В настоящее время сложно представить человечество без транспорта. Данный вид передвижения позволяет не только перемещаться людям, но и служит довольно удобным механизмом перемещения необходимых грузов. В данной статье будут рассмотрены особенности правового регулирования осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов.
Цель статьи исследовать существующие актуальные проблемы, возникающие при правовом регулировании описываемой перевозки, предложить возможные способы решения указанных проблем.
Источником регулирования перевозок опасных грузов является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) [1], подготовленное в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии.
Приложения к Соглашению содержат: требования, при соблюдении которых допускается международная автомобильная перевозка опасных грузов, перечень опасных грузов, вообще не допускаемых к перевозке или же перевозимых с соблюдением строго определенных условий; изложены предписания, касающиеся опасных веществ и предметов, их тары и упаковки (приложение A), а также предусмотрены технические требования к автотранспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов, установлен обязательный порядок их технического осмотра и выдача в стране регистрации свидетельства о допущении к перевозке, срок действия которого не может превышать одного года (приложение B) [1].
На отечественном уровне автомобильная перевозка опасных грузов регламентируется следующими нормативными актами: Федеральный закон от 2 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»», Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов», Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом», Приказ Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов», Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 9 января 2008 г. № ГК-15фс «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июля 1997 г. N 68 «О ходе подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов», Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 декабря 1994 г. N 92 «Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов».
В соответствии с Конвенцией о дорожном движении все автотранспортные средства РФ, предназначенные для осуществления международных перевозок, должны быть зарегистрированы на территории РФ и водитель автомобиля должен иметь свидетельство о регистрации. Это одно из требований к автотранспортным средствам не только при международных перевозках, но и в принципе всегда.
Необходимым требованием является наличие у водителей находящихся в международном движении транспортных средств разрешенной максимальной массой более 3,5 т действительного, надлежащим образом заполненного международного сертификата технического осмотра (далее МСТО). Данное требование было внесено Поправкой 2 к Европейскому соглашению 1971 года, дополняющему Венскую конвенцию 1968 года о дорожном движении, а также Соглашению о принятии единообразных предписаний для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров.
Контроль наличия МСТО автотранспортных средств государств, являющихся договаривающимися сторонами Венского Соглашения 1997 года, на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обеспечивается работниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации.
Возможность въезда автотранспорта в страну или следование транзитом через территорию страны связана с наличием соответствующего разрешения. Бланк разрешения представляет собой документ с рядом реквизитов, оформленный соответствующим образом.
Перевозка опасных грузов на международной арене, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов предъявляет требование о наличии специальных разрешений, выдаваемые компетентными органами. В Российской Федерации таким органом является Министерство транспорта РФ.
Для осуществления международных перевозок грузов обязательно наличие страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. На текущий момент разработан международно-признанный страховой сертификат «Зеленая карта», который может быть оформлен на срок от 15 дней до 1 года.
Особые требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. В зависимости от типа управляемого транспортного средства к умениям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза, должен уметь:
– принять меры для выявления или устранения последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом;
– оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом;
– контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз [5].
К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения [6, С.68].
Водитель, перевозящий опасные грузы, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
– товарно-транспортную накладную;
– адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения;
– лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;
– свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
– аварийную карточку системы информации об опасности [4].
Опасные грузы (также обычные грузы) в зависимости от характера и способа переработки могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.
Тарно-штучные товары перевозят в таре различных видов: жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки, кули). Жидкие грузы перевозят в специализированных контейнерах. Большую часть грузов занимают сыпучие грузы, которые, как правило, не упаковывают, а перевозят навалом, что при случае неблагоприятной перевозки не позволяет сохранить груз и подвергает окружающую атмосферу негативному воздействию [5].
Свойства опасных грузов давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования [5].
