доля участия населения в рабочей силе — ниже, также в этих регионах меньше доли работников с высшим образованием и людей в возрасте, считающимся наиболее производственным (с 25 до 54 лет).
Отсталые регионы из-за таких негативных социально-демографических условий, часто имеют невысокую производительность труда (выпуск продукции на одного работника) в разных секторах экономики. Эта неблагоприятная разница составляет около 15 процентов в сфере финансов, профессиональных услуг и обрабатывающей промышленности.
Эта тенденция также очень актуальна для нашей страны — проблема диспропорции в распределении. Проведенные швейцарским банком Credit Suise исследования продемонстрировали, что имущественное расслоение России вырывается в лидеры по мировым показателям, исключения составляют малые народы Карибского бассейна. От общего достатка россиян 30 % приходится на долю миллиардеров (около 100 человек). Как и любая другая экономическая проблема, диспропорцияв развитии требует минимизации негативных последствий и мер по ее устранению.
Чтобы преодолнть диспропорцию существует несколько путей. Одним из самых действенных считается путь инновационной траектории. Предложил ее впервые Феликс Янсен. Он рассматривал инновации в качестве фактора, который обеспечивает стабильный рост и процветтание государства. Страны, ориентированные на нематериальные активы, получают конкурентные преимущества. Россия в этой области, с одной стороны, обладает потенциалом и базой научных исследований, а с другой — результаты исследования не всегда доводятся до практически используемых инноваций. На международном рынке российский инновационный продукт составляет всего лишь 1 % (к примеру, в США этот показатель достигает 40 %). Для достижения качественного роста нашей экономики применение инноваций является необходимым фактором.
Вдобавок, еще одним решением проблемы диспропорции станет развитие регионов. Такие мероприятия, как усиление финансирования на развитие отдельных сфер региона: строительство, производство, медицина, наука и др., спровоцируют рост занятости и доходов населения, что будет являться толчком развития инвестиционных проектов и частной экономики на длительную перспективу.
В настоящее время на региональном уровне непременно нужно стараться уберечься от изоляции и выстроить крепкий фундамент для активного экономического роста. Сегодня ключевым фактором конкурентоспособности развитых стран являются новые здания, технологии и идеи, что делает актуальным рассмотрение новых концепций успешного взаимодействия институтов национальной иновационной системы. При этом, мощной силой эффективного служения потребностям регионального экономического развития могут стать университеты. Они выполняют функции движущей силы инновационных исследований для государства. Достижения в исследованиях университетов побуждают к появлению новых отраслей и рынков, что ведет к увеличению экономического роста и созданию новых рабочих мест для деятельности граждан. В настоящее время университеты России нацелены на создание предприимчивого места, в котором люди могут сосредоточить старания исследователей, ученых и производителей по направлению ускроренного внедрения научных разработок. Это побуждает организовывать новый «креативный класс» студентов и серъезного соперничества за таланты.
Таким образом, одной из задач региональной политики является привлечение инвестиций для внедрения перспективных новых технологий и научных разработок. Для реализации такой политики в регионе власти должны создавать условия, которые будут способствовать наибольшему привлечению инвестиций из вне, как для благоприятной деятельности малого и среднего бизнеса, так и для преобразований крупного производства.
В наши дни инвестиционной политике региона нужно уходить от узкой направленности и совершенствовать экономическую отраслевую структуру путем обновления производственно-технической базы.
Из вышесказанного вытекает следующая проблема — внедрение инноваций. Хоть и инновации в современном мире играют важную роль, но в Российской Федерации эта сфера развита слабо. Любые инновационные технологии сталкиваются с проблемой их внедрения в регионы России, среди них такие, как: недостаточное вовличение бизнеса в формирование законодательной базы; низкий уровень цифровой грамотности населения; несовершенство техноологий.
Также важной проблемой является изношенность основных средств предприятия. Это оказывает отрицательное воздействие на развитие процесса модернизауии и освоение предприятиями инноваций, потому что при сильной изношенности фондов, предприятию внедрить какую-либо новую технологию невозможно. Получается так, что внедрение инновационного продукта может привести к обновлению большей части производственного комплекса. Многие предприятия не способны найти на это средства и отказываются от преобразований.
Эти проблемы требуют комплексного решения, таких как:
- Учет разной степени готовности регионов к цифровизации. Федеральным законом будет дано право регионам своими актами упрощать те или иные решения, потому что все регионы абсолютно разные, готовность по цифровизации — абсолютно разная.
- Совместная работа бизнеса и власти над законодательной базой. Бизнесу нужны понятные правила на ближайшие несколько лет, чтобы он мог планировать свою деятельность. В условиях технологической и иной неопределенности это чрезвычайно важно, потому что это минимизирует риски. Это минимум. Максимум — это участие бизнеса в разработке всех правил.
- Создание особых экономических зон и технопарковых структур, доработка законодательной базы об инновационной деятельности, проведение политики реформации экономики государства, которая будет основана на инновациях, как национальной задаче (проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)», который был разработан в 2010 году Министерством экономического развития России).
Все, перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности и борьбу с региональной диспропорцией в стране.
Литература:
- Антонова З. Г., Комаревцева Л. В., Лившиц В. И. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета 2012 № 1. С. 5–16.
- «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс] // Центральный Банк России. — https://cbr.ru/publ/ondkp/on_2020_2022/(дата обращения 12.03.2020).
- Бельских И. Е. К вопросу изучения партнерства и пространственной интеграции стран в мире // Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее. Сборник научных трудов участников Международной научной конференции — XXVI Кондратьевские чтения. — М.: Изд-во Межрегиональной общественной организации содействия изучению, пропаганде научного наследия Н. Д. Кондратьева, 2019. С. 40–43.
- Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.gks.ru/
- Лебедева М. М., Мельвиль А. Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Полис. 1999. № 4.