В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследование выполнено на материале произведения В. С. Маканина.
Ключевые слова: современная литература, перестройка, типизация, смена эпох, художественная модальность, социальный тип героя, литературный тип.
Литературный тип — это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение [2].
Исходя из данного определения мы видим, что литературный тип отражает черты, свойственные группе героев, которые схожи друг с другом манерой поведения, мировоззрением, жизненной позицией. Каждая литературная эпоха рождает свои типы героев, которых выбирают писатели и изображают в своих произведениях для того, чтобы отразить дух времени, дать характеристику поколению и продемонстрировать социальные особенности той или иной эпохи. Соответственно и герой, который представляет определённый литературный тип становится объектом для исследования писателя, который способствует лучшему пониманию текста и раскрытию авторской идеи.
Объектом данной стал роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», предметом статьи стала особенность авторской типизации героев в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени»
Вопрос о трагедии человека, который не может найти себя в современном мире, а также о его особом осознанном выборе и последовавшей за этим ответственности современный российский писатель Владимир Маканин поднимает в своем романе «Андеграунд, или Герой Нашего Времени».
Данный роман принёс автору не только мировую известность в литературе, но и многочисленные государственные премии. На сегодняшний момент произведение, написанное в 1998-м году, является самым значительным в творчестве, в котором автор наделяет главного героя своими основными функциями, то есть некоторой свободой в пределах данного текста. Именно здесь главный герой Петрович становится центром повествования, и всё повествование в свою очередь зависит от него: от его взглядов, сознания, мыслей.
Петрович-повествователь, явился в какой-то мере и автором данного произведения, а его социальный статус, его профессия — писатель, только подтверждает этот факт. Петрович — уничтоженный системой писатель, писатель без книг, он, как и все представитель андеграунда, не печатался, а точнее его не печатали. Но в отличие от братьев по несчастью, которые подчинились системе перестройки, он пошёл против, он отказался от творчества и погрузился в философские раздумья. Можно сказать, что Петрович плыл по течению жизни. Его судьба не складывается не только по вине редакции, которая отказывает ему в печати, но и по вине его самого, ведь он отступает и остается жить на социальном дне. «Я дичал. Я мог разучиться произносить слова. Я впадал в обморочное состояние, как только вспоминал, что в следующем месяце тоже 30 дней. Я поскуливал» [4].
Мы проанализировали произведение писателя с точки зрения его героев, нашли характерные черты социума периода перестройки, разделили всех героев романа на несколько социальных и литературных типов; внутри групп героев объединили исходя из типичных присущих им черт.
Если посмотреть на произведение в целом, то можно разделить часть героев данного романа на две группы, одна из которых — это Петрович и подобные ему представители андеграунда, а вторая группа — социальный тип — общажные жители. Если представители андеграунда очень различаются между собой и появляются в тексте очень часто, участвуя в развитии сюжета, то среди жителей общежития очень трудно выделить кого-то отдельно, ведь они, подобно перестроечному обществу, абсолютно одинаковы и принципиально похожи друг на друга.
Если на первый взгляд эти две группы являются противоположностями, то при детальном рассмотрении мы можем увидеть, что и те, и другие — представители культурной и социальной периферии. Общежитие же в свою очередь является символом всего социального устройства России, как огромное пространство, наполненное бездуховностью и подчиняющееся лишь животным инстинктам. Сам Петрович замечает эту картину, так как является общажным сторожем: «Не выспавшиеся торопятся на работу женщины, мужики, что с ними рядом, серые, нечесаные, припухшие и без желания жить. Мелкие, угрюмые люди, не способные сейчас шевельнуть ни рукой, ни мозгами. Им невыносимо. Трудно работать, жить, курить трудно» [4].
Как уже отмечалось ранее, Петрович был нужен всем этим общажным жителям лишь для своих целей, кому-то выговориться, кому-то выслушать совета, кому-то просто поглумиться. Несмотря на то, что Петрович является представителем маргинального общества, и находится на социальном дне, он видит во всех общажных духовную нищету, которая вызывает не сочувствие, а лишь жалость, ведь их мир ограничен, ограничен стенами общежития, бесконечными тёмными коридорами.