Упаковка опасных грузов осуществляется в соответствии с ГОСТ 26319–84 «Грузы опасные. Упаковка». Общее правило к упаковке таких грузов — это их герметичность. Опасные грузы не должны взаимодействовать с окружающей средой во избежание причинения ей вреда. Если груз упаковывается в непрочную тару, например, стеклянные банки, то он должен быть запакован во второй слой упаковки, состоящий из таких материалов и расположенный так, чтобы избежать возможности разгерметизации первого слоя упаковки. Каждое грузовое место, предназначенное для перевозки опасного груза, должно быть в обязательном порядке промаркировано. На маркировке указываются:
– знак опасности;
– наименование груза согласно алфавитному указателю;
– классификационный шифр;
– номер ООН.
Знаки опасности должны располагаться таким образом, чтобы при любом положении предмета знак мог бы быть визуально наблюдаем. При этом если груз содержит несколько классов опасности (например, легковоспламеняем и токсичен), то он должен быть помечен знаками, четко обозначающими каждую возможную опасность [2].
В международных правилах и нормативах различных стран существуют некоторые противоречия. Одна и та же продукция может классифицироваться по-разному. В некоторых актах она может причисляться к категории опасных грузов для перевозки, а в других нормативах не попадать в подобный перечень. Такие же разночтения присутствуют и в области маркировки опасных грузов. Если в некоторых правилах международных перевозок для груза требуется один вид маркировки, то в других ее может быть недостаточно. Такие противоречия имеют место даже несмотря на тщательную проработку нормативов и их обязательную корректировку, которая проводится раз в два года с целью установления соответствия новейшим достижениям в области науки и технологических разработок. Необходимо учесть, что для опасных грузов международная перевозка служит лишь промежуточным этапом, который необходим для полного и своевременного удовлетворения потребностей производства и потребления. Опасные грузы в международном масштабе транспортируются как для бытовых, так и для промышленных нужд, а, следовательно, потенциальная опасность негативного воздействия на экологию и здоровье людей существует не только в процессе транспортировки, но и на других этапах. Это значит, что ошибки и неточности с маркировкой несут угрозу и во время других этапов оборота опасных грузов. Так, в зависимости от этой информации и применяются соответствующие меры обеспечения безопасности. Любые неточности в информации по легковоспламенимым, ядовитым, радиоактивным и другим видам опасных грузов могут стать причиной трагических последствий.
Для разрешения вышеописанных проблем по перевозке и обороту опасных грузов в международном масштабе постоянно совершенствуется Согласованная система классификации опасности и маркировки химических веществ. В настоящее время применяется 5-я редакция документа.
К проблемам правового регулирования международных автоперевозок опасных грузов также стоит отнести разрешительную систему перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, для которой последние 20 лет характерна противоречивость механизма правового регулирования, неразграниченность и дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, и органов исполнительной власти субъектов РФ, отсутствие единой действенной системы государственного контроля за осуществлением грузоперевозок, несмотря на принятие Федерального закона от 2 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Таким образом, эта специфичная категория международных автомобильных перевозок имеет ряд проблем, которые возникают непосредственно при организации транспортировки опасных грузов. Для преодоления уже имеющихся проблем следует предпринять меры, которые не допустят в дальнейшем нарушение порядка перевозки — к таким мерам можно отнести приведение отечественных правовых норм в соответствие с международным правом.
Литература:
1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов // СПС «Консультант Плюс».
2. Кравцова Е. А. Законодательное регулирование обеспечения экологической безопасности при перевозках опасных грузов // ЮП. 2019. № 1 (88). [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-regulirovanie-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-pri-perevozkah-opasnyh-gruzov (дата обращения: 27.04.2020).
3. Колесник П. С., Кущенко Л. Е. Перевозка опасных грузов. Требования к водителю // Инновационная наука. 2019. № 7–8. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevozka-opasnyh-gruzov-trebovaniya-k-voditelyu (дата обращения: 24.02.2020).
4. Колесник П. С., Кулыгина Н. А., Кущенко Л. Е., ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ВОДИТЕЛЮ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ // Символ науки. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-voditelyu-pri-perevozke-opasnyh-gruzov (дата обращения: 27.04.2020).
5. Одинцов Л. Г., Запорожец А. И., Хакиев З. А. Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом // Технологии гражданской безопасности. 2009. № 1–2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom (дата обращения: 24.02.2020).
6. Туревский, И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник / И. С. Туревский. — Москва: Форум: Инфра-М, 2017. — 288 с.