Следуя традиции в своем творчестве создавать собирательные образы, Маканин показал нам, как здесь, в общежитии, каждая отдельная личность, каждое «Я» растворяется в «МЫ», то есть погибает в толпе.
Петровича можно назвать человеком, не способным придерживаться священных правил или исповедовать какую-либо религию. У Петровича любые светлые проявления любви, авторитета личности вызывают внутреннее отторжение: «Неужели я похож на человека, который бережет семьи? Обидно!» [4]. Несмотря на явный цинизм данного высказывания, мы не можем осуждать Петровича, ведь для него распад всего святого в обществе — совершенно естественное явление, явившееся как итог государственной перестройки.
Другие типажи героев, которые можно вынести за рамки двух групп, ранее выделенных нами, представлены современными демократами, к которым с огромной иронией относится Петрович. Петрович буквально смеется над демократами, понимая, как они заблуждаются, так и не научившись ничему на опыте прошлых лет. Демократы, по мнению Петровича, игнорируют то, что социум и быт в целом не устроен, они ищут источник зла лишь в социальном неблагополучии жизни. Ещё сильнее это ирония прослеживается в связи названия главы с названием романа Тургенева о демократах «Новь. Первый призыв». Именно здесь мы можем проследить развитие отношений Петровича с Вероничкой, которая когда-то была хрупкой и беззащитной поэтессой, но после перестройки стала чиновником, и тем самым любовь между Петровичем и Вероникой растворилась.
Во всей жизни Вероники и в её отношении к власти Петрович видит, как устроен механизм современной жизни, как люди пытаются занять высокое место в обществе, стать «власть имущими».
Ещё один ряд героев нового времени, которых Петрович также поставил особняком, были люди, которые рвались к власти, желающие захватить мир. Если во времена Петровича это были молодые прогрессивные литераторы, то сейчас литераторов заменили бизнесмены, ставшие героями нового 21-го века. Такие Дуловы и Ловянниковы, по мнению автора идут впереди в костюмах, при галстуке, с телефонами, думающие только о бизнесе и о чёрном нале (наличных деньгах). Это и есть, как говорит Петрович, человек нового мира и герой будущего. Насколько это хорошо или насколько плохо Петрович не решает и не ставит об этом вопрос, также как и автор самого романа: «Впереди, в 21-м веке, уже маячил будущий бизнесмен Ловянников, богатенький сладкоголосый говорун... Ну, за будущее не винят. Такой или не такой, а человек будущего, притом талантливый, он говорит нам о данной деятельности, в которой предстоит жить «героям прошедшего века» [4].
Ещё один пласт людей в романе представлен служителями государства и предстает перед нами работниками «психушки», то есть врачами психиатрами. Сама психиатрическая лечебница в романе Маканина — это не отдельное учреждение, это часть государства, которая служит для того, чтобы подавлять инакомыслие и своеволие. Маканин отвечает, что психиатры — это особый тип людей, которые считают себя выше других, как бы возвышаются над всеми остальными и над остальным персоналом больницы тоже. Эту мысль легко можно проследить в действиях и словах главного врача больницы Ивана Емельяновича: «Вы никакой не больной. Вы — никто. С точки зрения психиатра, вы — бесформенная амёба нечеловеческая каша, которую теперь я вытряхну-таки и выверну наизнанку» [4]
В этих словах заключается главная функция психиатрических больниц — уничтожение личности, ужасный механизм превращения человека в безумную, ничего не чувствующее существо. Именно такими Петрович, а вместе с ним и автор Маканин видят людей конца 90-х годов.
Литература:
- Алексеева, Н. В. Горьковский «след» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» // Максим Горький художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. — Н. Новгород, 2002. — С. 228–233.
- Варламов, А. В. Адресат — будущее / [текст] / Современная литература глазами прозаиков / Варламов. А // Вопросы литературы. — № 1. — 1996. — С. 32.
- Козлова, А. Премиальный «андеграунд» (В.Маканин: эволюция как девальвация) // Литературная газета. 2004. — 14–20 апреля. — С. 4.
- Маканин, B. C. Линия судьбы и линия жизни: Романы. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.